Доступность образования - обращение к Президенту России В.В.Путину
Президенту Российской Федерации
В.В.ПУТИНУ
Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!
Продолжающиеся массовые нарушения конституционного права детей-инвалидов на образование и отсутствие прогресса в течение длительного времени в решении данной проблемы побуждают нас обратиться к Вам с просьбой о личном вмешательстве.
Несмотря на то, что этот вопрос поднимался еще в официальных документах 1990-х годов, в том числе в Государственном докладе о положении детей в Российской Федерации (
Особую озабоченность вызывает то, что в это число входят 29 тысяч детей, проживающих в государственных учреждениях - домах-интернатах для детей-инвалидов системы социальной защиты. При этом более 10 тыс. таких детей практически лишены какого бы то ни было образования из-за отсутствия ставок воспитателей.
С большой тревогой мы вынуждены констатировать также, что не реализуются цели, поставленные в "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Не обеспечиваются условия для их "обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства", а правовая, нормативная и методическая база интегрированного (инклюзивного) образования не разработана.
С другой стороны, в последнее время в ряде субъектов Российской Федерации наметилась тенденция искусственного расформирования специальных (коррекционных) образовательных учреждений и перевода обучающихся в них детей в образовательные учреждения общего назначения без создания в них специальных образовательных условий и без учета мнения родителей и педагогических коллективов.
Дискриминация в образовании не только усугубляет и без того тяжелое положение детей-инвалидов, но по существу в будущем лишает их какой-либо возможности занять достойное место в обществе.
Уполномоченным по правам человека в РФ, Российским общественным советом по развитию образования и Советом по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при Президенте РФ в 2005-2006 гг. были подготовлены предложения по данному вопросу на основе позиции Минобрнауки России (письмо от 06.08.2004 № АС-424/06). Однако решения по ним Правительством Российской Федерации до сих пор не приняты.
В докладе Рабочей группы Государственного совета Российской Федерации
"Инновационное развитие образования - основа повышения конкурентоспособности России" 24 марта 2006 года предлагалось: "для детей-инвалидов предусмотреть создание системы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии; интегрированного (инклюзивного) дошкольного и школьного образования". Однако и эти рекомендации в настоящее время не реализованы.
Глубокоуважаемый Владимир Владимирович, просим Вас в целях реализации
указанных выше мер и обеспечения права детей-инвалидов на образование:
1) обратиться к Государственной Думе РФ с предложением принять в первоочередном порядке Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об образовании" в части, касающейся образования лиц с ограниченными возможностями здоровья", подготовленный рабочей группой Комитета Госдумы по образованию и науке. Законопроект призван установить правовые основы:
- ранней диагностики и коррекции отклоненийв развитии;
- интегрированного (инклюзивного) дошкольного и школьного образования;
- реализации права родителей (законных представителей) и студентов выбора образовательного учреждения;
2) поручить Правительству РФ и Минобрнауки России разработать соответствующую нормативную и методическую базу с учетом упомянутых выше предложений Уполномоченного по правам человека в РФ и авторитетных общественных организаций.
Первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке ГД ФС РФ
Смолин О.Н.
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Лукин В.П.
Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по интеллектуальному потенциалу нации, Ректор Государственного университета - Высшей школы экономики Кузьминов Я.И.
Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам социального развития
Очирова А.В.
15 сентября
Напишите комментарий