Общество глухих

"Чудеса творим мы сами": как в провинции растят ребенка c кохлеарной имплантацией?

Как югорчанка с ОВЗ достигает успеха в спорте и не только

В бассейне слышен только плеск воды, да изредка эхом разносятся команды тренера. Кивком головы Денис Полев обозначает старт, и Дарья Штейникова, оттолкнувшись ногами, своими отточенными движениями пронзает воду. Отмеряя величину дистанции, тренер рисует в воздухе пальцем круги – общаться со своей воспитанницей языком жестов ему проще и удобнее всего. Ни голосовых команд, ни плеска воды, ни иных шумов девушка не слышит. Нарушения слуха, однако, нисколько не мешают тренировочному процессу и победам на соревнованиях.

ПЛЫВИ, ДАША, ПЛЫВИ!

«Даша обладает всеми качествами настоящего спортсмена: она работоспособна, дисциплинированна, целеустремленна. Если у нее не получается что-то сразу, она много трудится – и достигает своего. Не привыкла сдаваться», – говорит о своей подопечной тренер Денис Полев, пока она «нарезает» круги.

В бассейне Даша чувствует себя как рыба в воде. Не сбавляя темпа, она преодолевает расстояние от бортика до бортика, не оставляя предполагаемому сопернику шансов оставить ее позади. Денис Павлович показывает ей «класс», что на их языке жестов означает «хорошо идешь!», и кричит: «Плыви, Даша, плыви!» Кивнув тренеру головой в ответ, спортсменка снова ныряет в воду.

Дарья Штейникова плавает с восьми лет. Впервые на тренировку к Денису Полеву она попала, когда ей было десять. И спустя несколько месяцев тренеру стало ясно, что у девочки есть все данные, чтобы достичь в этом виде спорта хороших результатов. Сегодня Даше семнадцать лет, она имеет звание кандидата в мастера спорта, состоит в сборной Югры по спорту глухих.

На чемпионате и первенстве по плаванию, собравших осенью прошлого года более 130 участников с нарушениями слуха со всей страны, команда югорских пловцов завоевала «серебро» в комплексной эстафете 4 х 100 м. А с Всероссийской летней спартакиады инвалидов в 2019 году Дарья только лично привезла шесть медалей, в том числе два «золота».

«По округу Даша лучшая в плавании. Тем досаднее, что до звания мастера спорта на последних стартах ей не хватило нескольких долей секунды. Но непременно возьмем и эту высоту», – уверен Денис Павлович.

Пока мы разговариваем, Даша отрабатывает прыжки в воду со стартовой тумбы. Сгруппировавшись перед прыжком, легким движением вверх она теряет опору под ногами и, прежде чем скрыться под водой, на мгновение застывает в полете. Такая полуторачасовая тренировка у Даши проходит ежедневно. Исключение – понедельник, для спортсменов это выходной, и каникулы – тогда они встречаются с тренером дважды в день. Дарья занимается наравне с ребятами, не имеющими ограничений по здоровью. С начала учебного года у нее, как и у всех, к тренировке в бассейне добавилась аналогичная в тренажерном зале.

«Наденьте плавательную шапочку, надвиньте на глаза очки, нырните в воду – и вы тоже ничего не услышите. Так что у пловцов существует свой жестовый язык, на котором все мы учимся разговаривать, – отмечает Денис Полев. – В начале работы с Дашей нам было трудно понимать друг друга. Но она все быстро схватывает, освоила жесты, потом научилась читать по губам, и сейчас сложностей в общении нет никаких».

На этих словах Денис Павлович скрещивает руки на уровне груди, а потом соединяет пальцы ладоней, образуя крышу дома – это означает, что тренировка закончена. Дарья Штейникова выходит из воды и, направляясь в раздевалку, говорит тренеру «до свиданья».

СЛУЧАЙНОСТИ НЕ СЛУЧАЙНЫ

Вообще-то Даша слышит и неплохо. В четыре года ей сделали операцию по кохлеарной имплантации. Во внутреннее ухо вживили специальный электронный прибор, который при помощи установленного снаружи процессора получает звуковые сигналы, а затем передает их в мозг для последующей обработки. Внешняя часть кохлеарного импланта, которая улавливает из окружающего мира звуки и речь и направляет их во внутреннюю, закреплена у Даши за правым ухом, с ней она расстается только в бассейне и на время сна.

«Мы предполагаем, что родилась Даша с нормальным слухом: она реагировала на звуки, гулила, лепетала, как-то сказала слово «мама». Но ближе к году все это стало проявляться менее ярко, а потом и вовсе исчезло. Я забила тревогу: по профессии я педагог и не понаслышке знаю, как должна развиваться у ребенка речь», – рассказывает мама Даши Елена Леонтьевна.

За ясностью семья отправилась в областной центр слуха и речи в Тюмень, после обследования догадки родителей там подтвердили: Даша не слышит. Тогда Елена Леонтьевна увидела единственный в жизни раз на глазах у своего мужа слезы, а сама дала себе зарок никогда не говорить «никогда».

«На своей малой родине в Ялуторовске я работала логопедом в детском саду, который посещали дети с ограниченными возможностями здоровья – ростки инклюзивного образования тогда только-только пробивались. Общаясь с родителями своих особенных воспитанников, я восхищалась их стойкости и терпению, думала, что сама я так не смогу… Как видите, жизнь заставила, – делится Елена Кузнецова. – Когда нам озвучили диагноз, я не плакала, не паниковала, не ломала руки – я точно знала, что может моему ребенку помочь. Когда была беременна, как-то я наткнулась на телепрограмму о здоровье, темой ее была как раз кохлеарная имплантация. С тех пор я верю, что все в нашей жизни неслучайно».

Елена и Юрий вместе с Дашей вернулись в Югорск и стали искать клинику, готовую провести операцию: хоть и не совсем ноу-хау, в то время она не была часто распространена. Екатеринбург, Тюмень, Санкт-Петербург, Москва… В одном столичном медицинском центре семье дали добро и поставили в очередь. Ожидание продлилось три года. Все это время Елена Леонтьевна, ставшая для дочери личным реабилитологом, занималась с ней.

«Даше подобрали слуховой аппарат, и первое, с чего начались наши уроки, – выработка условно-рефлекторной двигательной реакции на звук. Это когда в ответ на воспроизведенный педагогом звук ребенок выполняет какое-либо действие, например, бросает мячик в ведерко, подтверждая, что слышит его. Когда успех в этом деле был достигнут, много работали над развитием слухового восприятия, – рассказывает Елена Леонтьевна. – Я хорошо помню тот момент, когда нам позвонили из клиники и сообщили, что наша очередь, наконец, подошла – мы жили тогда ожиданием этого известия. Но радость от услышанного сменило – нет, не сомнение, я была уверена, эта операция дочери нужна! – а некое ощущение пустоты. А что будет дальше?».

Мысли о будущем, которое тревожило, настигли Елену и тогда, когда, расставшись с Дашей на время операции, она осталась в больничной палате одна. Отогнав их от себя, с верой в чудо она помчалась в магазин за бананами: перед операцией Даше есть было нельзя, и маме хотелось угостить ее чем-то сладким и сытным. По возвращении в больницу она узнала, что чудо уже свершилось.

Но сама по себе имплантация – не совсем еще чудо. Она не наделяет человека слухом по щелчку пальцев. После нее требуется реабилитация, в ходе которой пациент адаптируется к вживленному аппарату и учится слышать. В московской клинике с Дашей работал сурдопедагог – мама во все вникала, записывала, запоминала, чтобы потом по приезду домой использовать новые знания на практике и передавать родителям других таких же детей. В Югорске и Советском районе Дарья Штейникова стала первым ребенком, кому была проведена кохлеарная имплантация.

«Реабилитация предполагала не только целенаправленное выполнение специальных упражнений, но и постоянную включенность в восприятие ребенком звуков, а их только в быту нас окружает великое множество. Какой предмет издает такой звук, далеко ли, близко ли он расположен, что обозначает – каждый разбивали на составляющие», – поясняет Елена Леонтьевна.

Даша делала успехи и через год после операции отправилась в детский сад, «отпустив» маму на работу. Еще через три девочка пошла в первый класс в обычную школу, где в освоении программы не уступала другим.

САМЫЙ ЛЮБИМЫЙ ЦВЕТОЧЕК

Драцена, пальма, спатифиллюм или, по-другому, «женское счастье», антуриум – «счастье мужское»… Дарья показывает свою коллекцию комнатных цветов, стройными рядами занявших в доме все подоконники. Растениеводство – одно из последних ее увлечений. Из более ранних – рисование, графический дизайн, Даша окончила художественную школу, и фотография. Ее фотоснимки, на которых запечатлен природы прекрасный мир, получают положительные отклики в соцсетях. По итогам окружного фотоконкурса «Открой Югру!» летом прошлого года работы девушки оказались в числе тех, что набрали наибольшее количество «лайков» и обеспечили ей победу в одной из номинаций. Много ярких, запоминающихся кадров Дарья привозит из путешествий по России, в которые Штейниковы отправляются всей семьей на автомобиле.

«Я такая же, как мама – увлекающийся человек: свои силы мне хочется попробовать во многом. Но ближе всего мне плавание, со спортом я хочу связать свою дальнейшую жизнь. После школы думаю поступать на тренера», – говорит Даша.

Будущее для этой семьи перестало пугать неясностью и предстает ныне в образах вполне конкретных.

«Из малышки, которой никто не давал никаких прогнозов, будет ли она слышать и говорить, Даша выросла в самодостаточную девушку, которая знает, чего хочет в жизни. Разве это не чудо? Чудо, но мы сотворили его сами. Даша с любовью заботится о растениях, насыщая их светом, теплом и водой, а наш любимый цветочек – это она, мы наполняем ее своими знаниями, житейской мудростью, напитываем своим вниманием и поддержкой, – делится Елена Кузнецова. – В атмосфере жалости мы ее не воспитывали и не прививали ей привычку ждать жалости от других. Мы никогда не стеснялись ее особенностей, а делали все для того, чтобы она приняла их, и ей было комфортно в обществе. Мы учили слышать не только то, что происходит снаружи, но и то, что внутри – себя. И сегодня мы гордимся ей».

Татьяна Бебых
ugorskinfo.ru

13 февраля 2022 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь