Общество глухих

Чувство ритма. «Гран-при» петербургского конкурса жестового пения достался школьникам из маленького Ейска

Как выбрать песню, если не слышишь мелодию? Как оценивать исполнение, если певец не издает ни звука? Фестиваль «Поющие руки» во Дворце учащейся молодежи проходил в 26?й раз. Он открытый, по сути, всероссийский. Как сказал директор дворца Андрей Борщевский, география расширяется: в этом году приехали ребята из Казахстана и Белоруссии.

…Перед началом концерта молодая женщина в зрительном зале отчаянно машет обеими руками, старается привлечь чье?то внимание. Окликать даже не пытается: ее не услышат. Руки зрителей порхают этакими бабочками: школьники и студенты колледжей (200 человек, 25 регионов) делятся впечатлениями: они уже несколько дней в Петербурге. Если слово не показать жестом, подключается дактильная речь: гибкие пальцы движутся быстро, как у пианиста-виртуоза, изображая буквы. Волей-неволей получается постоянное интенсивное упражнение на мелкую моторику — то самое, которое развивает мозг.

Вы не представляете, какое это счастье, такие концерты! Как трудно было в пандемию, когда все по домам сидели. Глухим очень сложно было, — говорил потом председатель жюри Владимир Бочаров (он директор, художественный руководитель и режиссер Санкт-Петербургского театра глухих). — Творчество — это как свежий воздух через открытое окно.

Владимир Бочаров не сдерживает эмоций, и не только в силу темперамента:

Жесты, артикуляция, эмоции — это все единая объяснительная система, чтобы собеседник быстрее понял. Глухой человек — прирожденный артист. Ему с детства приходится наращивать это актерское мастерство, чтобы его понимали слышащие: прохожие на улице, продавец в магазине, кондуктор в транспорте…

У конкурсантов разная степень нарушения слуха. Слабослышащим немного проще — но может подвести, например, разрядившийся слуховой аппарат или причуды акустики в зале. Поздно­оглохшим (слух пропал уже после того, как ребенок научился говорить) легче произносить слова, а вот говорить/петь руками немного сложнее, чем глухим от рождения.

Кто видел жестовое пение, знает: это невероятной красоты зрелище. Не сразу замечаешь, что в зрительном зале кто?то из педагогов делает сдержанные пассы руками: слегка задает ритм. Если конкурсант поет и одновременно танцует, подсказки преподавателя он может не увидеть. Поэтому за занавесом, незаметно для публики, могут страховать «суфлеры», они тоже помогают.

Тема конкурса в этом году — «Школа». Педагоги намаялись в поисках современных песен. Хиты?то больше про любовь, а не про школу. Впрочем, находили даже рэп. Вопрос на засыпку: изобразите жестом слово «синхрофазотрон» из знаменитой «Песенки первоклассника» («То ли еще будет ой-ой-ой»). Не получится. Только дактильной речью — пальцами, побуквенно.

Участники шоу типа «Голос» выбирают песню по мелодии. Неслышащий знакомится с песней по ее ритму, объясняет Владимир Бочаров. А когда исполняет, ориентируется на вибрацию, она передается от динамиков через пол, «как бы через тело проходит».

Владимир приводит в пример историю Андрея Драгунова — глухого парня, который стал звездой. Больше десяти лет танцует хип-хоп и брейк-данс в команде слышащих. В свое время команда заняла второе место на чемпионате Европы по хип-хопу, пятое — на чемпионате мира.

В конкурсе «Поющие руки» разные номинации — в том числе соло, дуэт, ансамбль. Жюри оценивает правильность жестов, сценическую культуру, артикуляцию. Жестовая речь, как и обычная, может быть и бескультурной, и безграмотной, говорит Владимир Бочаров. При этом в отличие от «обычного» русского языка в русском жестовом нет утвержденных правил. В разных городах могут быть какие?то свои жесты, но Бочаров уверен, что должны быть образцы. И что сцена — это как раз то, что помогает сохранять культуру жестовой речи, правильной, красивой.

Очень важно передавать смысл песенной фразы, — поясняет Ангелина Белостоцкая, актриса-диктор, сурдопереводчик, сурдопедагог. — Написанное слово «замок» может означать и дворец, и устройство, на которое запирают. Написание одно, а жесты разные. Сложно передавать метафоры: иногда жестом лучше пропеть не буквально то самое слово из песни, а другое, которое лучше передаст образ.

…Среди победителей в номинациях — ученики петербургских школ-интернатов № 1 Выборгского района и № 31 Невского района. А обладателем «Гран-при» по сумме баллов в номинациях стал ансамбль «Вдохновение» школы-интерната № 2 города Ейска Краснодарского края. Этот город в шесть раз меньше и Выборгского района, и Невского.

АНАСТАСИЯ ДОЛГОШЕВА
#ФЕСТИВАЛЬ#КОНКУРС#ШКОЛЬНИКИ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 70 (7399) от 19.04.2023 под заголовком «Чувство ритма».

Источник: https://spbvedomosti.ru/news/culture/chuvstvo-ritma-gran-pri-peterburgskogo-konkursa-zhestovogo-peniya-dostalsya-shkolnikam-iz-malenkogo-/

http://domculturedeafspb.com

19 апреля 2023 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь