Общество глухих

Смеяться, чтобы не плакать

21 октября в Учебном театре на Моховой прошла не совсем обычная акция. Актеры петербургского театрального товарищества «Комик-трест» сыграли благотворительный спектакль «Секонд-хэнд» для подопечных детских домов, реабилитационных центров, благотворительных и общественных организаций.

Это уже не первое представление, которые дает негосударственный театр при поддержке администрации Санкт-Петербурга в рамках движения «Театр – доступная среда». Инициаторами в 2007 году выступили Вадим и Наталья Фиссон, создатели «Комик-треста» и ведущие телепрограммы «Энергичные люди», выходившей на «Пятом канале». В определенном смысле этот проект перекликается с недавно озвученной инициативой «культуры шаговой доступности» городского комитета по культуре. Ключевое и однокоренное слово здесь – доступность зрелищных мероприятий для всех, в том числе социально незащищенных, слоев населения.

«Дом надежды на горе», «Дом милосердия», реабилитационный центр «Вера», фонд многодетных и одиноких матерей «Теплый дом», Санкт-Петербургское общество глухих, Общество ветеранов афганской войны, благотворительная общественная организация «Ночлежка», Сиверский детский дом, общественный благотворительный фонд «Милость», общество «Театрал», «Институт третьего возраста» и «Теплый дом» многодетных и одиноких матерей и опекунов получили приглашения от «Комик-треста» с жизнеутверждающим слоганом: «Лучше смеяться над нами, чем плакать над собой!». Текст на пригласительных билетах, как и любой спектакль «Комик-треста», искрит юмором. «Дорог(ой)(ая)(ое), будем рады Вас (видеть)(угостить)(просто рады)» – набрано «комическим» шрифтом по принципу «нужное подчеркнуть», с припиской: «Просим Вас подтвердить Ваше появление – актеры будут играть поталантливее».

Особенный статус проекта «Театр – доступная среда» непривычен лишь для нашей страны. Во всем мире (во всяком случае в тех странах, что считают себя развитыми) сидящие в зале люди с ограниченными возможностями – давно не то чтобы норма, но совершенно обычное дело. Потому что между ними и так называемыми людьми здоровыми на Западе не принято делать никаких различий. Пользуясь стилистикой печатной продукции «Комик-треста», можно сказать, что мириться со сложившейся ситуацией невозможности посещения культмассовых мероприятий (несправедливо) (странно) (стыдно) (глупо) (в корне неправильно).

Режиссер Вадим Фиссон, потерявший обе ноги и передвигающийся на инвалидном кресле, был поражен той легкостью, с которой ему удалось посетить однажды все бродвейские постановки. Казалось бы, нет более коммерческого из культурных мест на Земле, чем Бродвей. Однако «невыгодным» зрителям-колясочникам там созданы все условия: удобно въехать и занять специально выделенные места в залах. Вадим рассказывает, что в Нью-Йорке (а также в Эдинбурге, в Париже, в Риме, в других мировых театральных столицах, где он побывал и где выступал «Комик-трест») если колясочник почему-то на спектакль не приехал, на это место просто ставится обычное театральное кресло.

Значит ли, что в нашем городе отсутствие пандусов в большинстве театрально-концертных залов перестанет быть проблемой только тогда, когда кто-нибудь из власть имущих, не дай бог, столкнется с проблемой на собственном опыте, как столкнулся с ней режиссер Вадим Фиссон? По большому счету, вопрос стоит шире: пресловутых пандусов, а также специальных лифтов, рельсов и подъемников нет у нас в жилых домах, в переходах метро и на лестницах торговых центров, не говоря уже об элементарных съездах с тротуаров и о наземном общественном транспорте. Инвалиду в нашем городе сегодня трудно выйти из дома и найти способ и средства пойти в театр или на концерт.

Не получится ли как в пьесе Григория Горина «Тот самый Мюнхгаузен», когда барон в отчаянии спрашивал: «Неужели у нас обязательно нужно умереть, чтобы доказать, что ты жив?». Разве нельзя, чтобы все чиновники и граждане были живы, по возможности здоровы, но при этом абсолютно равноправны? С ногами или без, со слухом или без, с родителями или без, с зарплатой, пособием или пенсией, но не вынужденно исключенными из социальной жизни?

Пока общество привычно-лениво задается подобными вопросами, а чиновники думают, обещают и планируют, «Комик-трест» решил действовать. Он первым сделал шаг навстречу «людям с ограниченными возможностями», доказывая, что возможности каждого все-таки безграничны. К сожалению, залов, в которые могут беспрепятственно попасть с улицы, например, инвалиды-колясочники, в Петербурге неприлично мало.

Для слабослышащих и малоимущих архитектурные моменты не помеха, но тут вступает материальная сторона: чтобы сыграть спектакль «бездомному» театру, каковым является сегодня «Комик-трест», нужно платить за аренду зала. Никакие заслуги перед отечеством и призы престижных мировых фестивалей не отменяют законов рынка. На помощь театральному товариществу пришла городская администрация в лице Николая Бурова (бывшего председателя комитета по культуре Санкт-Петербурга), Антона Губанкова (нынешнего «культурного главы»), вице-губернатора Людмилы Косткиной и заместителя председателя комитета по труду и социальной защите населения Галины Колосовой. Благодаря им, а также моральной, материальной и организационной поддержке руководства «Пятого канала», у «Комик-треста» уже получилось показать зрителям с ограниченными возможностями спектакль «Нафталин» в центре на Коломенской, «Спам для фюрера» – в седьмом павильоне «Ленэкспо», «Секонд-хэнд» – в Учебном театре на Моховой. И каждый раз удавалось одновременно «окультурить» около 500 человек. Кроме того, «Комик-трест» регулярно приглашает «особых зрителей» на все свои спектакли, выделяя им определенное количество мест среди обычной публики.

С подопечными детских домов, благотворительных фондов и реабилитационных центров актеры театра давно и с удовольствием дружат. Если кто-то все-таки не может приехать на спектакль, актеры сами едут в гости «за тридевять земель» на своем смешном микроавтобусе и дают выездные представления. Безвозмездно, разумеется.

И пусть «благотворительный зритель» – публика непростая, особая, зато благодарная. Реакции у нее искренние и непосредственные. Если смеются, то в полный голос. Если радуются, то тут же принимаются вслух обсуждать увиденное. Ведь многие из них в театре бывают нечасто, а то и вовсе впервые в жизни присутствуют на спектакле. Но шум в зале актерам «Комик-треста» ничуть не мешает, а, наоборот, радует.

Вадим Фиссон очень надеется, что движение «Театр – доступная среда» вслед за «Комик-трестом» подхватят и другие театры, в первую очередь государственные. Ведь, по его самым приблизительным подсчетам, в нашей стране количество зрителей с ограниченными физическими возможностями сравнимо с населением мегаполиса.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Мария КИНГИСЕПП
http://www.spbvedomosti.ru/

24 октября 2008 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь