Общество глухих

Рожденные без слуха. На театральной сцене впервые дети с кохлеарными имплантами

Минчане стали свидетелями уникального проекта — мюзикла «Маша и Витя против «Диких гитар», в котором главные роли исполняют глухие с рождения дети с кохлеарными имплантами. О спектакле и творческих планах корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала художественный руководитель театра «Территория мюзикла» и режиссер-постановщик Анастасия Гриненко.

Важен результат

— Как к вам пришла идея перезапустить мюзикл «Маша и Витя против «Диких гитар» и пригласить на главные роли детей с кохлеарными имплантами?

— Идея пришла от Светланы Бурнос — мамы Глеба Овчарова. Она сама когда-то окончила консерваторию, стала музыкантом.

Через некоторое время после рождения сына Светлана поняла, что тот родился глухим. Она, пытаясь помочь ему, вышла на государственную программу «Кохлеарная имплантация», которая действовала в Беларуси на тот момент уже несколько лет. А к новому, как известно, в большинстве случаев у многих возникает недоверие, но Светлана рискнула, и Глебу сделали имплантацию.

Сенситивный период занял три года. За это время ребенок, которому вживили кохлеарный имплант, должен активно заниматься с сурдологом, развивать свою речь, чтобы в будущем жить как обычный человек.

— Светлана начала заниматься с Глебом вокалом и постепенно создала свою методику для детей с кохлеарными имплантами. В течение нескольких лет она ездила на различные конференции, где рассказывала о методике, но заинтересованных людей не нашлось. И тогда Светлана обратилась к нам с просьбой о помощи. Это ведь прекрасная идея — помочь глухим с рождения детям, прошедшим сложную операцию для того, чтобы они могли петь и танцевать, как их здоровые сверстники, — рассказывает А. Гриненко. — Светлана предложила проверить идею мюзикла с участием Глеба и Софии. Мы хоть и с опаской, но начали заниматься с детьми актерским мастерством, вокалом и пластикой. Потом пришло осознание, что важен даже не интерес, а результат.

Настоящее чудо

С 2017 г. главные роли в мюзикле «Маша и Витя против «Диких гитар» в основном исполняли взрослые актеры: Полина Добровольская и Денис Немцов, а также Елена Бабук и Александр Никоненко. Сейчас же их заменят Глеб и София.

— Если вспомнить сюжет, то именно дети попадают в сказку, и это прекрасно, что в спектакле задействованы реальные мальчик и девочка. В их жизни тоже произошло настоящее чудо — рожденные без слуха, Глеб и София обрели его. Благодаря имплантам, а также педагогам, сурдологам и другим специалистам они получили возможность петь и танцевать на сцене, — улыбается Анастасия.

Попав за кулисы театра, сразу понимаешь, что профессия театрального артиста не легкая. Но если взрослым артистам привыкать не впервой, то как чувствуют себя на репетициях дети?

— Глеб и София работают вместе с профессиональными артистами без всяких поблажек. Они танцуют, поют живьем. По-моему, они выучили полностью не только тексты своих песен, но и остальные. Дети влились в эту сказку. Она ведь замечательная, как и музыка Геннадия Гладкова к фильму, на котором выросло уже не одно поколение.

Разные характеры — это здорово!

— Правда ли, что для Беларуси на сегодняшний день это событие уникальное?

— Группа специалистов из Санкт-Петербурга благодаря австрийской компании MEDEL (именно она и занимается выпуском кохлеарных имплантов. — Прим. авт.) снимает про нас фильм, про репетиции Глеба и Софии. Они сказали, что это событие уникальное не только для Беларуси, но и для всего мира. Еще никогда на сцене не выступали люди с кохлеарными имплантами.

— Будет ли обновленный мюзикл идти на постоянной основе или это эксперимент?

— Пока это эксперимент, но если будут результаты, то, конечно, включим его в репертуар. Мы рассчитываем на то, что этот спектакль будет жить.

— Расскажите немного о Глебе и Софии.

— Это сами по себе очень интересные дети. Они полностью совпадают по характеру со своими персонажами. Глеб очень дотошный. Иногда кажется, что кроме импланта у него в голове еще и компьютер. Он всё запоминает, техничный сам по себе. А София эмоциональная, кокетливая — этакая маленькая женщина. Если Глеб больше идет от разума, то София — от эмоций. Очень здорово, что у них настолько разные характеры.

Новый подход

Чувствуют ли они иначе музыку?

— Да. И это полностью изменило наш подход в изучении вокального материала. Обычно вокалист сначала проигрывает мелодию на фортепиано (либо ему кто-нибудь аккомпанирует.Прим. авт.), а потом уже напевает. В случае с Софией все было иначе. Выяснилось, что они с Глебом реагируют не на фортепиано, а на голос. То есть мы напевали им мелодию, а дети ее уже вычленяли. Потом уже Светлана занимается с детьми вокалом в течение недели.

Еще одно испытание, с которым столкнулись руководители театра «Территория мюзикла», — отсутствие специальных ушных мониторов, которые подошли бы Глебу и Софии, чтобы они слышали себя во время выступления. Благодаря компании MED-EL театр обзавелся необходимым оборудованием.

По канонам Бродвея

В 2018 г. вы взорвали столицу премьерой рок-мюзикла «Недалеко от нормы», поставленного в 2009 г. на Бродвее. Планируете ли вы и в дальнейшем переносить на минскую сцену бродвейские мюзиклы?

— Это была первая русскоязычная постановка этого мюзикла. И это наша постановка, так как мы перевели тексты песен на русский язык, и перевод был утвержден авторами мюзикла. Мы сделали собственную версию, адаптировав шутки под отечественного зрителя. Не каждый рискнет поставить спектакль на тему ментального здоровья. В Москве, например, так и не решились на подобный шаг. Мы не пожалели, что сделали это.

У нас были проекты, например «Маленький магазинчик ужасов», — продолжает рассказывать А. Гриненко. — Но ситуацию в театре взорвала эпидемиологическая обстановка, из-за которой планы поменялись. Мы решили вложить средства в мюзикл «Волшебник Изумрудного города», который, надеемся будет зрелищным.

По сравнению с другими спектаклями новый мюзикл планирует стать в том числе самым массовым. В нем, например, впервые задействован балет, чего не было в других постановках.

— Это первая в Беларуси постановка Евгения Загота, который в России является одним из перспективных молодых композиторов в жанре мюзикла. Сейчас он музыкальный руководитель мюзикла «Шахматы», а до этого — Mama Mia. Загот прошел всю бродвейскую школу, при этом он окончил училище как эстрадник, консерваторию — как композитор. Я всегда хотела с ним поработать.

Несмотря на масштабность мюзиклов Е. Загота и небольшие размеры театра «Территория мюзикла», сотрудничество состоялось, чему А. Гриненко весьма рада.

— Детские спектакли обычно урезают по времени, но «Волшебник Изумрудного города будет состоять из двух актов, как полноценный мюзикл, — отмечает Анастасия. — Он сделан по всем бродвейским канонам, но в то же время это постановка сказки, на которой выросли не только мы и наши дети, но еще и наши мамы с папами. Это уникальное произведение, сама сказка, персонажи, плюс замечательная музыка, которую Евгений Загот написал еще в 2019 г.

— Есть ли у вас девиз, который вы используете на протяжении жизни?

— Делай что должен, и будь что будет, — улыбается А. Гриненко.


Подготовила Надежда Струкова
Фото Дарьи Лойко и Алексея Молчана
https://minsknews.by

25 декабря 2021 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь