Общество глухих

Деньги должны следовать за учеником


В начале апреля в комитете по социальным вопросам, об­разованию, здравоохранению и культуре областного «Собра­ния депутатов создана рабо­чая группа, которая готовит из­менения в областной закон «Об образовании» и порядок расче­та нормативов затрат на обуче­ние детей с инвалидностью в муниципальных учреждениях.

Лариса Торопова

Рабочая группа предлагает

В состав рабочей группы вошли депутаты, представители областно­го департамента образования и Сою­за общественных объединений инва­лидов. В заседаниях рабочей группы принимают участие эксперты — ис­следователь Вадим Трескин и юрист Елена Шинкарева.

Члены рабочей группы поддержа­ли концепцию о поэтапной разра­ботке нормативно-правовых актов в сфере образования детей-инвалидов, предусматривающей на первом этапе разработку нормативов финансиро­вания и методики расчетов субвенции для муниципальных образовательных учреждений, в которых обучаются дети с особыми потребностями.

На втором этапе будут разработа­ны и внесены необходимые поправки в областной закон « Об образовании », позволяющие не только устанавли­вать нормативы и методики финан­сирования, но и контролировать це­левое использование выделяемых из областного бюджета средств.

На третьем этапе предстоит раз­работка и обоснование целевой про­граммы либо раздела в программе «Реабилитация инвалидов в 2009-2011 годах», которая позволит сде­лать муниципальные школы доступ­ными для детей с ограниченными физическими возможностями.

— Мы в своей деятельности по за­щите прав детей-инвалидов на обра­зование преодолели недопонимание со стороны специалистов, управлен­цев сферы образования, депутатов, но есть опасения, что все договорен­ности сведет к минимуму департамент финансов, — комментирует председа­тель Союза общественных объедине­ний инвалидов Николай Мякшин. — Ведь по расчетам на обучение особого ребенка требуется в 3,4 раза средств. Больше, чем на других детей. Мы так же считаем, что необходимо изменения в областной закон «О со­циальной поддержке инвалидов» в части, касающейся домашнего образования ребенка-инвалида.

Чиновники спохватились

Только в прошлом месяце Минздравсоцразвития согласилось с Минобразования в том, что 43-я статья Конституции не позволяет лишать образования детей-инвалидов, живу­щих в интернатах системы социаль­ной защиты, и требует, чтобы они по­лучали образование наравне со всеми другими детьми, то есть в системе об­разования.

В совместном письме двух минис­терств, которое член Экспертного со­вета при Уполномоченном по правам человека в РФ Сергей Колосоков на­звал антидискриминационным, впер­вые предложено зачислить этих де­тей в образовательные учреждения и обучать их в соответствии с норма­ми законодательства об образовании, с выдачей документов по окончании обучения. Тем самым, по мнению экс­перта, отменяется унаследованный с советских времен основной про­тивозаконный принцип формирова­ния «собесовских» интернатов, когда в них направлялись дети, якобы не способные учиться в коррекционной (вспомогательной) школе, либо в детском саду.

Выбор - за родителями

Сегодня мы попросили проком­ментировать два этих события — под­готовку изменений в областной закон «Об образовании» и письмо минис­терств по поводу обучения детей с на­рушением интеллекта — заместителя директора областного департамента образования и науки ВАЛЕРИЯ НУРОМСКОГО:

— Замечу, что для этой категории детей у нас имеется сеть специальных коррекционных образовательных уч­реждений, где реализуются специ­альные программы, и их финансиро­вание идет по вполне определенному нормативу.

Но далеко не все дети имеют воз­можность обучаться в таких школах, к тому же родители порой не хотят отдавать ребенка в интернат или чтобы он обучался в «своем» образователь­ном учреждении, то есть рядом с до­мом. Мы и постараемся с помощью

изменений в областном закон сделать так, чтобы любая школа была заинтересована в появлении таких детей и могла создать особые условия для их обучения.

Ясно, что все это упирается в де­ньги, в нормативы финансирования обучения одного ребенка по специ­альной коррекционной программе в общеобразовательном учреждении — их и коснутся изменения в облас­тной закон «Об образовании». Этот норматив будет значительно, в разы, отличаться от норматива, по которо­му финансируется обычный ученик, и эти деньги должны следовать за уче­ником. Тогда и руководители школ будут заинтересованы в том, чтобы к нему не один, условно говоря, Вася пришел — он еще ребят соберет и класс организует.

И в некоторых школах они уже есть, к примеру, в пятой архангель­ской открыты классы для детей с на­рушением слуха и зрения, при вось­мой учатся ребята с нарушениями опорно-двигательного аппарата. То есть сама жизнь уже подтолкнула к таким решениям. Но важно, чтобы школы, которые занимаются этим де­лом как подвижники, энтузиасты, по­лучали адекватную финансовую поддержку. Ведь для таких детей нужна специальная дорогая аппаратур нужны помощники...

Теперь рабочей группе предстоит доказать финансистам, a потом и депутатам, чтобы они поддержали наши предложения в части увеличения норматива, — продолжает Валерий Павлович. — А органы местно самоуправления при формировании заказа на субвенцию должны учесть всех детей. В районах есть их списки, должны быть заключения психлого-медико-педагогических комиссий, что они нуждаются в обучении не
по массовой, а по специальной коррекционной программе. Также важно, чтобы дополнительные средства попав в районную казну, пошли именно в систему образования, и не на ремонт крыши, а на обучение детей-инвалидов.

Может случиться так, что родитель скажет: «Я отказываюсь от услуг учителей, я буду сам заниматься или найму кого-то другого». Он может заключить со школой договор, она будет финансировать обучение этого ребенка, но одновременно -контролировать.

Ясно, что данная методика подходит в основном для городов. А часть родителей, проживающих в провинции, не хочет отдавать детей, особенно младшего возраста, в интернат. К сожалению, мы еще встречаемся фактами, когда ребенок, образно говоря, сидит на печке. Приведу пример. Умерла мать, у нее остался сын 14 лет, инвалид по слуху. Мама медик держала его дома, он нигде не учился! Нам пришлось брать ответственность за этого ребенка на себя, и он пошел в первый класс. И это произошло в семье достаточно грамотно го человека, а что говорить о других семьях?

Каждый ребенок - обучаем!

— О письме министерств хочу сказать следующее, — продолжает Валерий Нуромский. — У нас в области три интерната для детей с нарушениями интеллекта, и мы туда направили письма, чтобы opraны соцзащиты задумались об этих детях, чтобы они тоже были учениками какой-то школы. Сегодня у организаторов процесса образования нет и не должно быть понятия необучаемости. Если кто-то еще этим понятием пользуется — то исключительно из-за своей дремучести. Для обучения детей с более глубокой степень поражения интеллекта есть наработанные методики и условия — в 31 и 39 архангельских школах VIII вид, а также в Котласе и Северодвинске. Мы сегодня ставим задачу, чтоб все коррекционные школы VIII вида были знакомы с этими методиками и предоставляли такие услуги.

Сегодня сделан следующий шаг - дети из интернатов соцзащиты, половина из них сироты, тоже должны учиться. Мы планируем свести новодвинский детский дом и школу №5 VI вида Новодвинска. Дети из интерната формально будут учениками пятой школы. Где будут уроки проходить - в школе или учителя пятой школы будут ходить в интернат — это решается. В Северодвинске тоже есть такая же школа и есть интернат для детей с нарушением интеллекта. В Устьянском районе нам придется моделировать другую ситуацию, там рядом школы VIII вида нет, только в ста километрах. Возможно, придется создавать филиал школы, возить же не будешь детей.

Газета «Волна»,

№30 (1042)

Апрель, 24

2007

25 апреля 2007 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь