Общество глухих

Психологическое насилие

В апреле агентством по управлению имуществом было принято решение о реорганизации школы-интерната для слабослышащих детей.

Нарушение слуха или полная его потеря, конечно, – очень печальный диагноз и для ребенка, и для его родителей. Тяжело смириться с тем, что маленький человек на всю жизнь лишен возможности воспринимать такой богатый и неисчислимо разнообразный мир звуков! Но гораздо больнее осознавать, что недуг возводит между ребенком и окружающими людьми незримую преграду, изолирует его от мира. Однако это вовсе не значит, что жизненный удел такого ребенка – одиночество и изоляция. За полноценное существование неслышащего ребенка можно и нужно бороться.

Дети ждут помощи

Именно это сейчас и пытаются сделать родители детей, обучающихся в школе-интернате для слабослышащих детей, расположенной по улице Бушмакина, 20 (Кислотные дачи). Они узнали, что экспертным советом при агентстве по управлению государственными учреждениями
24 апреля сего года принято решение о реорганизации школы и объединении ее со школой-интернатом для неслышащих детей, находящейся на улице Казахской, 71 (микрорайон Южный).
В 1961 году областные власти пришли к решению, что целесообразно обучать глухих и слабо-слышащих детей в отдельных школах. Тогда в разных концах города были построены два специальных здания: школа для глухих детей (сейчас в ней
108 детей) и школа для слабослышащих детей. Одни дети не слышат вообще, у других есть остатки слуха, то есть возможность развития речи. И вот спустя пятьдесят лет после этого разделения правительство края принимает решение переселить их в одно здание, а именно в здание школы для глухих.
30 апреля 2009 года состоялось родительское собрание. «Нам необходима помощь, которую ждут 166 детей, педагоги и родители. 28 семей сменили место жительства, переехав из других районов Перми и городов края в Орджоникидзевский район, чтобы быть поближе к детям», – говорят родители.

Где права ребенка?

Ребята с нарушенным слухом, то есть инвалиды, имеют те же самые права на получение образования, что и другие дети. Это прописано в законе об образовании Пермской области. Заместитель министра образования Раиса КАССИНА ответила, что права ребенка в этом случае не нарушаются: «они заезжают в лучшее помещение и лучшие условия, кроме того, что в «глухой школе» больше площадей». Никаких других положительных моментов в «слиянии» родители не видят.
Дело в том, что основной проблемой слабослышащих детей является отставание в развитии речи в связи с нарушением слуховой функции. «Обучаясь в школе для слабослышащих, где есть современное оборудование, где учебный процесс нацелен на развитие речевых навыков, где есть годами сформированная и отлично отлаженная речевая среда, дети получают возможность научиться общаться наравне со здоровыми. Это в дальнейшем дает им возможность продолжать обучение в обычных вузах, получить специальность, не обременять государство и родственников своей социальной несостоятельностью, а быть полноценными членами общества. Эта школа дает надежду родителям на то, что ребенок найдет себя в жизни, не будет чувствовать себя неполноценным. К окончанию школы дети настолько хорошо говорят, что их речь практически не отличить от речи обычных людей», – говорится в обращении.

Утратится потребность в общении

В «слабослышащей» школе, помимо освоения общеобразовательной и специальной программ, предусмотрена и широкая внеклассная работа с воспитанниками. Дети занимаются в кружках и спортивных секциях. А выпускники школы для неслышащих детей, как правило, в лучшем случае только трудоустраиваются. Они обучаются совсем по другой системе, с использованием жестовой речи, которая не стимулирует детей к полноценному словесному общению. «Мы уверены, что обучение наших детей под одной крышей с глухими приведет к деградации и утере тех навыков, которыми наши дети уже овладели в процессе обучения в школе для слабослышащих. Дети постепенно потеряют потребность в общении, и это будет огромным шагом назад в их развитии».
Помимо этого есть особый контингент детей с нарушением слуха, которым проведены операции по имплантации. Количество таких детей с каждым годом увеличивается, так как государство выделяет огромные деньги по специальной программе. Имплантированным детям категорически не рекомендовано обучаться в среде глухих и неговорящих, а в силу особенностей их развития они не могут учиться в массовых общеобразовательных школах.
Предполагаемые последствия – обострение всех хронических заболеваний, отказ от общения с новыми учителями, с соучениками, уход в себя, полное неприятие новых условий пребывания.
«Родители опасаются, что даже при условии обучения по разным методикам все равно речевые среды сольются, что в конечном итоге отрицательно скажется на качестве этой самой среды. Что слабослышащие дети постепенно утратят потребность в общении на нормальном человеческом языке. Жестами пользоваться проще. Чтобы построить устное высказывание, ребенок тратит много времени и сил. Это напоминает изучение любого иностранного языка, когда человек при построении фразы опирается на свой родной язык, – говорит дефектолог Светлана ДАНИЛОВА, – в этом случае полностью глухим детям проще «легким движением руки» выразить целую мысль».

С целью реорганизации

Но самое главное в «слиянии» не это. А то, что учредитель обеих школ – агентство по управлению государственным имуществом – считает свое решение, естественно, правильным, так как с 1 сентября 2009 года все специальные коррекционные учреждения должны перейти на так называемое «подушевое финансирование». И поскольку рассматриваемые нами школы «имеют очень большие площади и малую наполняемость их детьми», то финансирование будет урезано, и школы эти вряд ли смогут выжить в новых экономических условиях. У руководства «слабослышащей школы» таких опасений нет: экономисты подсчитали, что выжить она сможет.
Агентство по управлению имуществом, собственно, и создано с целью реорганизации образовательных, культурных и спортивных учреждений. 10 лет назад, к примеру, позакрывали детские сады, так как упала рождаемость. Затем она увеличилась, и теперь выстроились огромные очереди в эти самые детсады. Государство сейчас вынуждено выплачивать компенсации тем родителям, чьи малыши не посещают садики. Виноватых, естественно, нет, они давно уволены или переведены на повышение.
«Мы считаем необходимым сохранить имеющиеся условия обучения и воспитания детей с нарушениями слуха в условиях школы-интерната для слабослышащих детей еще и потому, что такое объединение идет вразрез с политикой Президента Российской Федерации Дмитрия МЕДВЕДЕВА, который выступает за сохранение квалифицированных кадров и против проведения не-оправданной оптимизации образовательных учреждений», – взывают о помощи родители.

Последние события

Начальник отдела реструктуризации агентства Софья СЫРВАЧЕВА в интервью «АиФ» 6 мая заявила, что «слабослышащая школа» находится в аварийном состоянии и требует серьезного ремонта. Однако, как нам сообщили в школе, на сегодняшний день нет ни одного предписания ни от Роспотребнадзора, ни от Пожнадзора. То есть, считают в школе, слова Сырвачевой – вранье. Кроме того, эта чиновница заявила в интервью телекомпании «Т-7» (эфир 5 мая, 20.30), что эта школа требует дополнительного финансирования в размере 9 млн руб., что также не соответствует действительности.

Также у родителей находится справка из детской краевой психиатрической больницы и сурдоцентра о нецелесообразности этого «слияния».

После двух обращений родителей к уполномоченной по правам человек Татьяне МАРГОЛИНОЙ 7 мая состоялось заседание под ее руководством, на котором присутствовали работники всех заинтересованных сторон, а также уполномоченный по правам детей Павел МИКОВ.

В результате почти двухчасового совещания собравшиеся решили: «сохранить уникальный педагогический коллектив и речевую среду, которая позволяет глухим заговорить». Кроме того, впредь агентству в своих решениях «исходить не из экономической целесообразности, а из интересов детей», что вселяет хоть какую-то, но надежду.

http://permoboz.ru/

13 мая 2009 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь