Общество глухих

Особым детям — особая помощь

Сегодня в Тюменской области каждому третьему ребёнку нужна специальная психолого-медико-педагогическая помощь. А всего в России детей с проблемами в развитии, по данным Минздравсоцразвития, около 80%. Грустная цифра, и вопросов здесь пока больше, чем ответов и решений...

Недавно в институте психологии, педагогики, социального управления Тюменского государственного университета прошёл региональный научно-практический семинар «Инновации в специальном образовании». Открывая его, заведующий кафедрой «Специальной педагогики» ТюмГУ доктор педагогических наук Алексей Дмитриев подчеркнул, что встречи такого рода проводятся не часто, хотя тема воспитания, обучения и коррекции детей с тяжелыми нарушениями развития давно требует внимания.

Несомненно, назрел вопрос и о повышении ответственности родителей за состояние здоровья будущего ребёнка. Но инициатива по комплексному решению этой проблемы должна принадлежать государству. Существенную роль в улучшении ситуации могут сыграть научные центры по планированию здоровой семьи. Материал об этом, например, для школьников и студентов содержится в программе, которую подготовила тюменская общественная организация — информационный центр «Здоровая жизнь».

С января 2010 года началась реализация двух программ: «Первый шаг» — по обеспечению в нашем регионе медико-социальной помощи детям раннего возраста с отклонениями в развитии, а также «Основные направления реабилитации инвалидов Тюменской области». Оба проекта направлены на снижение уровня детской инвалидности, создание системного подхода к реабилитации. Только с этого года начала проводиться диагностика детей-инвалидов начиная с самого их рождения. Об этом на семинаре рассказала специалист Главного бюро медико-социальной экспертизы по Тюменской области Светлана Зенина.

Поставить правильный диагноз немаловажно, но, к сожалению, дальше цепочка помощи таким детям существенно замедляется. По словам Алексея Дмитриева, силы слишком не равны... Педагогов-дефектологов очень мало по сравнению с той армией больных детей, которые вместе с родителями хотели бы получить профессиональную помощь.

В Тюменской области, по мнению выступающих, пока не сложилось полноценной структуры подготовки дефектологов. Лишь недавно, в 2009 году, на кафедре «Специальной педагогики» наконец открылась аспирантура. По сравнению с юристами, экономистами, которых, судя по официальной статистике, в нашем регионе переизбыток, педагогов-дефектологов выпускаются единицы. В этом году — 34 человека, а нужно полторы тысячи специалистов для учебных учреждений области!

— В этой образовательной сфере мы, — говорили на семинаре педагоги коррекционных школ, — отстали, к примеру, от свердловчан на несколько десятков лет.

Дети, часть которых обучается сегодня в 23 специальных коррекционных школах нашей области, нуждаются и в более эффективных методиках, и в большем количестве специалистов — логопедов, олигофренопедагогов, тифлопедагогов, работающих со слабовидящими и слепыми ребятами, сурдопедагогах, занимающихся со слабослышащими и глухими детьми.

Около ста руководителей учреждений дошкольного и школьного образования — участники семинара — сетовали на проблемы. Общество в лице государства пока не обращает должного внимания на тот огромный детский социум, который требует более серьёзного подхода. Такие дети вырастают зачастую не подготовленными к будущему — социально и профессионально.

— К этому ресурсу нашего общества следует относиться более разумно и бережно, — уверен профессор Дмитриев. — Хотелось бы видеть встречную инициативу в данном направлении от чиновников, депутатов. Большую роль могли бы сыграть общественные организации, но их, к сожалению, пока нет в нашей сфере.

Главный акцент был сделан на инновации в специальной педагогике, новые подходы к обучению детей с проблемами в развитии, использование нестандартных образовательных технологий. Интересный доклад на эту тему представила кандидат педагогических наук Галина Криницина. Она поделилась с коллегами авторскими методами и приемами, которые помогут обучать детей контролировать и «понимать» свой речевой аппарат. Выступали и молодые ученые-дефектологи. В своих докладах аспиранты кафедры специальной педагогики ТюмГУ Алена Титовец, Евгений Денисенок, Кирилл Рейт рассказали об эффективности использования красочных компьютерных технологий для коррекции детей с отклонениями в развитии.

Большой интерес вызвало выступление выпускницы кафедры Алины Карпенко. Она сделала доклад об обучении грамоте умственно отсталых детей с использованием средств мелкой моторики. «В специальной педагогике это абсолютно новая технология, связанная не только с обучением, но и с эмоциональным реагированием детей, что очень важно для их мотивации в усвоении знаний», — подчеркнул научный руководитель студентки и организатор семинара Алексей Дмитриев.

Кроме тюменцев на семинаре присутствовали представители Курганского и Шадринского педагогических институтов. В заключение участники мероприятия выразили благодарность сотрудникам кафедры «Специальной педагогики» ТюмГУ за огромный труд по подготовке нужной и полезной встречи. Мнение присутствующих — встречаться и обмениваться опытом специалистам в этой сфере нужно чаще! — было единодушным.

1,5 тысячи педагогов-дефектологов требуются учебным учреждениям Тюменской области. В 2010 году этих специалистов будет выпущено всего 34 человека.

http://www.t-i.ru

27 мая 2010 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь