Общество глухих

Мурманск: Неслышный диалог

Компьютер, планшет и обязательно телефон с большим экраном, по которому собеседника важно, нет, не слышать – видеть. Потому что диалог ведется при помощи языка жестов: по одну сторону – человек с проблемами слуха, а по другую – сотрудник специальной диспетчерской службы.

Уникальный опыт

Эта служба действует на базе регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» уже 10 лет. Круглосуточное дежурство здесь несут четыре человека, у каждого из которых смена длится 12 часов, без праздничных и выходных дней. Кому помогают диспетчеры, рассказали председатель Мурманского регионального отделения Наталья Катрушева и переводчик русского жестового языка Галина Рясная.

– Наш опыт можно назвать уникальным, – говорит Наталья Катрушева. – Подобных служб в других регионах практически нет, а тем более работающих в круглосуточном режиме.

В диспетчерской службе дежурят люди, владеющие жестовым языком на высоком профессиональном уровне. Это особенно важно, когда требуется вызвать экстренные службы, например, скорую помощь или пожарных. Надо быстро сориентироваться, понять, что требуется человеку, и передать его обращение спасателям или медикам.

Чувствовать собеседника

– Раньше наша профессия называлась сурдопереводчик, – продолжила разговор Галина Рясная. – А теперь – переводчик русского жестового языка. Потому что жестовые языки – национальные. В чем-то они немножко схожи, но тем не менее у каждого народа он свой.

Для того чтобы общаться таким способом, мало лишь запомнить жесты. Важно научиться чувствовать собеседника. Сложность в том, жестовый язык аморфен: нет окончаний, падежей, нет мужского, женского и среднего рода. Слышащие люди, общаясь, привыкли учитывать настоящее, прошедшее или будущее время, окончания, склонения, род. А тут их нет. Например, когда слышащие знакомятся, они спрашивают: «Как вас зовут?». В жестах это будет так: «Имя, зовут». В этом и уникальность жестового языка, информация передается сжато и максимально быстро. Настоящим профессионалом-переводчиком сможет стать далеко не каждый.

– Я владею этим языком с детства, так как родители глухие, – пояснила Галина Рясная. – Сейчас даже появился термин «носитель жестового языка». Потому что, если ребенок родился слышащим, но в семье глухих родителей, первым родным для него языком является жестовый, он общается на нем с рождения. Так что мне это все близко. В качестве переводчика работаю с 1984 года.

Видеосвязь в помощь

Диспетчерская служба принимает звонки не только от мурманчан, но и от жителей области. Северяне обращаются в службу и тогда, когда уезжают за пределы региона и какой-то вопрос нужно решить уже там.

– Работаем по видеосвязи, – говорит Наталья Катрушева. – Человек приходит в поликлинику, аптеку, в другие организации. Включает видеосвязь, жестами показывает диспетчеру, что необходимо, а тот озвучивает сотруднику. Бывает, что диспетчеры помогают общаться родителям в школе с учителями. В пандемию даже уроки переводили, когда было домашнее обучение.

Как правило, сотрудники организаций или магазинов к такой форме общения относятся с пониманием. Но недоразумения все же бывают, особенно в поликлиниках. Бывает, врачи просят выключить телефон и писать все на листке. Но это неудобно, да и не все можно быстро изложить на бумаге.

Даже если человек не тотально глухой, а слабослышащий и пользуется слуховым аппаратом, это не означает, что он хорошо понимает постороннего собеседника. Звуки он слышит, а вот восприятие речи у каждого свое. Большое значение имеют дикция, артикуляция. Обращали внимание, что слабослышащие или глухие всегда смотрят на рот того, кто с ними говорит? Потому что как раз ловят артикуляцию.

За месяц в диспетчерскую службу поступает до ста обращений

– Чаще всего по поводу талонов в поликлинику, ведь сейчас практически везде стоит автоинформатор, – говорит Галина Рясная. – Но и по другим вопросам тоже помогаем. За 12-часовую смену устаем, конечно. Но когда звонки идут, то время пробегает быстро.

Услугами диспетчерской службы могут воспользоваться глухие и слабослышащие граждане, проживающие в Мурманске и Мурманской области. Или физически здоровые люди, например родственники или слышащие друзья, для общения с инвалидами по слуху.

Обратиться в Мурманскую диспетчерскую службу для глухих можно с помощью СМС или сообщения в чате в мессенджере «Вотсап» по номеру 8-921-725-50-02 (круглосуточно).

Специалисты-переводчики русского жестового языка предоставляют следующие услуги:

- вызов служб экстренной помощи: скорой помощи, полиции, пожарных, аварийных служб, службы спасения;

- вызов врача, специалистов ЖКХ и других специалистов;

- прием заявок на оказание услуг по переводу с использованием русского жестового языка;

- консультации по вопросам социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов по слуху;

- содействие в решении иных вопросов.

vmnews.ru

01 марта 2024 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь