Общество глухих

Слышать мир: в Барнауле обсудили вопросы реабилитации слабослышащих детей

Впервые в Алтайский край приехали специалисты сурдологического центра и научно-исследовательского института уха, горла, носа и речи Санкт-Петербурга, чтобы помочь детям с нарушениями слуха и поделиться опытом реабилитации особенных детей. Двухдневный семинар «Семья — основа реабилитации ребёнка. Современные аспекты реабилитации детей с нарушением слуха» прошёл на базе перинатального центра «ДАР» и реабилитационного центра «Журавлики» по инициативе общественной организации «Я слышу мир!» в рамках реализации проекта «Единой России» «Крепкая семья».

От проблемы к решению

Глухих и слабослышащих детей с каждым годом становится больше, при этом в российских регионах не хватает сурдологов. По нормативу на каждые 100 тысяч населения должен приходиться один такой специалист. В Алтайском крае семь сурдологов и больше двух миллионов жителей. В этих условиях с детьми занимаются в основном логопеды и дефектологи, а также огромная нагрузка ложится на родителей.

— В регионах должны появиться сурдологические центры. Мы показываем опыт Санкт-Петербурга, где находится самый большой подобный центр в России. Здесь налажена определенная кластерная работа между Санкт-Петербургским НИИ уха, горла, носа и речи, общественной организацией и исполнительными органами власти. Эффект дает только совместная работа, вместе мы — большая сила, — говорит президент общественной организации «Я слышу мир!», член федерального общественного совета партийного проекта «Крепкая семья» Елена Попова.

Самый эффективный метод восстановления слуха сегодня — это так называемая кохлеарная имплантация. Проблем с проведением подобных высокотехнологичных операций за счёт бюджетных средств нет, говорят специалисты. Но после операции дети нуждаются в ежегодной реабилитации.

— В Алтайском крае со слуховыми имплантами живут около 200 детей. Сама операция бесплатная, но поскольку её проводят за пределами региона, родители оплачивают проезд и проживание вместе с ребенком. Финансовую помощь многие семьи получают благодаря краевому отделению Российского детского фонда в рамках благотворительного марафона «Поддержим ребенка», — рассказала региональный координатор партпроекта «Крепкая семья», председатель комитета АКЗС по социальной защите и занятости населения Ирина Солнцева. — В ходе семинара родители обратили внимание и на другие проблемы, над решением которых мы будем работать совместно.

Готовность к взаимодействию выразили заместитель министра социальной защиты Алтайского края Юлия Ковалева, заместитель министра образования и науки Алтайского края Лариса Терновая, уполномоченный по правам ребенка в Алтайском крае Ольга Казанцева, председатель правления краевого отделения Российского детского фонда и председатель общественного совета партпроекта «Крепкая семья» в регионе Оксана Овчинникова.

«Учусь на пятерки!»

В жизни Матвея Сорокина всё хорошо и стабильно. Мальчик учится на пятёрки и четверки, занимается спортом и мечтает о профессии врача. Слышать ему помогает встроенный кохлеарный имплантат.

— Матвея в год и семь месяцев имплантировали, он родился абсолютно глухой. Сейчас это трудно представить, так как годам к пяти он уже ничем не отличался от сверстников. Он хочет быть врачом, — отмечает Елена Попова.

Важно вовремя заметить, что у ребенка что-то не так. О том, на что в первую очередь обратить внимание, рассказала cурдолог-отоларинголог Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи Яна Щербакова.

— Ребенок не разговаривает. Сверстники развиваются, а он — нет. Это своеобразный маячок, указывающий на возможные проблемы. Родители начинают искать, что не так. Обращаются к сурдологу, там уже проводится диагностика. Мы в ходе исследования можем выявить проблему и посоветовать те или иные средства реабилитации, которые применимы в этой ситуации, — пояснила эксперт.

Перед собравшимися на мероприятие родителями и алтайскими специалистами выступили сурдопедагог Санкт-Петербургского научно-исследовательского института уха, горла, носа и речи Наталья Ковалева, сурдолог института Яна Щербакова, кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры педагогики и педагогической психологии Санкт-Петербургского государственного университета Любовь Ткачева. Большой интерес участников семинара вызвала практическая часть, в ходе которой узкие специалисты из Северной столицы работали с детьми и консультировали родителей. Опытом музыкальной реабилитации слабослышащих детей поделилась музыкальный руководитель реабилитационного центра «Журавлики» Ольга Кардаш, а опытом обучения детей с кохлеарными имплантами в обычной школе — учитель начальных классов барнаульской школы № 31 Марина Злобина. Она пришла на семинар вместе с учениками.

— Вы никогда не заметите хорошо реабилитированных глухих людей. Они учатся в школах и институтах, многие даже оканчивают музыкальные школы. Это большая работа, и, прежде всего, победа семьи ребёнка, — говорит Елена Попова.

Дети продемонстрировали это, выступив с творческими номерами перед участниками семинара.

Признаками нарушения слуха у ребёнка младшего возраста является отставание в развитии речи, когда первые слова появились позднее полутора лет, а первые предложения — после двух лет. Очень важно как можно раньше выявить эти проблемы, чтобы наиболее эффективно помочь ребёнку.

barnaul.press

27 мая 2023 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь