Общество глухих

Хабаровский преподаватель рассказала о работе с глухими и слабослышащими детьми

Чем отличается школа-интернат №6 от обычного учебного заведения.

«Так сильно привыкла к жестовой речи в школе, что, когда прихожу домой, по привычке, с помощью рук и мимики с родными разговариваю. Они смотрят на меня недоумевающе и спрашивают: «Что ты машешь, мы не понимаем тебя?». Ничего поделать с собой не могу, но всякий раз это происходит все чаще и чаще»

Чем отличается школа-интернат №6 от обычного учебного заведения

ПРЕПОДОВАТЕЛЬ ПОЛИНА РОГОЗА О РАБОТЕ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ №6

Светловолосая и привлекательная Полина Рогоза уже 12 лет работает преподавателем младших классов в школе-интернате № 6. Пришла сюда она, еще учась в педагогическом колледже. Признается, поначалу было очень сложно, но сейчас - не мыслит жизни без своих воспитанников.

ЗА РУКУ В МИР СЛЫШАЩИХ

Во время перемены школа-интернат ничем не отличается от обычной - здесь так же шумно и весело в коридорах. Стены аккуратно выкрашены в светлые тона, повсюду развешаны рисунки, творческие работы и информационные стенды, а на подоконниках стоят красочные горшки с цветами.

Правда если заглянуть в каждый класс, понимаешь, что здесь своя индивидуальная программа обучения, учитывающая не только состояние слуха и речи детей, но и его интеллектуальное развитие.

НА УРОКЕ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ №6

- Кода я пришла сюда, мне сначала дали 3 класс, как только выпустила детей, сразу же набрали новых ребят в 1 «класс-комплект». Обычно у нас обучаются ребята отдельно с тяжелыми нарушениями речи и отдельно - слабослышащие. А мне совместили две группы учеников. К тому же воспитанники были еще и двуязычные, - рассказывает на вид хрупкая девушка.

Однако, в ходе разговора, становится понятно, что Полина Александровна – не даст себя в обиду, она педагог с сильным характером. Дети понимают это, улавливают настроение преподавателя с полувзгляда. Но знают, что она всегда остается для них доброй, милой и внимательной.

- В студенческие годы преподаватели мне пророчили - работать воспитателем в детском саду или учителем в школе, - продолжает педагог. - Потому что вокруг меня всегда крутились маленькие дети. Еще помню в школе, в 11 классе, девчонки и мальчишки лет пяти-семи заходили за мной гулять, и я не отказывалась. А маленькой девочкой я мечтала, что стану учителем. Дома соорудила импровизированную доску, брала мел и учила кукол. А мама моя хотела, чтобы я стала переводчиком иностранных языков.

Окончив педагогический колледж, Полина без раздумий пошла на заочное обучение в Педагогический институт Тихоокеанского Государственного Университета, там как раз открылась новая группа на ускоренный курс. Обучение длилось три с половиной года. Параллельно продолжала работать интернате.

В ШКОЛЕ, КАК ДОМА

СВОЙ КЛЮЧИК

Как призналась учитель, школьные предметы тяжело даются глухим и слабослышащим детям, но, благодаря ее чуткому вниманию, они справляются. Полина Александровна может найти индивидуальный подход и свой ключ к сердцу каждому ребенку.

- Дети у меня все разные, у каждого свой характер, свои способности и потребности. Есть сложные ученики. Например, есть мальчик в классе - он с расстройством аутистического спектра. А такие дети, чем отличаются - они находятся в своем мире. Нарушать их пространство нельзя. Когда он был поменьше, помню, объясняла тему, он сидел и игрался, хотя я знала, что слушает меня. Если в его игру вклинюсь и задам вопрос по своей теме, то он все ответит. Вот такая особенность. Он может одновременно слушать, рисовать и книгу читать. Память феноменальная, - делится преподаватель.

Мальчик поначалу не мог привыкнуть к учителю и новой обстановке, но позже понял, что в классе так же комфортно, как и дома. Только дома главная мама, а здесь - учитель.

- Бывает приходит утром и невзначай меня мамой называет, я, конечно, сразу его спрашиваю: «Как меня зовут? Он переключается: «Полина Александровна». До сих пор путает, - улыбается Полина Александровна.

МАЛЕНЬКИЕ ВОЛОНТЁРЫ НА СТРАЖЕ ЭКОЛОГИИ

У особенных детей огромный потенциал, нужно только его раскрыть, считает педагог младших классов. Правда поначалу раскрывать возможности приходилось самому преподавателю.

- В первый набор у меня было пять мальчиков - 13, 14 и 15 лет. Был сложный класс. Надо знать жестовую речь. Мне очень помогли дети, они меня пытались обучить. Конечно, параллельно я заканчивала курсы жестовой речи. Помню один ученик-азербайджанец меня сам подначивал: «Полина Александровна, как сказать на жестовой речи слово Полина?» Я ему отвечала: «Не знаю». Вот он меня по дактильной азбуке (прим. ред. алфавит, воспроизведенный пальцами руки) учил. Ему было интересно мне показывать, что и как, а мне их воспитывать, - рассказывает учитель.

За несколько лет работы с особенными детьми она до того привыкла к жестовой речи в школе, что, когда приходит домой, по привычке пытается на пальцах что-то рассказать своим родным.

- Они не понимают меня и говорят: «Что ты машешь там?». А мне на жестах удобно разговаривать, - смеется учитель.

ПРАЗДНИК ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ

«АКАДЕМИЯ ДОБРЫХ ДЕЛ»

Пока шла перемена нам удалось еще о многом поговорить с Полиной Александровной. Она с таким воодушевлением рассказывала о детях, что не вызывало сомнений - она действительно любит свое дело и отдает себя без остатка. О каждом воспитаннике педагог говорила с неподдельной теплотой и любовью, хвастаясь их достижениями и планами на будущее.

- Каждую неделю я вожу их на робототехнику. В этом году две девочки с моего класса участвовали в краевых соревнованиях. Четверо детей ходят у нас на плавание. А еще мы сказки с ними учим и показываем другим ученикам. Недавно, вот, разыграли «Муху Цокотуху», сейчас читаем «Сказку о царе Салтане», - расчувствовался педагог.

НА ЗАНЯТИЯХ РОБОТОТЕХНИКОЙ

Кроме этого, в школе есть свое волонтерское движение - «Академия добрых дел». Руководителем является наша героиня Полина Александровна. Ребята с удовольствием выезжают с ней в детские сады, дом малютки, детские дома, онкологический центр, чтобы помочь игрушками и канцтоварами. Благодаря волонтёрскому движению, ребята школы-интерната понимают, что, даже имея какие-либо нарушения, можно помогать людям, которым намного тяжелее.

- Перед новым годом мы собирали коробку добра для детей, находящихся на лечении в больнице. А еще выезжали в зоосад, собирали желуди животным. Дети любят помогать. Вот недавно у нас был случай. Девочка Соня сломала руку, мы с учениками решили сделать ей сюрприз – надули много шаров, заказали школьный автобус и поехали к ней домой. Позвали ее и на улице чай попили все вместе. Это было весной два года назад, - вспоминает преподаватель.

НА УРОКЕ ДЕТИ ИЗУЧАЮТ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИИ

Сейчас Полина Александровна готовит детей к выпуску, ученики перейдут уже к другому педагогу, в среднее звено. Дети понимают, что с любимым учителем обучаются последний год, и постоянно просят не отдавать их.

- Они переживают, просят, чтобы я была их классным руководителем. Уговаривают перейти в старшее звено. Они просто привыкли ко мне, да и я тоже. Когда начинаются каникулы, не могу спокойно отдыхать, скучаю по детям. Ребята и сами не хотят расставаться.

СОБИРАЮТ ЖЕЛУДИ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ

Как призналась учитель, все внимание, вот уже 12 лет, она отдает больше своим воспитанникам, а для родной дочки Лизы не хватает времени.

– У меня она уже взрослая, 14 лет. Конечно, самостоятельная девушка, ведь сами понимаете, что маме-педагогу часто не до своего ребенка. Она сама делает домашние задания, отличница у меня. Раньше часто приходила ко мне на работу, интересовалась детьми, играла с ними. А так - она гордится, что я работаю здесь, что у меня большие достижения.

В конце разговора Полина Александровна добавила, что для многих воспитанников школа-интернат - весь мир: здесь они проводят большую часть времени, общаются и развиваются. Главное для нее, чтобы дети верили в себя.

ФОТО: ПОЛИНА РОГОЗА
https://hab.mk.ru

24 февраля 2021 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь