Общество глухих

‘Я думаю, что это новая форма искусства": Крис Фонсека, человек, привносящий танец глухих в мейнстрим.

Своими выступлениями на телевидении в прайм-тайм, шоу в Вест-Энде, турами и планами на фильм глухой хореограф Крис Фонсека использует музыку и танец для раскрытия своей индивидуальности. Но он отвергает символизм.

“Первое, что люди видят во мне, - это чернокожего человека”, - говорит 33-летний хореограф и танцор Крис Фонсека, размышляя о многочисленных аспектах своей личности. Только Крис не разговаривает со мной, по крайней мере, не на языке, который я понимаю. Фонсека стал глухим с двухлетнего возраста, и в течение часа он общается со мной через переводчика BSL (британский язык жестов) красноречивым сочетанием жестов, мимики и языка тела.

Он рассказывает мне о своем новом шоу "High Times" и "Грязные монстры", творческом сотрудничестве актеров, битбоксеров и танцоров, посвященном хорошим и не очень временам молодости и инвалидности в 2023 году. Это что-то вроде рейва, домашняя вечеринка, включающая видеосъемку, язык жестов и креативные субтитры, рассказывающие истории четырех молодых людей, их успехи или “лучшие времена” и проблемы, с которыми сталкиваются их “грязные монстры”, включая доступ к жилью и университету. “Я бы сказал самому себе в молодости: тебе нужно пойти и посмотреть эту пьесу”, - говорит он. “Об особенностях, инвалидности и глухоте знают так мало, но эта пьеса дает молодым основу – это признание и шанс поделиться своими знаниями. Они знают, на что похожи подобные ситуации. Они переживают этот опыт ”.

В прошлом году Фонсека перенес свой жизненный опыт на сцену Вест-Энда в форме "Следуй за знаками", амбициозного рассказа о собственной жизни. Благодаря BSL, рэпу, разговорному английскому, движению и креативным субтитрам, история проходит от его тяжелых школьных лет, через его открытие музыки и танца в подростковом возрасте, к успехам его взрослой жизни: “Я думаю, что это новая форма искусства, полностью доступная как глухим, так и слышащим людям – они следуют за ним в одно и то же время”.


Фонсека с Гарри Джардином. Фотография: Антонио Олмос / The Observer

Кит Саха, художественный руководитель "20 Stories High", которые продюсируют "High Times" и "Dirty Monsters", говорит: “Когда мы решили, что хотим создать часть хип-хоп театра, в котором язык жестов сочетался бы с движением, то это должен был быть Крис. Он всецело за то, чтобы вести беседы с молодыми людьми – как мы собираемся представить опыт? Участие лежит в основе его практики, так что это было действительно важно, так же как и его талант хореографа ”.

Хотя прецедентов для доступного глухим хип-хоп-гиг театра немного, для Фонсеке – единственный способ, которым он мог донести историю своей жизни до широкой аудитории. “Многие из моих переживаний [как чернокожего глухого мужчины], связанных с одизмом, расизмом, спрятаны – замалчиваются. Мне нужно было привнести музыку и танец, чтобы сказать: "Это опыт, который был у меня”. Ки включил хип-хоп в свою работу: “Некоторые из нас слышат определенные моменты, некоторые из нас чувствуют элементы. Так началось мое путешествие: я чувствую это, а затем читаю тексты, чтобы по-настоящему погрузиться глубже”.

Фонсека родился и вырос на юго-востоке Лондона, будучи единственным глухим человеком в полностью слышащей семье.

Несмотря на издевательства, он хорошо учился в школе, получая оценки, необходимые для изучения графического дизайна в Университете Вулвергемптона. После окончания университета он начал относиться к танцам более серьезно, пытаясь создать портфолио, которое позволило бы ему обеспечить финансирование своих собственных проектов. Он “крутил тарелки”, совмещая работу неполный рабочий день в Starbucks с творческими возможностями, включая выступление на церемонии открытия Паралимпийских игр 2012 года, когда у него был перерыв, а также танцы и хореографию для высокобюджетной рекламы "Smirnoff". “Это действительно открыло путь”, - говорит он, и не в последнюю очередь место в игровом шоу BBC "Величайший танцор".

Здесь присутствует коллега Фонсеки Гарри Джардин, хореограф, танцор и рэпер, с которым он познакомился в 2019 году, когда пара вместе выступала в гастрольной постановке "Ветры в ивах". Благодаря своей дружбе с Фонсекой Джардин научился жестикулировать, они вместе написали шоу "Следуй за знаками" в условиях карантина, и он постоянно находится на сцене, исполняя роль голоса Фонсеки.

“Хотел бы сказать, что это было тяжело, я действительно боролся”, - говорит Джардин о своих первых попытках освоить жестовый язык BSL. “Говорить о языке жестов как об недостижимой вещи бесполезно”, - добавляет он. “Много раз спрашивал: ‘Крис, какой знак обозначает напиток?’ - говорит он, жестом поднося бутылку к его губам. “И он отвечал: ‘Этот!”

Преодоление разрыва между сообществами глухих и слышащих занимает центральное место в следующем проекте Фонсеки и Джардин "A Night in Sign в Sam Wanamaker Playhouse" в Лондоне. Мероприятие рекламируется как музыкальное кабаре на жестовом языке, посвященное танцам, комедии, поэзии и устному слову, которое не только доступно для обеих аудиторий одновременно, но и демонстрирует “множество талантов, которыми обладает сообщество глухих”, - говорит Фонсека. “Единственное, что нас разделяет, это то, что мы не слышим – вот и все. Мы можем мечтать, мы можем воображать точно так же, как слышащее сообщество. Именно общество слышащих заставило нас почувствовать, что мы не можем вписаться в остальное общество ”.

Учитывая маргинализацию, с которой он сталкивается в результате двух аспектов своей идентичности, вполне естественно спросить, что является более значимой частью его идентичности - глухота или чернота. “Это часть разговора, который мы хотим вести”, - говорит он. “Сообщество чернокожих глухих очень маленькое, это микросообщество глухих людей, и именно поэтому я хочу повысить осведомленность обо всех различных нюансах... Было время, когда мне было стыдно признавать свою глухую идентичность. Я советовал глухим людям не использовать язык жестов, так как хотел вписаться в сообщество слышащих. Не хотел, чтобы люди считали меня глухим ”.

На протяжении всего интервью Фонсека не боится сравнивать свой опыт преследования, остракизма и исключения за то, что был глух к своему параллельному опыту чернокожего мужчины. “Там так мало знают о языке жестов, и отсюда проистекает страх. Если люди боятся произнести слово Black, они скажут BAME или, возможно, PoC. Просто используй черный цвет – это нормально, мы к этому спокойно относимся. То же самое можно сказать и о "слабослышащих", - говорит он. “Это ужасный термин. Он подразумевает, что это что-то не так ”.

Несмотря на то, что креативщики для глухих продолжают испытывать недостаток доступа, Фонсека непреклонен в том, что токенизм - это не выход. “Когда появился BLM, сообщество черных глухих не участвовало в дискуссии. Им не хватало здравого смысла, поэтому они такие: "О, язык жестов прекрасен, давайте просто включим это, здорово". Но они на самом деле не думают о том, как сделать его доступным... Я настоящий глухой человек. Глухота не является второстепенной. Это приоритет”.

Ключом к изменению музыкального настроения вокруг глухоты является чуткое и хорошо информированное представление сообщества в популярной культуре.

Токенизм — это создание видимости расового, гендерного и социального равенства, но не стремление к системным изменениям, которые к этому равенству приведут.

Фильмы "Звук металла" и "КОДА", которые в прошлом году получили "Оскара" за лучшую картину, отражают растущее число историй глухих.

“Будь то победа Роуз Айлинг-Эллис ("Строго") или фильм, или сериал, очень важно, как это было представлено”, - говорит Фонсека. “Это ломает барьеры и открывает двери для всех нас”.

Спарринг-партнеры… Фонсека на репетиции "High Times" и "Dirty Monsters" с глухим танцором Джейденом Рейдом.
Фотография: Том Кэррилл

Но, учитывая позицию Фонсеки в отношении токенизма, интересно, сможет ли он простить участие в фильме "CODA" исполнительницы главной роли Эмилии Джонс, которая сама не была ребенком глухого взрослого?

“Это интересный выбор актеров, но, знаете, она блестящая актриса. Вопрос в том, действительно ли они хотели показать подлинность опыта CODA? Или они просто снимали фильм о глухих ради влияния? Я вижу обе стороны”.

В настоящее время Фонсека работает с драматургом, чтобы вернуть "Follow the Signs" ("Следуй за жестами") в 2024 году. Вынашиваются и планы по созданию фильма “Следуй за жестами", "настоящего танцевального фильма в стиле 90-х”, - говорит Джардин.

“Я в восторге от того, что у шоу есть будущее”, - говорит Фонсека. “Для меня важно поделиться своей историей с аудиторией, и я горжусь своей борьбой и надеюсь, что моя история поможет другим людям, и не только глухим – преодолеть барьеры и стать более уверенными”.

Одним из препятствий, которые преодолел Фонсека, является работа хореографом в мейнстрим-шоу, рассказывающих истории, не связанные с глухотой или инвалидностью.

“Я не хочу всегда быть глухим хореографом в проекте для глухих. Я просто Крис, вот и все”.

Это радостный праздник в жизни Фонсеки – шанс увидеть, как его личность раскрывается через музыку и танец. “Это не выступление на Ted или лекция. Это в большей степени театральный опыт”, - говорит Джардин. "В конце шоу Крис спрашивает аудиторию: "Сколько из вас здесь слышащих, и сколько из вас никогда раньше не встречал глухих? Что ж, приходите и встретимся в баре!”

Крис всегда говорит о продолжении своего дела: "Не позволяй этому закончиться”.

"High Times" и "Dirty Monsters" гастролируют с 9 октября по 25 ноября; тур начинается в Ливерпуле.

Саша Мистлин

07 октября 2023 г.

Комментарии

Пользователь
Гость 07.10.2023 14:52
О чём это всё было вообще? о_О
Пользователь
Гость 07.10.2023 19:04
Это все о том, что наш Театр Мимики и Жеста - унитаз для белокожих
Пользователь
Гость 08.10.2023 10:06
Что за борьба, с чем, за что, и какой смысл вообще у этой статейки? ))

В нашем российском ВОГе уже давно постоянные песни и пляски на РЖЯ практикуются без всякой борьбы, и никто их не запрещает - ну Америку прям открыл этот заокеанский глухой плясун...

А негров, чтобы бороться за их права, у нас в России и не было вроде... Трансгендеры глухие, впрочем, есть - ну так забирайте этих Вероник себе туда в Европы и США, и боритесь там за их права, а нам не надо тут всякими БЛМ мозги загаживать.. )))
Пользователь
Гость 08.10.2023 17:23
А що хорошо он танцует, наши глухие могут только в унитазе сидеть со своими белой кожей на зад--це

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь