Общество глухих

Самый тихий последний звонок: как учатся дети в школе для глухих в Екатеринбурге

Ребят учат говорить и танцевать, не слыша музыку

Ребята не слышат музыку, но научились танцевать под ритм

Ребята не слышат музыку, но научились танцевать под ритм

Как учатся дети в школе для глухих в Екатеринбурге

На первый взгляд это обычная школа. Перед входом — баскетбольная площадка, где играют рослые парни. Ведут мяч — прыжок, бросок — и мяч летит в кольцо. Но слышны только удары мяча — между собой ребята общаются жестами.

Чтобы дети не читали по губам, а именно слышали вопрос, учитель закрывает рот веером

Чтобы дети не читали по губам, а именно слышали вопрос, учитель закрывает рот веером

Зеркало на парте нужно для того, чтобы следить за своей артикуляцией

Зеркало на парте нужно для того, чтобы следить за своей артикуляцией

— Причины нарушения слуха у детей разные, чаще всего это наследственность. Бывает и так, что у здоровых родителей появляется глухой ребенок. Независимо от этого шанс стать счастливым человеком есть у каждого. Все зависит от личностных установок ребят, — рассказывает Е1.RU директор школы Светлана Киселева, ведя нас по коридорам.

Труднее в этой ситуации слышащим семьям. Такие родители либо учатся вместе с ребенком жестовому языку, либо приспосабливаются и придумывают свой язык.

— С одной стороны, хорошо, когда в семье свой язык: отношения внутри семьи гармоничные. Но, когда дети приходят в школу, их приходится переучивать.

— Говоришь ребенку: «За тобой мама пришла», а он смотрит и не понимает.

В школе учатся 136 детей из Екатеринбурга и области. Городские ребята ходят только на уроки, а ученики из области живут в интернате. Домой уезжают на выходные, не чаще, чем раз в две недели.

Повсюду в здании висят плакаты с изображением бытовых предметов, их названиями с указанием ударения и простыми диалогами.

Такие плакаты висят по всей школе

Такие плакаты висят по всей школе

На переменах — тишина, дети общаются жестами

На переменах — тишина, дети общаются жестами

— Как пройти на второй этаж?

— Где твоя спальня?

— Как зовут твоего воспитателя?

Как поясняет директор школы, это необходимо для того, чтобы ребята, постоянно видя эти плакаты, проговаривая слова и фразы, пополняли свой словарный запас.

Пока десятиклассники и двенадцатиклассники готовятся к последнему звонку, у других идут уроки. Заходим на урок к первоклашкам.

Перед каждым ребенком микрофон, с ним легче слышать свою речь

Перед каждым ребенком микрофон, с ним легче слышать свою речь

У многих учеников стоят кохлеарные имплантаты, которые имитируют внутреннее ухо. Но для внятной речи детям постоянно нужно заниматься

У многих учеников стоят кохлеарные имплантаты, которые имитируют внутреннее ухо. Но для внятной речи детям постоянно нужно заниматься

Класс маленький — в нем всего пять парт, которые стоят не по рядам, а в одну линию. Класс оборудован специальной звукоусиливающей аппаратурой — на столе учителя стоит микрофон, чтобы ребята его лучше слышали. И перед каждым учеником тоже микрофон — с его помощью они контролируют свою речь. Все микрофоны связаны между собой. Учит ребят слабослышащая учительница, но если не знать об этом, то сложно догадаться. Четко артикулируя, она зачитывает ребятам примеры и спрашивает, что получилось. Разве что говорит негромко — это такая особенность у глухих, им сложнее регулировать громкость произношения.

Ваня заканчивает десятый класс. Он хочет работать автомехаником

Ваня заканчивает десятый класс. Он хочет работать автомехаником

Труды — очень важный предмет в школе для глухих: в будущем многие из них зарабатывают ручным трудом

Труды — очень важный предмет в школе для глухих: в будущем многие из них зарабатывают ручным трудом

Учительница плавно проводит рукой во воздуху, как дирижер. Правильное дирижирование помогает детям контролировать дыхание, ритм, темп, ударение.

— Учитель остановил руку — слово закончилось, — поясняют педагоги.

Ребята пока невнятно называют правильные ответы.

— Я не поняла. Повтори. Скажи снова, — просит учитель.

Если прислушаться, то тоже начинаешь постепенно разбирать речь ребят.

Если не знать о том, что перед тобой глухой ребенок, можно принять его за застенчивого маленького иностранца. Отвечает на вопросы негромко, немного коверкает слова, вглядывается в лицо, чтобы прочитать по губам. Учиться разговаривать ему сложно. То, что здоровому человеку дается само собой, от глухого требует больших усилий — определенной поставки языка, гортани. Нужны постоянные тренировки, чтобы речь стала внятной.

Кроме общих уроков в «Эхе» много индивидуальных занятий. На такие уроки учителя ходят с веером, который выполняет функцию экрана. Школьники хорошо умеют читать по губам — так привычнее. Прочтут по губам и ответят на вопрос, а надо, чтобы этот вопрос они именно услышали, поэтому учитель закрывает рот экраном — веером. Учительница разложила на столе перед первоклассником карточки со слогами и картинками, из них надо правильно сложить слово. Сложить — просто, произнести — трудно.

Ребята здесь очень общительные — эмоции помогают им рассказать о себе

Ребята здесь очень общительные — эмоции помогают им рассказать о себе

— Со-ба-ка-а, — растягивая слоги, произносит Кирилл. — Са-мо-о-о-ё-о-от.

Идем дальше — заходим на урок труда в столярную мастерскую. Если в обычной школе ученики часто считают технологию ерундовым предметом, то здесь этот урок один из главных. Потому что в будущем ребята, как правило, выбирают профессию, где надо работать руками. Идут в повара, швеи, столяры, парикмахеры, фотографы, спортивные инструкторы. Выбирают такие специальности, где речь не главное, но есть возможность увидеть результат своей работы.

В столярной мастерской — полка с красивыми фигурками животных, которые ребята вырезали из фанеры. Подходим поближе и случайно задеваем сложенные в кучу доски, они с грохотом падают. Мы с фотографом на секунду пугаемся шума, но ребята не обращают внимания — не слышат.

— Наш десятиклассник Ваня мечтает стать водителем, ему очень нравится все, что связано с машинами. Но из-за нарушений слуха он сможет водить только личный автомобиль. Зато сможет работать в автомастерской — пойдет в колледж учиться на эту профессию, — поделились с Е1.RU учителя.

Как рассказывают педагоги, ошибочно думать, что чем громче будешь говорить, тем лучше тебя услышит глухой человек. Громкость речи — далеко не самый главный фактор, гораздо важнее четкая артикуляция.

Выходим в коридор — выпускники уже готовы. Завязывают друг другу красные ленты, улыбаются, активно жестикулируют. Сегодня их праздник, где они будут петь и танцевать, хотя музыку не слышат и петь в обычном понимании не умеют.

Ребята поют на жестовом языке, педагог вместе с ними, чтобы они не забыли текст от волнения

Ребята поют на жестовом языке, педагог вместе с ними, чтобы они не забыли текст от волнения

После школы ребята чаще всего поступают в колледж или на заочку в вуз

После школы ребята чаще всего поступают в колледж или на заочку в вуз

Милане девять лет, она звезда школы. Мечтает стать артисткой

Милане девять лет, она звезда школы. Мечтает стать артисткой

Речь педагогов дублирует сурдопедагог

Речь педагогов дублирует сурдопедагог

— Они не слышат музыку, только частоты и ритм. Показываешь ритм руками, ногами, голосом, насколько возможно, ребята ухватывают ритм, смотрят друг за другом — и получается танец. Конечно, это все не быстро. Сначала долго репетируем без музыки, потом под музыку, — объясняет хореограф ребят Алла Тарасова.

Научиться жестовому пению — большой труд. Надо выучить песню, пропеть ее вместе с фонограммой, одновременно показывая весь текст жестами. Из-за нарушения слуха у ребят есть проблемы с вестибулярным аппаратом, поэтому выучить движения и плавные покачивания тоже непросто. На свой последний звонок они выучили вальс и станцевали его не хуже выпускников обычных школ.

— Дети из «Эха» принимают участие в наших концертах в Детской школе искусств, есть совместные номера с учениками музыкальной школы, есть сольные.

В школе по-своему дают последний звонок — его передают каждому ученику

В школе по-своему дают последний звонок — его передают каждому ученику

Ребята очень трогательно без слов благодарят учителей

Ребята очень трогательно без слов благодарят учителей

Эти совместные концерты — очень нужное дело, ребята знакомятся на них и потом подолгу дружат, общаются в мессенджерах. Это особенные дети, другие. И не так мы им нужны, как они нам. Они учат нас быть добрее, — говорит хореограф.

Преподает жестовое пение детям педагог с нарушениями слуха, но это не помешало ей получить режиссерское образование, работать учителем и участвовать в подготовке спектаклей Коляда-театра.

Впереди у выпускников ЕГЭ, как в обычных школах. Отличия в том, что увеличено время на выполнение и некоторые задания заменены — например, сочинение заменено на изложение. Инструктаж проводит сурдопедагог.

— Ребята, как в обычной школе, решают, до какого класса учиться — до десятого или до двенадцатого. После выпуска чаще всего поступают в колледжи, но есть ребята, которые выбирают вузы, заочную форму. Заочное обучение ребятам доступнее, потому что есть время на ознакомление с материалом, — поясняют учителя.

Ученики «Эха» очень спортивные. Ребята участвуют во всероссийских соревнованиях для глухих. Среди школьников есть победители по катанию на сноуборде, футболу, баскетболу. Вообще спорт здорово помогает ребятам поверить в себя, победить свои слабости.

Для глухих очень важен спорт. Забираясь на такую высоту, они тренируют плохо развитый вестибулярный аппарат

Для глухих очень важен спорт. Забираясь на такую высоту, они тренируют плохо развитый вестибулярный аппарат

Еще спорт развивает уверенность в себе

Еще спорт развивает уверенность в себе

— Самое главное в адаптивной физической культуре — это инвентари, барьеры. Из-за того, что дети глухие, получение информации у них ограничено, вестибулярный аппарат не развит от рождения. Важно, чтобы дети не останавливались из-за этого. Пока оптимизмом держимся, если будем падать, будем снова подниматься, — рассказывает учитель физкультуры Григорий Ременник.

У ребят есть серьезные спортивные достижения на спартакиадах для людей с инвалидностью. Последние два года наши школьники входят в состав сборной России для глухих.

Как признался Григорий Ременник, его единственная мечта — проведение региональной спартакиады для глухих.

— Поучаствовать в соревнованиях командой из десяти человек очень здорово, а командные виды спорта не развивают — это жалко.

Часто в школу приходят неговорящие дети, но к выпуску они могут внятно изъясняться

Часто в школу приходят неговорящие дети, но к выпуску они могут внятно изъясняться

— Наша задача — не просто дать образование детям, а социализировать их. Показать, что их мир не ограничен обществом глухих. Они полноценные члены нашего общества и они могут добиться всего, границы они ставят только в своей голове. Мы стараемся сломать эти границы и показать, что мир открыт для них, — рассказала Е1.RU заместитель директора школы по воспитательной работе Екатерина Князева.

https://www.e1.ru

22 мая 2021 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь