Общество глухих

Борьба за выживание

13 миллионов россиян, то есть практически каждый десятый, являются инвалидами – таковы данные Министерства здравоохранения и социального развития. Но дело не в цифрах, а в нашем отношении к людям, которые каждый день борются за выживание.

ВРАЧИ-ВЫМОГАТЕЛИ

Семилетняя Таня из Ярославля – инвалид детства. В ее карточке стоит страшный диагноз: детский церебральный паралич. Каждый год мать Елена Бурова привозила дочку на переосвидетельствование. Однажды на приеме ей заявили, что у ребенка легкая степень ДЦП и инвалидность надо снимать. В этот раз, сказала врач, она из жалости продлит инвалидность, но в следующем нужно будет заплатить 12 тысяч рублей. Елена пришла на следующий прием с диктофоном и записала свой разговор с врачом, а потом предоставила запись в правоохранительные органы, которые задокументировали факт вымогательства взятки. В результате Елену и ее ребенка перевели в другой филиал и без проблем продлили инвалидность.
Ребенку же Нины Даниловой, у которого с рождения синдром мальабсорбции, инвалидность сняли, когда мать не смогла принести требуемую сумму. Нина не раз платила за продление инвалидности, но, по ее словам, цена все время росла: сначала шесть тысяч, потом восемь, двенадцать. В последний раз Нине сказали заплатить 15 тысяч. Таких денег у нее не было.

Комментарий заместителя начальника УБЭП УВД по Ярославской области Юрия Неврастенникова: К нам обратилась жительница города Ярославля с заявлением, что у нее вымогают деньги. Борьба с коррупцией – это одно из главных направлений деятельности органов внутренних дел, поэтому мы отреагировали сразу, приняли заявление и провели в соответствии с законом об оперативно-розыскной деятельности комплекс оперативно-розыскных мероприятий, в ходе которых был задокументирован факт вымогательства взятки и сам непосредственно факт взятки.

Комментарий председателя Всероссийского общества инвалидов, члена комитета ГД РФ по труду и социальной политике Александра Ломакина-Румянцева: Здесь целый ряд проблем. Я не беру проблему взяточничества, коррупции, это отдельно. Но что дает основание врачам действовать так? Первое – это то, что критерии несовершенны, и можно тот или иной показатель изменить в ту или иную сторону. И очень хорошо, что наконец государство планирует внедрить международную классификацию инвалидности, когда уже по баллам невозможно будет так свободно действовать. Второй момент – как это ни покажется смешно, но есть приказ Федерального медико-биологического агентства, к которому относится МСЭ (медико-социальная экспертиза), о критериях, о премировании работников экспертизы. Первым пунктом там стоит процент реабилитированных инвалидов. Как МСЭ может реабилитировать человека? Только одним путем – сняв с него инвалидность. Отсутствие четких критериев как раз не дает возможности человеку себя защитить. Критерий работы и инвалидность – это разные вещи, их нельзя увязывать. Если человек работает, он не должен лишаться статуса. Когда человек имеет возможность получить нормальную заработную плату, инвалид, который в массе своей трудоустраивается, получает 3-5 тысяч рублей. К его пенсии 2-5 тысяч рублей – это 10 тысяч рублей максимум составляет. О каком изменении системы сейчас, при таком уровне доходов людей, можно говорить? Да, если будет нормальная зарплата, можно отказывать от пенсии, но когда это будет?

Комментарий журналиста Александра Никонова: Я думаю, что главная проблема нашего населения в том, что у нас слишком люди хотят быть инвалидами. Если мне память не изменяет, после 1995 года, когда была принята куча нормативных актов о том, что инвалидам должны быть кучи всяких льгот по оплате, по лекарствам, по квартире, по пенсиям, после этого у нас в стране стало очень много инвалидов, чуть ли не вдвое повысилось это количество. Я думаю, что, если бы марсианам у нас платили пенсию, у нас количество марсиан со справками сильно возросло бы. Это совершенно порочная социалистическая практика, когда один какой-то шмат официальных благ размазывают на всех. Государство должно четко определять, кому такая помощь нужна, а кому нет. Я считаю, что инвалидов в обществе должно быть меньшинство. У меня у дядьки не было ноги. Никто его не считал инвалидом, потому что в социальном плане он не был инвалидом абсолютно. Как я надеваю ботинки, так он надевал протез и шел.

Комментарий члена совета при Президенте РФ Елены Николаевой: Давайте все скажем, что Елена просто героиня, потому что она взяла и защитила свои права. Более того, она это сделала абсолютно цивилизованным образом, честь ей и хвала. И вообще, я считаю, что гражданская позиция любого законопослушного гражданина должна быть такой, как сделала Елена. Вы абсолютно правы, вы стоите на позиции защиты своего собственного ребенка.

Комментарий старшего оперуполномоченного по особо важным делам УБЭП УВД по ЗАО г. Москвы Артема Ковтога: К сожалению, многие граждане не знают, как поступать в этой ситуации. Коррупция, взятки имеют латентное свойство, то есть, как правило, это все скрыто. Когда человек встречается с проявлениями коррупции, он должен знать, что есть территориальные отделы милиции, при которых есть служба БЭП, в состав которой входит отделение по борьбе с коррупцией. Вы приходите, обращаетесь с заявлением, и компетентные органы вам окажут содействие.

Комментарий врача Сергея Казимова: Если вымогают деньги, вымогают взятку, то, безусловно, нужно обращаться в органы внутренних дел, чтобы они компетентно разобрались. Но часто бывают такие ситуации на медико-социальной экспертизе, когда у людей не вымогают, но инвалидности лишают, говорят: "Вам не положено". Здесь надо четко знать, что и как надо делать. Для этого надо знать законодательство. У нас существует трехступенчатая возможность каждого инвалида отстоять свое право на инвалидность, если она ему полагается. Если, допустим, территориальное бюро медико-социальной экспертизы не дало вам инвалидности, вы в течение месяца можете обжаловать это решение в главном бюро медико-социальной экспертизы, оно одно бывает на область или на регион. Если и там не подтвердили инвалидность, то тогда есть федеральное бюро медико-социальной экспертизы, и туда можно обращаться. И потом, существует недавно образованный Совет по делам инвалидов при Президенте, насколько я понимаю. Если уже через эти три инстанции пройти не удалось, включая федеральное бюро в Москве, тогда можно обращаться туда. Если хотя бы на одном из этапов будет намек на то, что от вас что-то требуют, тогда, безусловно, обращайтесь в милицию. Но даже законное право пройти три комиссии у вас существует.

Комментарий правозащитника Юрия Зельникова: Надо ликвидировать почву для возможности коррупции. Приходят ко мне, обращаются многие граждане: была вторая группа, нерабочая, им дают третью, рабочую. Я смотрю на этих людей: совершенно очевидно, что они не в состоянии работать. Если ко мне пришел преподаватель педагогического университета с 5% зрения на один глаз, а ему говорят: "Вы можете работать". Кем может работать преподаватель высшего учебного заведения с видимостью на 5% глаза?

Комментарий юридического обозревателя "Комсомольской правды" Анны Добрюхи: Бывает, что люди даже знают, куда жаловаться, но их запугивают, и они боятся. У нас есть такой миф, есть такая проблема, что нельзя жаловаться на людей, от которых мы зависим, нельзя жаловаться на врачей, потому что залечат так, что мало не покажется, на преподавателей и так далее. Здесь, имея очень большую практику общения и с адвокатами, и с представителями разных правозащитных организаций, я могу ответственно заявить. На самом деле, если вы жалуетесь и к вашей ситуации привлекается внимание правоохранительных органов, общественных организаций и так далее, то люди, на которых вы жалуетесь, на практике, как правило, начинают не мстить, а более ответственно, более внимательно и добросовестно относиться к вашей ситуации, потому что они понимают, что они попали под колпак. Ни в коем случае не бойтесь.

НЕ ДАЮТ РАБОТАТЬ

Елена Муравина много лет проработала в конструкторском бюро. Но между пенсионеркой и руководством возник конфликт. Елена заявила, что у нее слишком большой объем работы, и попросила дать ей кого-нибудь в помощь. Начальство же уверено, что дело в самой сотруднице, которая не справляется со своей работой. После ссоры с начальством у Елены не выдержало сердце, она на шесть месяцев угодила в больницу. Теперь она находится на инвалидности. Кроме того, у нее ребенок-инвалид. А на работе, по ее словам, ее попросту выживают.

Комментарий врача Сергея Казимова: По нашему законодательству, если в организации работает более ста сотрудников, то работодатель обязан от двух до четырех рабочих мест предоставить инвалидам и обеспечить адекватные условия их работы на этом месте.

Комментарий председателя Всероссийского общества инвалидов, члена комитета ГД РФ по труду и социальной политике Александра Ломакина-Румянцева: Такая норма существует, но в нее внесли изменения. Если она до 2005 года каким-то образом понуждала работодателей принимать на работу инвалидов, поскольку если он не принимал, то платил штрафные санкции, то сейчас норма осталась, но штрафные санкции ушли, и, соответственно, работодатель как бы свободен от уплаты штрафных санкций.

Комментарий члена совета при Президенте РФ Елены Николаевой: Существует комиссия по трудовым спорам. Это никоим образом не связано с проблемой инвалидности. Мне кажется, у вас есть права, как у работника, но у работодателей тоже есть свои права. И эти вопросы нужно решить в обычном переговорном порядке.

Комментарий юридического обозревателя "Комсомольской правды" Анны Добрюхи: Если одинокая мать воспитывает ребенка-инвалида до 18 лет, то до восемнадцатилетия ребенка не имеют право уволить мать ни по каким основаниям, за исключением таких критических случаев, когда организация ликвидируется или грубое нарушение трудовых обязанностей и так далее. Поэтому, в принципе, уволить именно на этом основании не могут.

НЕВЫНОСИМЫЕ УСЛОВИЯ

Инвалид Максим Федоров проживает в аварийных условиях: у него дома нет ни туалета, ни воды, по всему потолку идут трещины. Пару лет назад сгорела часть крыши, и инвалид с сестрой и матерью сами поднимали трубу и ремонтировали крышу. В местной администрации, по словам Максима, добиться помощи ему не удалось.

Комментарий председателя Богородецкого комитета социальной защиты населения Нины Карулиной: Максим к нам обращался в 2007 году за выделением ему спецтранспорта. Но Максиму было разъяснено: вышедший Федеральный закон 122 право на выделение спецтранспорта по медицинским показаниям отменил. Здесь же Максим обращался с просьбой помочь ему приобрести специальность, какую-то профессию. Была с ним договоренность, что мы можем его послать в центр реабилитации в Алексин Бор. Он согласился. Но в ходе оформления пришел и сказал, что очень плохо себя чувствует и по состоянию здоровья туда поехать не может. Они приехали-то в частный дом. Уехав из Москвы, они здесь приобрели частный дом. Он был, когда они приехали, в хорошем состоянии. Дальше они с 1996 года его не поддерживали, поэтому он, конечно, пришел в упадок. Мы писали в ноябре 2009 года ходатайство на администрацию. Оно дошло, и нам пришел ответ, что они пока переселить его в другое жилье не могут.

Комментарий правозащитника Юрия Зельникова: Если жилье частное, по крайней мере так говорит администрация, если этот дом есть, ваша задача - обратиться в свое муниципальное образование, с тем чтобы создали межведомственную комиссию для обследования вашего дома на предмет его аварийности и непригодности для ремонта и дальнейшего проживания. Если вы такую бумагу от этой комиссии получите, то этого достаточно для того, чтобы муниципальное образование вам предоставило жилье. Вариант А: жилья нет, предоставить не можем (прогнозируем это). После этого вы подаете иск в суд. Вам надо обращаться в суд о предоставлении жилья по части второй статьи 57 Жилищного кодекса как внеочередникам. Максим обращается в свое муниципальное образование, получает письменный ответ, из которого ясно, по каким основаниям. И вы по этим основаниям посмотрите, на каких основаниях вам отказали. Если у вас нет своего адвоката и возможности проконсультироваться юридически, обратитесь письменно к прокурору своего района Богородецкого.

Комментарий юридического обозревателя "Комсомольской правды" Анны Добрюхи: К сожалению, на сегодня наш Жилищный кодекс построен так, что для инвалидов вообще не предусмотрено льгот по обеспечению жильем. По действующим правилам, сначала инвалид должен, как все остальные граждане, встать на жилищный учет. То есть для начала нужно встать на учет нуждающихся. Но, опять же, в каждом регионе свои правила, при каких условиях можно встать на учет. Здесь и жилплощадь – как правило, не больше 10 метров на человека общей жилплощади. Если по 9 квадратных метров, если вам отказывают, то тут действительно есть уже вариант для обжалования. Еще есть критерий малоимущности, то есть определенный уровень дохода. И еще имейте в виду, для всех совет: чтобы вас чиновники не гоняли по кругу, пересылая вышестоящие к нижестоящим, у нас существует закон об обращении граждан, по которому вышестоящий чиновник, к которому поступила от вас жалоба на нижестоящих, не имеет права переслать это обратно. Но для того чтобы вы могли воспользоваться этим правилом, вам нужно иметь письменное подтверждение. Вот вы кому-то написали что-то - именно пишите, не на словах, и сохраняйте все отписки, сохраняйте документы. Вы отправляете, можете по почте заказать письмо с уведомлением о вручении. Вы ему отправили. Если через месяц он вам не прислал ответ, то это приравнивается к отрицательному ответу. И у вас уже будет подтверждение, что вы обращались, что вам не ответили, – пожалуйста в вышестоящую инстанцию.

СЧАСТЛИВА ВОПРЕКИ

Екатерина Мухина родилась без ног, но это ее не сломило – женщина считает себя самым счастливым человеком. Она вышла замуж. Вдвоем с мужем, у которого нет руки, они вырастили двоих детей. В жизни Екатерины было много тяжелых моментов. Над ней издевались в школе, ее выгоняли с работы. Но она не пала духом. Завела свое хозяйство, выращивала овец, поросят, уток. Екатерина говорит, что всем хотела доказать: она не хуже других, а в чем-то, может, даже лучше.

Комментарий журналиста Александра Никонова: Что такое инвалид? По сути, это человек с ограниченной трудоспособностью. Если он может везде перемещаться, если он может работать наравне с человеком, что называется, нормальным, то никакой он не инвалид. Соответственно, как только такая страна будет отстроена, с такой инфраструктурой, у нас не будет инвалидов практически, и они будут работать наравне с нормальными, здоровыми людьми. В Швейцарии, если программист безногий, ему пенсию не платят. Почему? Потому что он считается нормальным человеком. Нормальный человек – тот, который может работать наравне со здоровым, вот и все. Генри Форд нанимал инвалидов и платил им столько же, сколько здоровым людям. И что? Они были инвалидами? Нет, в социальном смысле они не были инвалидами. Платить большую пенсию надо только тем инвалидам, которые полностью нетрудоспособны. Тот, кто может работать, должен работать.

Комментарий председателя Всероссийского общества инвалидов, члена комитета ГД РФ по труду и социальной политике Александра Ломакина-Румянцева: Вызывают глухого человека, говорят: "Нет, ты здоровый. Иди работай". Вот как он объяснится с работодателем? Как он дальше будет работать в коллективе, это врачей не заботит. Это психология изуверская. Нельзя человека ценить только по работе, нельзя человека бросать, как котенка: "Плыви, аллах с тобой".

Комментарий члена совета при Президенте РФ Елены Николаевой: В Конституции у нас написано, что граждане, которые имеют инвалидность, имеют право на получение соответствующей поддержки, в том числе социального обеспечения, в том числе льгот по оплате коммунальных услуг, по обеспечению лекарствами, если это требуется по их состоянию здоровья. И в этом смысле государство гарантирует эти права.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАМ ОТКАЗАЛИ В ИНВАЛИДНОСТИ

Если вы считаете, что медико-социальная комиссия неправомерно отказала вам в установлении инвалидности, вы можете обжаловать это решение лично или с помощью законного представителя. Жалоба подается либо в главное бюро МСЭ, либо непосредственно в учреждение, проводившее освидетельствование. Оттуда в течение трех дней заявление будет направлено в главное бюро. В течение месяца со дня поступления проводится новая экспертиза для вынесения окончательного решения. Если же и это решение вас не устроит, можно обратиться в суд.
В жалобе укажите причины, по которым, как вам кажется, экспертиза проведена неправильно. Требуйте признать ее результаты незаконными. Можно обратиться в суд по месту жительства, либо по месту нахождения комиссии, поставившей вам диагноз.


http://www.1tv.ru

16 марта 2010 г.

Комментарии

Пользователь
Гость 16.03.2010 17:08
Мне очень понравились высказывания журналиста Александра Никонова. Метко и справедливо.

Интересны ваши мнения по поводу журналиста?
Пользователь
Гость 28.03.2011 20:55
желаю этому журналисту такие же производственные травмы как у меня и такие же диагнозы и посмотрим как он заговорит

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь