Какие виды глухоты бывают?
В зависимости от времени потери слуха глухих можно условно разделить на две группы:
ранооглохшие — люди, которые потеряли слух в возрасте одного — двух лет или родились глухими. Они владеют зачатками устной речи (или вообще ей не владеют) и чаще используют ЖЯ как основной способ коммуникации;
позднооглохшие — люди, которые потеряли слух в три — четыре года или позже, в результате чего в той или иной степени освоили устную речь.
Кроме того, выделяют слабослышащих людей, у которых слух в той или иной степени сохранился.
Такой подход ставит под сомнение большинство существующих способов работы с глухими людьми. Идея заключается в том, чтобы дать ребенку развиваться в комфортной среде и осваивать более подходящие способы коммуникации, основанные на визуальном восприятии информации. В результате отпадает один из передовых способов преодоления глухоты — кохлеарная имплантация. Это особая процедура, во время которой во внутреннее ухо вживляется электродная система, восстанавливающая слуховое ощущение путем непосредственной электрической стимуляции слухового нерва. Инвазивная операция может как восстановить способность понимать устную речь, так и не принести никакой пользы для слуха. Вживление импланта проходит под общим наркозом и сопряжено с рядом неприятных побочных эффектов, например нарушением вкусовосприятия, травмой лицевого нерва и звоном в ушах. И даже если все прошло успешно, пациенту необходима длительная реабилитация и работа со специалистами, чтобы научиться воспринимать звуки через аппарат. Кроме того, пользователи импланта сталкиваются с трудностями в повседневной жизни: на систему электродов под кожей реагируют металлодетекторы и некоторые компьютерные системы, ее можно повредить во время спорта или удара головой, а также трудно ремонтировать, так как самая важная часть прибора находится буквально под кожей.
Исследователь русского жестового языка, эксперт центров оценки квалификации переводчиков РЖЯ и старший преподаватель кафедры стилистики английского языка ФАЯ (МГЛУ) Эмма Кумуржи с точки зрения лингвиста замечает, что существует множество способов и форм коммуникации для разных людей с нарушениями слуха: "Я бы сначала их опробовала, прежде чем принимать решение по какой-либо операции. Сама я плохо слышу, работаю в университете среди слышащих коллег и студентов, существующих средств и методик реабилитации и абилитации, в том числе в сфере языковой коммуникации, достаточно для большинства случаев".
Кроме того, восприятие глухоты как культурной особенности ставит под сомнение популярный сегодня инклюзивный подход в обучении, который подразумевает совместное обучение глухих и слышащих детей. Из-за того, что глухие дети лучше воспринимают визуальную информацию, им может быть трудно учиться наравне со слышащими сверстниками по неадаптированной программе. И наоборот, слышащие дети не смогут воспринимать программу, разработанную для глухих сверстников. По словам кандидата педагогических наук и сурдопедагога Кулаковой Елены, хоть инклюзивное обучение — хорошая идея, для достижения поставленных целей все участники образовательных отношений (дети с нарушением слуха, слышащие сверстники, родители детей с нарушением слуха, родители слышащих детей, учителя, администрация школы, весь ученический и педагогический коллектив) должны быть готовы психологически и практически к совместному обучению.
С другой стороны, инклюзивное обучение может быть полезным инструментом. Кумуржи замечает, что нужны все виды и формы обучения: "В сфере высшего образования, где проходит моя профессиональная деятельность, я приветствую этот [инклюзивный] подход. Он дает неслышащим людям реализоваться именно в той профессиональной сфере, в какой он хочет. На некоторые узкоспециализированные профессии просто невозможно набирать группы глухих — что с этим делать? В этом случае инклюзия выручает".
Возвращать слух не нужно?
Возможность преодолеть глухоту в первую очередь нужна пациентам, которые всю жизнь использовали устную речь для коммуникации и внезапно оглохли. При потере слуха люди, относящие себя к слышащему сообществу и способные общаться только в рамках аудиальных систем, сталкиваются со снижением качества жизни: высоким уровнем стресса, гнева и развитием депрессии. Кроме того, нарушения слуха могут иметь социально-экономические последствия: пациенты страдают от изоляции, стигматизации, одиночества и трудностей в продвижении по карьерной лестнице. Слуховые аппараты могут исправить сложившуюся ситуацию. Согласно исследованиям, их ношение снижает риск преждевременной смерти на 24% и защищает человека от деменции.
Кроме того, по словам Кумуржи, есть и глухие, не принявшие культуру глухих. Они используют в общении другие формы: чтение с губ, дактильную и калькирующую жестовую речи, слуховые аппараты. Нельзя забывать и о слабослышащих, отдающих предпочтение устной коммуникации, а также о глухих детях, чьи родители хорошо различают звуки (Кулакова отмечает, что такие семьи нередко прибегают к электроакустическим методам коррекции слуха для ребенка и выступают за устную речь).
Вывод напрашивается сам собой: глухота — комплексный феномен, отношение к которому варьируется от человека к человеку. Главное, чтобы у глухих и слабослышащих была возможность как "услышать", так и чувствовать себя спокойно и свободно в обществе без дополнительных операций и травмоопасных процедур.
Мария Богрянова
tass.ru
Комментарии
Гость 19.02.2024 10:12
Тут не только в глухоте проблема, а ещё именно в реабилитации... Долго и дорого, и не всем возможно...Громкие звуки и глухой услышит, а вот умение разбирать звуки и понимать слова ой как нелегко вернуть, столько времени и денег на это не у всякого найдётся...
Особенно у неслышащих с рождения или раннего возраста чисто жестовиков из тех же семей глухих - с нулевыми навыками слуховой памяти, бедным словарным запасом, неумением читать и писать и "грамотностью" на уровне РЖЯ... Ну и что у них реабилитировать-то?
Потому большинство жестовиков на РЖЯ и не парится: для них это бесполезные траты времени и денег (специалисты-сурдологи наперечёт и ой как недёшево стоят...), живут себе в своей глухой среде на РЖЯ, комфортно им там, и всё...
Только оглохшие в возрасте и бегают за слухопротезированием в основном, им вот есть, что восстанавливать...
Гость 19.02.2024 17:09
Глухоту лопатой не исправитьИ цементом не скрыть
Гордись, что глухим родился
И на кладбище все равны
Гость 19.02.2024 19:13
Глухотой гордиться заставляют и навязывают обычно профессиональные глухие.Гость 21.02.2024 23:44
А кто говорит, что глухих надо лечить всех поголовно? Не хочет, ну и не надо. Это не смертельное заболевание, но пренеприятнейшее. Редкая дрянь! Вот хочу, пока живу, вылечиться от этой дряни. Это мечта всей моей жизни.Гость 22.02.2024 00:18
(Гость 21.02.2024 23:44) может в другой жизни повезет.Напишите комментарий