Общество глухих

Педагог школы-интерната для глухих детей рассказала о жизни «в тишине»

Как люди с инвалидностью получают образование, ищут работу, любимое хобби, создают семью.

Когда среди толпы появляется человек на инвалидной коляске или с тростью, он невольно привлекает внимание тех, кто поблизости. Наша страна идет по пути внедрения инклюзивных программ, создания безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями, но сделать в этом направлении предстоит еще немало, чтобы каждый вне зависимости от состояния здоровья чувствовал себя максимально комфортно и адаптировано в обществе. Несмотря на определенные трудности, с которыми приходится сталкиваться в обыденной жизни, люди с инвалидностью стремятся получить образование, найти работу, любимое хобби, создать семью. И у многих, надо сказать, это хорошо получается.

IMG_20211222_122136.jpg

На пути в педагоги

Детство Вероники Колесник, воспитателя дошкольного образования в ГУО «Гродненская специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушением слуха», могло бы ничем не отличаться от детства многих сверстников, если бы не одна особенность: девушка – слабослышащая. Впрочем, это не помешало ей получить образование и заниматься любимым делом.

– Мне очень повезло в жизни. В детском саду я попала к замечательному педагогу Зинаиде Владимировне Мечник, которая прошла со мной весь путь дошкольного обучения. А потом, когда нужно было идти в первый класс (это было в 1995 году), как раз открылась наша специальная школа, и Зинаида Владимировна стала нашей первой учительницей, – рассказывает Вероника Колесник. – Так получилось, что я выбрала для себя профессию педагога. Это во многом тоже ее заслуга. Зинаида Владимировна всегда была для меня примером для подражания.

Окончив десять классов, Вероника изначально хотела поступить в медицинский колледж, но столкнулась с проблемой: закрыли набор в спецгруппу для зубных техников. Пришлось искать другое учебное заведение. Выбор остановился на Гуманитарном колледже ГрГУ имени Янки Купалы. Но и здесь возникли некоторые трудности. В то время в спецшколе не изучали белорусский и иностранный языки. Это чуть не стало причиной краха еще одной мечты. Спасибо, помогли своей заботой и любовью родные: родители и братья всегда стояли горой за свою дочь и сестру. Благодаря их поддержке Вероника Станиславовна никогда не отступала перед трудностями.

– Мы с родителями все-таки сумели добиться того, чтобы меня приняли. А вот учиться поначалу было очень тяжело. Раньше, когда я училась в школе, меня окружали люди с такими же проблемами, как у меня. Здесь же пришлось адаптироваться к совершенно другой обстановке. Я носила два слуховых аппарата, чтобы услышать как можно больше. Записывала лекции на диктофон, потом конспектировала, – вспоминает девушка.

IMG-3def097d11a52bbb632c66760d9f9780-V.jpg

После колледжа была работа в школе, затем университет, оконченный с красным дипломом. Теперь Вероника Колесник смотрит на обучение детей с нарушениями слуха уже с точки зрения профессионала.

Научи меня слышать

В школе-интернате созданы благоприятные условия для реализации образовательного процесса, а также для того, чтобы максимально развивать способности каждого ребенка. Вероника как специалист старается уделить внимание каждому ребенку, ведь она, как никто другой, понимает, с какими проблемами могут столкнуться ребята во взрослой жизни, когда рядом уже не будет педагогов, знающих об их особенностях.

– Когда я училась в школе, мне было порой трудно общаться с неслышащими ребятами, потому что в нашей группе все внимание было сосредоточено на том, чтобы развить слух, поставить речь, а вот на языке жестов концентрировались в меньшей степени, – рассказывает Вероника.

Жесты и звуки играют большую роль в жизни людей с нарушением слуха. Очень важно понимать и чувствовать их, улавливать настроение, тонкие вибрации. Существует даже особое искусство сродни танцу, пантомиме и пению – жестовая песня. Вокалист во время танца жестами рассказывает о том, про что поется. Однако в отличие от обыкновенного, бытового жестового языка, где порой жесты произносятся быстро, не очень четко, тут главное эстетика. Разумеется, передать буквально текст песни недостаточно. Нужно подобрать такие жесты, которые бы гармонировали с настроением, ритмом музыки, были художественными и выразительными.

VLiGLwMNFIA.jpg

Вероника хорошо владеет этой техникой, часто принимает участие в конкурсах, выступает на сцене. По сути, это стало не только еще одним способом помочь ребятам адаптироваться, наладить связь с внешним миром, но и ее увлечением. Вероника сотрудничала с Евгением Якушем по части проведения различных флешмобов, готовила для него перевод песни в память о Нельсоне Манделе. А начиналось все с выступлений на школьных концертах. В памяти остались выступления школьного коллектива «Тишина» в польском городе Тчев, где проходил Международный фестиваль специальных театров.

– Когда мы впервые туда поехали, то привезли с собой песню. Нас благожелательно приняли, объяснили, как можно улучшить нашу постановку, сделать ее более зрелищной, – вспоминает Вероника. – Мы часто выступали на фестивалях различного уровня: республиканский фестиваль «Вяселкавы карагод», петербургский творческий фестиваль «Шаг на встречу», международный фестиваль "Сузор'е".

Прочти по губам

Вопрос коммуникации с внешним миром для людей с нарушением слуха всегда остается открытым. Особенно актуально это теперь, когда мир накрыла пандемия. Маска становится фактически непроницаемой стеной для человека, чей слух ослаблен.

– Мы, даже слабослышащие, большую часть информации считываем с губ, с лица человека. Нам так проще, удобнее. Некоторой помехой для общения может стать даже борода или нависшие усы. Они скрывают движения губ, и нам трудно ориентироваться, трудно понять речь, – рассказывает Вероника о своих повседневных трудностях.

IMG_5034.JPG

К слову, Вероника Колесник уделяет большое внимание проблемам коммуникации. Она разработала и провела двухдневный семинар по жестовому языку в Барановичском катехетическом колледже им. Зигмунда Лозинского. Также она принимала участие в IV Региональной научно-практической конференции (с международным участием) «Социализация личности на разных этапах возрастного развития: опыт, проблемы, перспективы» в качестве переводчика жестового языка.

Взаимопонимание без слов

Внутри семьи проблем в общении не возникает. Вероника замужем, муж у нее тоже неслышащий, а вот у их детей со слухом, к счастью, все хорошо.

Семья.jpg

– Мы обучили детей жестовому языку. Чем больше каналов для связи осваивает человек, тем полнее он развивается. Особое внимание мы уделили дактилированию. Это азбука для людей с нарушением слуха. Она позволяет передавать сообщение по буквам. Иногда это важно, так не ошибешься и в написании. Бывает, что дети пытаются отвертеться от домашнего задания, например, словарных слов, и говорят, что уже все выучили. Тогда я их прошу рассказать. Они начинают говорить вслух, а я их останавливаю: нет, вы мне продактилируйте. Тогда они смущенно могут признаться, что нет, не выучили, – раскрывает моменты семейной жизни Вероника.

Вероника Колесник уверена: создать семейную идиллию и достичь взаимопонимания с близкими можно без слов. Иногда так даже легче почувствовать другого человека. Несмотря на проблему со слухом, наша героиня ощущает себя счастливым человеком: близкие и любимые люди всегда рядом, а в жизни есть возможность, опираясь на личный опыт, помочь и поддержать тех, кто в этом действительно нуждается, кому еще только предстоит выйти в большой взрослый мир, наполненный звуками.


Михаил Ожегов
Фото автора и из архива героини
grodnonews.by

05 апреля 2022 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2021, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь