Общество глухих

НЕ СИРОТА КАЗАНСКАЯ: новые тенденции на ЖЯ-эстраде

Отгремел в столице Татарстана Третий Всероссийский фестиваль жестового языка, на которые съехалось 274 участника из 41 региона России – от Петербурга до Перми, от Мурманска до Краснодара. Московские самодеятельные артисты во главе с неизменной Еленой Митрофановой, разумеется, тоже имели место быть, и не просто имели, но и заимели ряд наград. Давайте немного пройдёмся по этому событию и присмотримся.


Несколько дней культурный центр «Сайдаш» был наполнен жестомашущим народом, бурлил и содрогался от музона концертных номеров. Но не разваливался, потому что – обновлённый! Само здание было построено в густобровые брежневские времена, в 1972 году, и называлось Дворец культуры строителей. В новой России дом ветшал, выполнял функции напыщенного ресторана для новых русских и новых татар. Но наконец за него взялась власть. К концу 2019 года культурный центр был реконструирован, осовременен изнутри и получил имя «Сайдаш». Это имя такое татарское, если что.


Большая нагрузка легла на плечи главы Татарстанского регионального отделения ВОГ Венеры Гаулстон (на фото с указующим перстом) и её команды. Фестиваль проводился при содействии и поддержке органов государственной власти Президента Республики Татарстан, мэра города Казани, благотворительного фонда «Ярдэм» и других организаций.

Надо было принять-разместить-распределить не только почти триста самодеятельных глухих артистов, но и председателей различных отделений ВОГ, а также ЦэПэшных начальников вплоть до президента ВОГ с советниками. Просто в Обществе глухих в последнее время стали совмещать проведение воговских фестивалей с воговскими же пленумами. Так сказать, и поработать, и на концерт сходить!


Московские артисты Олеся Слёзко и Максим Шейнин вышли подышать воздухом во двор «Сайдаша» перед началом фестиваля.


Глава управления культуры ЦП ВОГ Дмитрий Жевжиков представляет зрителям приз фестиваля – такие настольные стелы будут получать победители конкурса.


Открывали фестиваль известные москвичам неслышащие профессиональные лицедеи из ТМЖ Вадим Николаев и Алексей Лемешев. Между ними отнюдь не терялась местная звезда – переводчик Татарстанского отделения ВОГ Екатерина Ибатуллина.


Плотность зрителей фестиваля менялась: днём было меньше всего народу, потому что в будни многие неслышащие казанцы трудятся. Ближе к вечеру в зале становилось немного теснее, но, как правило, к 17-18 часам всё заканчивалось, а, значит, выступления могли видеть только не работающие глухие.

Чаще всего в зрительском зале можно было застать председателей из отделений ВОГ Челябинска и Краснодара – Евгения Безрукова (он, кстати, ещё и вице-президент ВОГ) и Эдуарда Джерештиева.

Фестиваль состоялся. Уточним один нюанс: это фестиваль именно жестового языка, а не сценической самодеятельности глухих. Во главу угла ставился именно ЖЯ, и поэтому на казанском празднике не было номеров с пантомимами, клоунадами, фокусами и другими выступлениями, без которых не обходится ни один фест глуховской сцены.

По регламенту, в Третий фестиваль жестового языка вошли:

  • жестовая песня (мужское соло, женское соло, дуэт, трио, ансамбль);
  • художественное слово (басня, стихотворение);
  • разговорный жанр (рассказ из жизни);
  • стендап;
  • VV-искусство ( от слова «visualvernacular», визуальная миниатюра)

ЖЕСТОВАЯ ПЕСНЯ

Жестовая песня давно стала неотъемлемой частью российской deaf-культуры, без неё не обходится ни один глуховский официальный праздник.

Жестовая песня – вещь непростая, если поёшь не для себя, любимого, а для зрителя. Нужно сохранять ритм песни, попадать в такт и тому же стараться жестикулировать разборчиво, в то же время не слишком перевирая текст песни в угоду понятности…

Но так или иначе, неслышащий зритель воспринимает жестовую песню на все сто, только в одном случае: если знаком с тестом песни и понимает, о чём там говорится. Если же человек не читал текст, то смысл песен на ЖЯ – кроме самых простых и примитивных – теряется.

И досадное упущение в технической подготовке фестиваля в Казани – это то, что на электронном заднике сцены во время песенных и стихотворных номеров не появлялись тексты.

В Москве, на городских конкурсных фестивалях глухих, такое текстовое сопровождение очень помогает зрителям и судьям понимать жесты артиста и позволяет, кстати, оценивать – правильный ли был жест, не испортил ли он смысл песенной строчки?

Впрочем, кажется, что с нынешней модой на восславление жестового языка, как основного способа познания, и принижение русского языка , как «инородного», «вторичного», всё придёт к тому, что жестовая песня через пару десятков лет уйдёт с воговской сцены, уступив место жанрам, более подходящим для «чисто глухих».

Но пока ещё жестовые песни занимают не менее половины любой культурной воговской программы. Не стал исключением и Третий Всероссийский фестиваль!

ЛУЧШИЕ ЖЯ-ПЕВИЦЫ


В ходе фестиваля было проведено онлайн-голосование среди зрителей, которые смотрели прямую трансляцию всех дней мероприятия. По итогам гласа народа лучшей ЖЯ-певицей была признана уфимка ЕЛЕНА АВРАМЕНКО:

Шёл казак на побывку домой,
Шёл он лесом, дорогой прямой,
Обломилась доска, подвела казака –
Искупался в воде ледяной!

Справедливости ради, надо заметить, что онлайн-голосование, как правило, показывает не уровень исполнителя, а как много у него друзей и знакомых в соцсетях. Типичное дело – получить сообщение от приятеля с просьбой «Нажми на эту ссылку, поддержи вот этого человека, он мой хороший друг!» Так что Инстаграм или Тик-Ток не могут быть истинным мнением масс.


У специалистов из жюри было своё мнение. 1 место в женском соло заняла ЕКАТЕРИНА ХЕТЕЕВА (Краснодар) с песней «Песня длиною в жизнь»:

Пролетев сквозь года,
Поднимаясь в небесную ввысь,
И вернувшись назад,
Остаётся с тобой навсегда,
Это песня длиною в жизнь.


Второе место заняла ВЕРА МИХАЙЛОВА (Тула) с песней «Снимем маски, господа»:

Давайте все на миг замрём и помолчим.
Пускай осядут в нас безумства пыль и дым.
Снимем маски, господа! Лица наши так бледны;
А души, стынут между Завтра и Вчера…


Третье место заняла ТАТЬЯНА ЗЫКУНОВА (Челябинск) с песней «Русская женщина». Это, кстати самый свежак – именно «Русскую женщину» исполняла в этом году Манижа на Евровидении:

Испокон веков с ночи до утра
С ночи-ночи ждём мы корабля, ждём мы корабля.
Очень-очень с ночи до утра,
Ждём мы корабля, ждём мы корабля.
А чё ждать? Встала и пошла!


Москва на женское соло выставила ОЛЕСЮ СЛЁЗКО. Столичная исполнительница произвела хорошее впечатление на зрителей песней «Здесь и сейчас»:

Не звоним, не пишем близким своим
И считаем, что потом всё решим.
И так поздно узнаём, что у нас
Существует только Здесь и Сейчас!

ЛУЧШИЕ ЖЯ-ПЕВЦЫ


1 место получил БОРИС МИТКОВЕЦ (Нижний Новгород) с песней «Стану ли я счастливей»:

Может, мне бог подарил этот мир,
Словно ребёнку, любя.
И этот мир ослепительным был?
Друг, помоги мне понять!


2 место – ДМИТРИЙ ХЛЫБОВ (Челябинск) с песней «Пусть весь мир подождёт»:

Только ты одна, только ты нужна.
Без тебя моё сердце замрёт.
Я так долго искал и нашёл тебя.
И теперь, пусть весь мир подождёт!


3 место взял РЕНАТ РЕЗЯПОВ (Уфа) с песней «О любви». Прикол был в том, что эта песня поётся от женского имени…

О любви я не успела тебе сказать,
Пусть за тобою закрылись двери,
Я никогда не устану ждать!
Ты никогда не устанешь верить


Ну, а наши москвичи считают, что лучше всех в мужском песенном турнире выступал их земляк АНДРЕЙ АНДРОСОВ с зажигательной песней «Своим друзьям»:

Друзей и денег не бывает много.
Друзей могу я вам на пальцах посчитать.
И если выпадет мне дальняя дорога,
С друзьями мне преграды не видать

ЛУЧШИЕ ПЕСЕННЫЕ ДУЭТЫ


Лучшим дуэтом признали тандем из Уфы ТИМУР ХАЛИПОВ-РЕНАТ РЕЗЯПОВ, исполнивший песню «Розы»:

Ведь, что ни говори — колючие шипы имеют даже розы.
Ведь, что ни говори — всё лгут глаза твои, даже через слёзы.
Что ожидает нас с тобою впереди — я ещё не знаю.
Быть может, разлюблю, а пока — прощаю!


Второе место заняли москвички АНГЕЛИНА СЕМЁНОВА и АЛЛА ПОЛИЩУК с песней «Богинями мы были». Этот яркий номер был признан лучшим дуэтом ещё весной на Московском фестивале ЖЯ, и вот не остался без внимания и на всероссийском уровне. А иначе никак! Московский дуэт выступил в Казани ещё раз с этим номером и на заключительном гала-концерте фестиваля:

Ещё один к моим ногам упал,
Ещё один готов на всё на свете,
он так страдает, милый, он пропал!
но мы-то знаем все приёмы эти!


3 место у дуэта ОЛЬГА ЛЕМЕШЕВА-ОЛЬГА КИСЕЛЁВА (Воронеж) с песней «Красное и Чёрное»

Не вини тишину за отсутствие слов!
Это лишь игра, всё вокруг декорации.
Продержаться бы только до утра.
Я тебя обману, а тебе разобраться бы…

ЛУЧШИЕ АНСАМБЛИ


1 место взял ансамбль из Санкт/Петербурга (Диана Карабеджанова, Елизавета Смиронова, Александра Пешина, Софья Евдокимова, Полина Бондаренко, Вера Шамаева, Николай Ефутин) с песней «Ковер 8.0». Загадкой осталось название. Что за «ковёр»? Или это имеется в виду «кавер»? Кавер в музыке – это новое исполнение существующей песни кем-то другим, кроме его изначального исполнителя. А если по-человечески, то песня называется «Две души, два огня»:

Две души, два огня! Я помнил это, где бы ни был я.
Две души, два огня! Всё чем только может сердце хоть на миг согреться
Две души, два огня грели ночью и при свете дня
Две души, два огня! Будь со мной, не оставляй меня


2 место взял ансамбль из Москвы (Олеся Слёзко, Андрей Андросов, Алла Полищук, Юлия Балашова, Виктория Тихомирова, Максим Шейнин) с песней «Реальна только музыка». Москвичи повторили этот номер на гала-концерте:

Каждый из нас хочет вверх стремиться, но…
Высокие стены, преграды, барьеры сотни раз сбивали нас с ног!
Ты должен знать: в жизни всё не так-то легко…
Будучи смелым, веря в победу, сможешь ты взлететь высоко!


Как рассказывает руководитель московской эстрадной делегации Елена Митрофанова: «Костюмы для этого номера изначально задумывались особые, с музыкальной символикой. Искали долго в интернете и по фирмам, обсуждали… Наконец-то нашли эти чёрно-бело-золотые костюмы в Новосибирске! Но тут начались непонятки с оформлением покупки. То реквизиты не те, то получатель не тот, то банк чем-то недоволен… Все сотрудники МГО ВОГ подключались к проблеме, помогали, переводчик Ира Егорова постоянно звонила им туда… И так прошло два месяца! Костюмов всё не было… И только перед самым отъездом в Казань костюмы пришли


3 место занял ансамбль из Самары (Екатерина Федосина, Гузель Шаймарданова, Яна Доркичева, Сергей Доркичев, Александр Цедин, Мария Кучкова, Александр Бакунин, Олеся Сошникова) с песней «Радуйся»:

Радуйся, радуйся свету, радуйся вольному ветру.
Радуйся, судьба тебя ласкает вновь.
Радуйся звездному небу, радуйся теплому хлебу.
Радуйся, тебе стучится в дом любовь!


Специальным призом – за зрелищность и оригинальность – был награждён ансамбль из Челябинска.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО

По большому счёту, жанр художественного слова на ЖЯ-эстраде – самый скучноватый элемент любой сценической программы. Мало мастеров, которые могут выразительно, доходчиво и занимательно перевести в «жестовый размер» стихотворение, басню или литературный рассказ. Особенно непросто, когда пытаются пересказать произведение классики позапрошлого века. Но на фестивале в Казани у некоторых получилось!

ЛУЧШИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ СЛОВЕ


Первое место заняла москвичка ВИКТОРИЯ ТИХОМИРОВА за ЖЯ-декламацию стихотворения «Донор». Интересно, что весной на Московском фестивале ЖЯ Тихомирова взяла 1 место в номинации «ЖЯ- песня. Женское соло» за тот же самый «Донор». Но в Казани «Донор» исполнялся не как песня, а как стихотворение. И полюбас – 1 место, что в Москве, что в Казани!

— Тогда почему же ты плачешь?
И понял хирург с его слов:
Все думали так же, как мальчик,
Что надо отдать им всю кровь.


2 место – СВЕТЛАНА ГУДЗЬ (Уфа) за стихи «О рыжей дворняге»:

Собака не взвыла ни разу.
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою…


3 место взяла ВЕРА ШАМАЕВА (Санкт/Петербург) за актуальные стихи «Коронавирус»:

Коронавирус встретил грипп
И улыбаясь говорит:
«Я овладел почти планетой,
Считай людскую песню спетой!»

ЖЕСТОВЫЙ РАССКАЗ (ЖЯ-СТОРИТЕЛЛЕРСТВО)

Это относительно недавно появившееся на российской deaf-сцене направление, которое выросло из обычных посиделок и бесед в тёплых компаниях глухих. Среди неслышащих людей немало талантливых рассказчиков, чьи байки из жизни хочется слушать (точнее смотреть) ещё и ещё.

Основой для возникновения нового сценического жанра послужило развитие интернет-видео. В период 2000 – 2010 годов появились видеозаписи ЖЯ-рассказов, в Москве лучшими рассказчиками считались покойные ныне педагог Леонид Камышев и художник Алексей Гладков.

Постепенно формировалась целая когорта видеорассказов от разных глухих талантов. На этих видосах, кстати, тренируются переводчики ЖЯ, и эти же видео используются в Москве на аттестациях переводчиков: экзаменаторы проверяют, как испытуемый понимает «чистый ЖЯ» без калькирующей речи.

ЖЯ-рассказ – первый жанр, с которым «чисто глухие» получили шанс преодолеть засилье слабослышащих певцов и грамотных «калькирующих» декламаторов на любительской сцене. Затем, буквально 3-4 года назад, в помощь «чисто глухим» артистам подкатились такие жанры как VV-искусство и ЖЯ-стендап, но об них читайте чуть ниже.

Как правило, рассказы ЖЯ-сторителлеров – это разного рода автобиографические зарисовки или жизненные истории, или почерпнутые из интернета байки.

В МГО ВОГ проходили первые конкурсы ЖЯ-сторителлеров, затем их стали включать в другие воговские фестивали регионального и общероссийского уровня. Была эта номинация и на фестивале в Казани.

ЛУЧШИЕ ЖЯ-СТОРИТЕЛЛЕРЫ


1 место взяла ЭЛЬВИРА ФАСХУТДИНОВА (Казань) с рассказом, как пацан на уроке в классе сунул палец в отверстие в парте, и тот там застрял.


2 место – ПЁТР МАЛЫШЕВ (Пенза) с рассказом о том, какой драгоценностью считалась в советское время меховая шапка.


3 место заняла ЮЛИЯ БАЛАШОВА (Москва) с рассказом «Мечта». Сюжет вкратце такой: учительница проверяла сочинения и прочитал опус ученика о том, что родители целыми днями сидят в своих мобильных телефонах, не играют, не общаются с сыном. Телефон упадёт – пылинки сдувают, а сын упадёт, брюки порвёт – ноль внимания. «Я мечтаю стать мобильным телефоном, чтобы папа-мама были со мной» — так заканчивалось сочинение. Учительница зачитала сочинение мужу, оба растрогались, и тут выяснилось, что сочинение написал их сын…

Эта история давно гуляет по интернету, ее приписывают то второкласснику, то пятикласснику, но, так или иначе, на сентиментальных зрителей она производит глубокое впечатление.

VV-ИСКУССТВО (ВИЗУАЛЬНАЯ МИНИАТЮРА)

Ещё лет 5 назад про VV-искусство глухих в России мало кто знал, хотя на Западе оно уже цвело пышным цветом. Но в последние два года про визуальную миниатюру узнали все, и неслышащие любители сцены заценили это новый жанр, который расширяет возможности «чисто глухих», позволяя утереть нос слабослышащим песенникам.

VV-жанр – своего рода «жестовое кино», к котором буквально в трёхмерном пространстве показывается какая-нибудь история без слов. С помощью жестов то раскрывается большая панорама события, то возникает в увеличенном размере какой-то предмет или часть предмета, то меняется ракурс. Кинематографичность визуально-жестового искусства универсальна и понятна всем носителям любых жестовых языков, а да и слышащим тоже, если их немного подучить основным принципам восприятия VV-миниатюр.

И впервые в истории VV-жанр стал отдельной номинацией на воговском фестивале, а именно в Казани.

ЛУЧШИЕ ВИЗУАЛИСТЫ


1 место взяла МАРИНА ФОМИНА (Москва) с номером «СУМО». Забавная VV-история о поединке японских сумоистов была впервые с блеском показана весной этого года на Московском фестивале жестового языка в исполнении Ларисы Бейдиной. Как видим, Фомина справилась ничуть не хуже, заслуженно снискав аплодисменты публики и первое место от судей. Недаром «Сумо» повторили на гала-концерте, заключающем фестиваль.


2 место – Екатерина Федосенко (Самара) с номером «Белка Скрат»: VV-пересказ эпизода с знаменитой белкой из мультфильма «Ледниковый период».


3 место завоевал ЕВГЕНИЙ ВАЛУЕВ (Нижний Новгород) «Кутузов против Наполеона». Стилизованный и оригинальный по сюжету VV-рассказ о «грозе двенадцатого года» мог бы принести Евгению, пожалуй, место повыше, но был немного затянутым.

ЖЯ-СТЕНДАП

Стендап – это по сути тот же разговорный жанр, рассказ со сцены, но с одним существенным отличием: стендапер должен вовлекать в свой рассказ и аудиторию, общаться со зрителями, уметь смешно или остро ответить на реплику или действие случайного зрителя. Стендап, как отдельное искусство смеха, появился тоже на Западе. У слышащих, уточняю. В России искусство стендапа тоже развивается, «Комеди Клаб» тому пример.

Впрочем, если порыться в русской истории, то у нас стендап тоже был. Настоящим стендапером был, к примеру, Ян Арлазоров, звезда разговорного жанра 90-х годов. Его знаменитое «Эй, мужик!» до сих пор популярно в видеоархивах интернета.

Своего рода неплохим стендапером был поэт Владимир Маяковский. Он, выступая со своими стихами на сцене, часто пикировался с зрительным залом, общался и подкалывал. Писатель Лев Кассиль вспоминал:

«Читает Маяковский. Опять онемел зал. Но тут из второго ряда шумно и грузно подымается тучный и очень бородатый дядя. Он топает через зал к выходу. Широкая и пышная борода лежит на громадном его животе, как на подносе. Он невозмутимо выбирается из зашикавших рядов.

– Это еще что за выходящая из ряда вон личность? – грозно вопрошает Маяковский.

Но тот бесцеремонно и в то же время церемониально несет свою бороду к двери. И вдруг Маяковский, с абсолютно серьезной уверенностью и как бы извиняя, говорит:

– Побриться пошел…

Зал лопается от хохота. Борода обескуражеино и негодующе исчезает за дверью, словно вынесенная взрывной волной смеха».

А вот глухим стендап неизвестен.

В московской среде глухих стендапом стал интересоваться молодой слабослышащий журналист и поэт Иван Баринов. Причём он выступал среди слышащих. Кто знает, может быть, Баринов пришёл и к ЖЯ-стендапу, если бы не его самоубийство в 2012 году…

Молодой культуртрегер из Челябинска, руководитель Челябинского творческого коллектива ВОГ Александр Присяжнюк тоже похаживал к слышакам на стендап-вечера и загорелся идеей создать свой, глуховский стендап.

В 2018 году на фестивале творческих коллективов ВОГ в городе Саратове появились несколько номеров стендапа – но в рамках номинации «ЖЯ-рассказ». И вот в Казани впервые, по инициативе Присяжнюка, возникла отдельная номинация «ЖЯ-стендап». Этот жанр опять-таки стал отдушиной для «чисто глухих», которые мечтали реализовать себя на сцене, но не песнями или танцами, как слабослышащие.

ЛУЧШИЕ ЖЯ-СТЕНДАПЕРЫ


1 место – НИКОЛАЙ АНДРЮХИН (Санкт/Петербург) за номер «Глухим быть здорово», в котором доказывались преимущества отсутствия слуха в окружающей шумной действительности.


2 место АННА САВУШКИНА (Нижний Новгород) за номер «Ч/Б» о пользе членского билета ВОГ.


3 место ЕЛЕНА РОГАНИНА (Орёл) за номер «История РЖЯ», где актриса вместе со зрителями вспоминала особенности «глуховского письма» («ИСА», «ГАП», «БИЛЕТЫ ГРОБ» и тд.)


А москвичка МАРИНА ФОМИНА расшевелила зал стендап-номером «Карантин», в котором красочно описала трудности семейного быта во время коронавирусной отсидки в квартире. Причём, то и дело упоминая мужа, Фомина обращалась в зал, где в составе жюри как раз восседал её супруг – директор ТМЖ Роберт Фомин. Знающих людей эти моменты веселили особенно. Стендап «Карантин» был включён в гала-концерт, так что Марина Фомина выступала на финальном празднике дважды – и с номером «Сумо», и с номером «Карантин».

КАК НАГРАЖДАЛИ МОСКВИЧЕЙ


Марина Фомина – 1 место в номинации «Визуальная миниатюра»


Виктория Тихомирова – 1 место в номинации «Художественное слово»


Юлия Балашова – третье место в номинации «Жестовый рассказ»


Ангелина Семёнова и Алла Полищук – 2 место в номинации «Дуэт»


Коллектив из Москвы – 2 место в номинации «Ансамбль»


Президент ВОГ Станислав Иванов вручает приз главе московской творческой делегации Елене Митрофановой.


Потому что Елена Митрофанова наряду с Гульнарой Габдуллиной (Уфа) и Людмилой Герман (Петербург) вошла в тройку лучших руководителей эстрадных воговских коллективов.


Елена Митрофанова: «Если бы не мои ребята, которые выкладывались на этой сцене, и не поддержка руководства МГО ВОГ – меня бы на этом месте не стояло


Третий Всероссийский фестиваль жестового языка завершился. Впереди ещё много таких праздников. Но стало ясно: Москве наступают на пятки. Уровень и качество многих и многих региональных глухих самодеятельных артистов растёт, конкуренция усиливается, и МГО ВОГ надо думать о том, чтобы создать ещё более комфортные условия для развития творческого потенциала неслышащей любительской эстрады.

Успешные дебюты новых номинаций – «Жя-стендап» и «VV-искусство», а также популярность номинации «Жестовый рассказ» показывают, что теперь «чисто глухие» и РЖЯ перестали быть «сиротами казанскими» на любительской эстрадной сцене.

https://deafmos.ru

28 августа 2021 г.

Комментарии

Пользователь
Гость 29.08.2021 16:04
Исправьте фото 2 место Визуалисты там не Марина Зуб, а Екатерина Федосенко тз Самары
Пользователь
Гость 29.08.2021 22:17
Обзор Михаила Веселова в тысячу раз интереснее, чем посмотреть на три минуты видео самого фестиваля.
Премию "Человек года" ему вручить.
Пользователь
Гость 30.08.2021 10:01
(Гость 29.08.2021 16:04)
На сайте деафнет, где этот репортаж, уже исправили
Пользователь
Гость 30.08.2021 11:45
(Гость 30.08.2021 10:01)
"...На сайте деафнет, где этот репортаж, уже исправили..."

Сайт "деафнет" - это же тут... ) Может быть, на "деафМОС? =)
Пользователь
Гость 30.08.2021 14:29
(Гость 30.08.2021 11:45) ой, да, деафмос. Напутал)

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь