Общество глухих

Общие проблемы доступности высшего образования для лиц с нарушением слуха

Всероссийское общество глухих внимательно следит за теми изменениями, которые происходят в последнее время в образовании лиц с нарушениями слуха. Мы прекрасно осознаем, что образование является ключевым звеном в системе комплексной реабилитации людей с инвалидностью. Очевидно, что, чем лучше образован человек с инвалидностью, чем выше уровень его квалификации и профессиональных навыков, тем больше у него шансов трудоустроиться и быть в жизни обеспеченным и независимым.

Последние пять лет в сфере профессионального образования наблюдаются позитивные изменения в плане доступности образования для глухих и слабослышащих граждан. Благодаря принятым со стороны государства мерам по доступности профессионального образования для лиц с нарушениями слуха, а также развитию системы ресурсных учебно-методических центров с 2015 года, увеличилось количество образовательных организаций высшего образования (ОО ВО), которые обучают студентов с нарушениями слуха, расширилась география образовательных организаций, увеличился список профессий, по которым обучают неслышащих. У людей с нарушениями слуха сейчас появляются широкие возможности выбора траектории профессионального развития.

Если в 2015 году в системе высшего образования (ВО) обучалось 884 студента с нарушениями слуха по 61 профессии в 112 образовательных организациях ВО в 57 субъектах Российской Федерации, то в 2018 году высшее образование получали 1160 студентов с нарушениями слуха по 132 профессиям в 262 образовательных организациях ВО в 75 субъектах РФ, а в 2020 году в системе ВО обучалось 1585 студентов с нарушениями слуха в 312 образовательных организациях ВО.

В целом в 2020 году 642 образовательных организаций ВО могут считаться доступными для обучения лиц с нарушениями слуха. Адаптированные образовательные программы для лиц с нарушениями слуха представлены в 213 образовательных организациях ВО.

Кстати, на текущий момент времени в топ-50 направленной подготовки, реализуемых для лиц с нарушениями слуха, входят и медицинские профессии и специальности, такие как «лечебное дело» (40 студентов), «педиатрия» (22 студента), «фармация» (9 студентов), «ветеринария» (9 студентов).

Однако вопрос доступности образовательных организаций все еще актуален для обучающихся с нарушениями слуха.

Общие проблемы доступности высшего образования для лиц с нарушением слуха:

1. Слабая общеобразовательная подготовка глухих и слабослышащих к обучению в системе ВО.

Здесь несколько факторов:

· в системе образования лиц с нарушениями слуха не определены роль и место русского жестового языка (РЖЯ),

· острая нехватка педагогов-дефектологов (сурдопедагогов) в системе образования лиц с нарушениями слуха в регионах,

· нарушена система специального коррекционного образования детей с нарушениями слуха,

· упор делается на инклюзивное образование, которое не всегда себя оправдывает по отношению к детям с нарушениями слуха. Не все дети с нарушениями слуха могут успешно обучаться в системе инклюзивного образования по ряду причин, слабо развита система ранней помощи детям с нарушениями слуха и их родителям (законным представителям).

По данным Минобрнауки России на 2020 год численность принятых на обучение в образовательные организации ВО лиц с нарушениями слуха составляет 260 человек (4,83% от общего числа принятых на обучение лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья).

2. Отсутствует комплексный подход со стороны образовательных организаций ВО к доступности образования для лиц с нарушениями слуха.

Здесь образовательные организации ВО часто делают акцент на какой-то один вид доступности образования, считая, что этого достаточно для обучения глухих и слабослышащих студентов. Например, только на специальные средства технической реабилитации, а в то же время не подготовлены педагоги и специалисты к работе со студентами с нарушениями слуха, отсутствуют услуги перевода на РЖЯ.

3. Не отработан общий механизм предоставления услуги перевода на русский жестовый язык для студентов с нарушениями слуха.

Отдельно здесь стоит отметить и острую нехватку подготовленных переводчиков русского жестового языка (сурдопереводчиков) в системе образования глухих и слабослышащих. В системе ВО работают 126 переводчиков РЖЯ (данные на 2020 год).

4. В системе ВО зачастую обучают глухих и слабослышащих не актуальным на текущий момент времени профессиям и специальностям.

5. Практически не работает система профориентации и содействия в трудоустройстве лиц с нарушениями слуха в системе образования.

Так в 2020 году в системе ВО выпустилось 260 человек с нарушениями слуха. Из них трудоустроились 149 человек. Это составляет около 57% трудоустроенных от общего числа выпускников.

6. Дистанционное высшее образование лиц с нарушениями слуха практически им недоступно (образовательный контент в видео- и аудиоформате не сопровождается субтитрами (текстом), переводом на РЖЯ; для многих семей с детьми с инвалидностью проблематично приобрести необходимую для обучения в данном формате технику (оборудование); не учитываются особенности познавательной деятельности глухих и слабослышащих (быстрая утомляемость внимания, зрительного восприятия); не применяются здоровьесберегающие технологии).

7. Появляются случаи в системе профобразования прекращения практики группового обучения студентов с нарушениями слуха.

Дмитрий Алексеевских,
начальник отдела образования и трудоустройства
Аппарата ОООИ «Всероссийское общество глухих»

https://voginfo.ru

16 июня 2021 г.

Обсуждение

Пользователь
Гость 16.06.2021 23:13
С уходом педагогов старого советского поколения началась деградация школьного образования глухих. Несмотря на наличие РЖЯ, глухих тьюторов, сурдопедагогов, учебных и наглядных видеоматериалов с субтитрами, адаптированных учебников, постоянных новшеств, современной техники - качество школьного образования глухих сильно упало. Это факт.

Падает также порог приема глухих в ВУЗы. Рост количества (по статистике) студентов на самом деле не говорит о доступности, а востребованности в ВО и изменении ситуации на рынке труда. Ведь токарь 10 лет назад сильно меньше получал, чем сейчас.
Пользователь
Гость 17.06.2021 08:24
в топ-50 направленной подготовки, реализуемых для лиц с нарушениями слуха, входят и медицинские профессии и специальности, такие как «лечебное дело» (40 студентов), «педиатрия» (22 студента), «фармация» (9 студентов), «ветеринария» (9 студентов).
бред сивой кобылы. Топ-50,не относится к высшему образованию. Всё в кучу смешали и ВО и СПО...
После ВУЗа многие глухие не трудоустроены, факт!
Пользователь
Гость 17.06.2021 09:19
"После ВУЗа многие глухие не трудоустроены, факт!"

Ну почему же? Многие прекрасно трудоустроены дворниками, уборщицами, грузчиками, шабашниками по строительству и ремонту, мойщиками машин, даже кассирами и раскладчиками товаров в ашанах... От каждого по способностям, каждому по труду - всё по чесноку. )))

А диплом - то такэ, столько глухих "специалистов" с ним даже техзадание прочитать не может по-русски без сурдопереводчика... Еще широко известный в узких кругах М.Веселов тут о таких писал: глухая девушка-"дипломированный специалист" всё вацап у заказчика требовала, чтобы на РЖЯ ей всё разжевали, даже текст задания не могла осилить методом прочтения, а диплом как получила-то? )))

Да и сам таких "глухих вузовцев" навидался лично - дуб дубом, зато диплом в кармане... И в том же ЦП ВОГ их таких полным полно, а борец-предшественник нынешнего аолейболиста-президента ВОГ аж кандидатом философских наук стал...))) Знамо дело, как глухим дипломы выдавались, когда эти "бородатые ребёнки" еще учились в спецгруппах в эпоху социализма, да и сейчас не проблема - только плати...
Пользователь
Гость 17.06.2021 10:14
(Гость 17.06.2021 08:24) "После ВУЗа многие глухие не трудоустроены, факт!".
Есть ли объяснения? C чем связано?
Пользователь
Гость 17.06.2021 12:39
(Гость 17.06.2021 10:14)
"...Есть ли объяснения? C чем связано?..."

Да вот как раз с тем, что даже с дипломом такие "вышеобразованные глухари" нормально по-русски читать и понимать текст не умеют - об этом выше как раз написано же. )

Коммерческие дипломы у таких глухих, по сути, то есть фактически купленные" на "от*ебись", на натянутые преподами "тройки" в зачетках по установке "надо инклюзию делать любой ценой" - ну а глухие владельцы этих дипломов как были безграмотными жестовиками, такими и остались...

Вот и не берут их на хорошую работу, потому что даже заявление о приеме они без сурдопереводчика написать зачастую не могут, не то что техническое задание осознать... Теперь понятно? ))
Пользователь
Гость 17.06.2021 12:58
(Гость 17.06.2021 12:39) ради стёба и эпатажа ты тут пишешь, и конструктивного минимум или почти нет ))) а вопрос адресован Гостю 17.06.2021 08:24, интересно узнать его точку зрения.
Пользователь
Гость 17.06.2021 13:33
Помещаю некоторые интересные выдержки, на мой взгляд, из докладов Всероссийской конференции «Актуальные проблемы обучения и содействия трудоустройству выпускников инженерных вузов из числа инвалидов» в МГТУ имени Н.Э.Баумана 1-2 декабря 2016 года.
Из доклада А.П. Авдеевой:

"Низкий уровень мотивационной готовности к профессиональной деятельности у студентов с нарушенным слухом проявляется в том, что такие студенты не способны руководить своими побуждениями, заниматься самовоспитанием, преодолевать свои ограничения, обусловленные нарушенным слухом. Для таких студентов характерно то, что интерес к изучаемым дисциплинам носит узкоограниченный характер – нравится программирование – выполняют задания, проявляют интерес, не нравится инженерная графика – «пускают на самотек», не ходят на консультации, не занимаются с тьюторами, находя всевозможные предлоги для пропусков.

Такие студенты характеризуются выраженной неопределенной профессиональной идентичностью – не имеют осмысленных адекватных профессиональных целей и планов, и при этом не пытаются их сформировать, выстроить варианты своего профессионального развития."
Из доклада Э.И.Леонгард:

"Именно глубинные речевые-языковые нарушения, возникающие у глухих детей в раннем и младшем дошкольном возрасте и приводящие к их социальной изоляции, отличают категорию инвалидов по слуху от инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) других нозологий.

Вследствие этого многие студенты-инвалиды, поступающие в МГТУ им. Н.Э. Баумана, имеют очень низкий уровень развития устной и письменной речи. У этих учащихся фиксируется ряд некомпенсированных недостатков, с которыми они поступают в вуз: невнятная речь; отказ от пользования устной речью из-за ее непонимания окружающими; непонимание или низкий уровень понимания речи преподавателей и сокурсников; бедность лексики; непонимание или ограниченное понимание смысла устных высказываний и текстов; серьезные трудности при устном описании чертежа, схемы, таблицы и т.п., при пересказе прочитанного текста; аграмматизмы. Кроме того, фиксируется отставание в развитии словесно логического мышления, в уровне познавательного развития, низкий образовательный уровень.

Эти нарушения серьезно препятствуют полноценному участию студентов-инвалидов по слуху в учебном процессе и в овладении профессией."
Пользователь
Гость 17.06.2021 13:33
(Гость 17.06.2021 12:58) , хочешь верь, хочешь не верь, а я когда еще при СССР учился в институте в группе глухих с сурдопереводчиком, у нас таких воистину "глухонемых" полгруппы было как минимум - тянули их изо всех сил к сдаче, ибо чтобы работать в ВОГе - обязательно нужен диплом, неважно какой... ))) У некоторых даже речи нормальной не было, все на жестах - вот дотянули их как-то, сдали чисто на доброте преподов и установке "инвалидам нужно образование" - но сейчас все эти дипломированные специалисты в лучшем случае полы на рынках моют и дворы там же метут... )))

А уж ЛВЦ - тихий ужас вообще, честно скажу - но тоже "корочки" дают вроде бы, а потом - куда и кто таких возьмёт?

Разве что только в системе ВОГ таким "дипломированным специалистам" ещё работать, среди "своих" глухарей и такие сойдут, а к говорящим на нормальную работу и не суйся - в лучшем случае возьмут в Ашан товары по полкам раскладывать (и то далеко не всех...))) Разве что технари с золотыми руками или компьютерные гении хорошо устроятся - но таких и среди говорящих единицы.

Вот тебе и точка зрения - что есть, то есть. И никаких происков врагов - все враги глухих именно в ЦП ВОГ окопались, им с безграмотными баранами как раз легче там деньги стричь ))))))
Пользователь
Гость 17.06.2021 13:55
(Гость 17.06.2021 13:33)
"...Помещаю некоторые интересные выдержки, на мой взгляд, из докладов Всероссийской конференции «Актуальные проблемы обучения и содействия трудоустройству выпускников инженерных вузов из числа инвалидов»..."

Ну вот, и я о том же фактически писал - но уже своими словами (это - для Гость 17.06.2021 12:58 )))

Проблема, как видим, с годами не рассосалась - и не рассосется, пока будут продвигать "родной для всех истинных глухих" безграмотный РЖЯ, в ущерб родному русскому.

Оглохшие еще могут нормально отучиться и более-менее устроиться на слухоречевом багаже, а кто от рождения - уже не в коня корм: только спорт, культмасс с искусством или грузчиком, руками работать если есть рабочая жилка таким уже любой диплом поможет, как мёртвому горчичник, учись или покупай...

Разве что для работы в ВОГе по-прежнему надо подтверждать высшее образование дипломом - но какие там специалисты исходя из вышеизложенного, и чего они стоят по-настоящему - и так уже все давно видят и ржут с них (те, кто не плачет)... )))
  • Авторизоваться через

Добавить комментарий