Общество глухих

Равные возможности для всех. Как ульяновский фармацевтический колледж обучает медицине студентов-инвалидов?

Возможности для людей, чьи физиологические способности тем или иным образом нарушены, не должны быть ограничены. В Ульяновской области ведется профориентационная работа для людей с инвалидностями, им помогают трудоустроиться, получить новые квалификации. А Ульяновский фармацевтический колледж один из первых начал реализацию инклюзивного профессионального образования в нашем регионе. Более четверти века колледж выпускает медицинских специалистов среднего звена, имеющих инвалидность по слуху и зрению. И за 27 лет работы свыше восьмисот подготовленных медиков доказали: физиологические ограничения работе не помеха.

Не секрет, что процесс инклюзивного профессионального обучения – явление довольно малораспространенное. Несмотря на то, что об этом много говорится, на практике каждое учреждение реализует такие программы по-своему, вносит свои практические решения.

История становления образования, ориентированного на людей с инвалидностью в фармколледже, началась еще в 1993 году. Тогда состоялся первый набор студентов, имеющих проблемы со слухом, для обучения по специальности «Лабораторная диагностика». И, несмотря на опыт и профессионализм преподавательского коллектива, обучать делу лабораторного медицинского техника слабослышащих и глухих студентов было чем-то особенным и необычным. Так, ребята с нарушениями слуха обучались в отдельных академических группах вплоть до 2014 года. После в колледже внедрили инклюзивное образование и началась реализация адаптированной программы среднего профессионального образования, позволившей инвалидам по слуху обучаться в совместных группах со всеми студентами. Слабослышащие и глухие студенты изучают такие дисциплины, как «Коммуникативный практикум», «Основы медицинской жестовой терминологии», «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний».

Сегодня с первого по четвертый курс образование получают 35 студентов с нарушениями слуха. Для обеспечения их успешной коммуникации в каждой академической инклюзивной группе есть свой переводчик-дактилолог, который сопровождает студентов не только на занятиях, но и на практиках, а также во внеучебной деятельности.

— Современный инклюзивный подход к обучению людей с ограниченными возможностями здоровья, — объясняет заведующий отделом по работе с инвалидами Ульяновского фармколледжа Людмила Шкляр, — в отличие от прежнего — интегрированного подхода — преследует цель не только профессиональной реабилитации, но и социализации студентов с инвалидностью по слуху. Инклюзивное образование позволяет достигать эту цель как нельзя лучше. Студенты с инвалидностью и ОВЗ, обучаясь в группе с обычными студентами, органично вливаются в студенческое сообщество, постепенно становясь неотъемлемой частью коллектива. Студенты без особенностей здоровья, обучаясь в группе, где присутствуют однокурсники с нарушениями слуха, в свою очередь, приобретают навыки толерантного отношения к людям с инвалидностью.

В настоящий момент в колледже 129 студентов с инвалидностью различных нозологий, но больше всего студентов с нарушением зрения. Они, к слову, получили возможность обучаться еще в 1998 году. Для них открыли отдельное направление «Медицинский массаж». На втором месте по количеству — студенты с нарушениями слуха, затем соматическими заболеваниями и нарушениями опорно-двигательного аппарата. Кстати, многие приезжают учиться в Ульяновский фармколледж из других и даже довольно отдаленных городов страны: Архангельска, Астрахани, Норильска, Иркутска, Кызыла, Краснодара, Красноярска, Ставрополя, Твери, Брянска, Тулы, Воронежа, Оренбурга, Уфы, Тамбова, а также Самары и Саратова. Всем иногородним студентам предоставляется общежитие квартирного типа.

По словам Людмилы Шкляр, семилетний период работы в условиях инклюзивного образования показал существенные изменения, происходящие как в студенческом, так и в преподавательском коллективе. Студенты приобретают навыки общения со своими сверстниками, проходя от стадии «взаимной изоляции» к стадии «повседневного живого общения» с однокурсниками. Педагоги получили колоссальный практический опыт работы в разноуровневой по способности восприятия материала группе обучающихся. Они ежегодно улучшают свои знания и увеличивают компетенции. Помимо традиционных курсов повышения квалификации для преподавателей и сотрудников, в образовательном учреждении существует внутриколледжное информационно-методическое сопровождение педагогической деятельности. Для молодых педагогов работает «Школа начинающего преподавателя», а сотрудники со стажем получают аналогичную поддержку в «Школе педагогического мастерства».

— Безусловно, темы, затрагиваемые в этих методических объединениях, разноплановые, касающиеся различных сторон педагогической деятельности, — говорит заведующий отделом по работе с инвалидами. — Но особое место и значение принадлежит направлению информирования преподавателей о специфике образовательных возможностей студентов-инвалидов, особенностях их психофизического развития, а также обучению специальным приёмам, например, таким, как темп речи, качественная, регулируемая артикуляция, постоянный визуальный контакт со студентами-инвалидами, положительный эмоциональный настрой. Чтобы успешно внедрить эти приемы и использовать их в инклюзивных группах, где вместе учатся студенты с инвалидностью и без, разрабатываются памятки, пособия и методические рекомендаций для преподавателей. Особенно они важны для молодых специалистов, начинающих работать с данным контингентом студентов.

С обучающимися в инклюзивных группах ведется психологическая работа на протяжении всего периода обучения: с момента зачисления студента, когда он проходит адаптацию в стенах колледжа, и до самого выпуска.

Это очень кропотливая и ювелирная работа, требующая особой подготовки, — считает Людмила Шкляр. — Она предполагает активное взаимодействие с преподавателями и студентами: консультирование по вопросам организации эффективного педагогического взаимодействия, а также профилактику психо-эмоциональной напряженности в студенческой группе. Сюда же входит и целенаправленная работа с обучающимися, в том числе коррекционно-развивающая. Качественное медицинское образование, реализуемое в нашем учебном заведении, является целью для педработников и всего персонала, осуществляющего процесс инклюзивного обучения.

В ситуации отсутствия опыта работы со студентами с ОВЗ помогает индивидуальный подход к обучению. Преподаватели колледжа по-разному решают эту задачу. Кто-то делает упор на работу по пособиям и задачникам собственной разработки, позволяющим подбирать индивидуальное задание студенту в соответствии с его уровнем знаний, постепенно усложняя задачу.

Для лучшего восприятия информации слабослышащими и глухими студентами, преподаватели колледжа делают особый акцент на визуальные методы в обучения: презентации в «PowerPoint» и «Notebook», использование интерактивной доски, демонстрация видеоматериалов. В обобщающих уроках используются игровые элементы. Помимо обучающей функции у подобных приемов есть и воспитательная: преподаватель личным примером задает определенный стандарт, которому должны придерживаться студенты, выполняя самостоятельную работу. И в этом как нельзя лучше помогает такой информационный ресурс, как «Образовательный портал», размещенный на сайте колледжа. Все студенты имеют личный пароль для входа на портал, что позволяет отслеживать активность каждого обучающегося, а также ведущих преподавателей, работающих в этом направлении. На платформе размещены базовые лекции, банки тестов и ситуационных задач.

Для помощи преподавателям работает «Виртуальный методический кабинет» — целостная многофункциональная информационно-образовательная среда. Этот виртуальный кабинет позволяет организовать методическое пространство для всех его участников: от быстрого доступа к любой необходимой информации до оказания оперативной информационной помощи, возможности педагогам делиться опытом работы.

Кроме учебных занятий, в колледже развита и внеурочная деятельность для студентов с разными нарушениями. На базе культурно-оздоровительного центра преподаватель-дефектолог ведет индивидуальные и групповые занятия со слабослышащими и глухими студентами. Дефектолог работает со студентом, анализируя его рабочие тетради, обучая правильно конспектировать и распределять свое внимание.

Также в учреждении действуют спортивные секции по баскетболу, настольному теннису, легкой атлетике. По мнению руководства колледжа, они помогают студентам учиться активному взаимодействию в команде.

— Говоря о социализации студентов, нельзя не рассказать и об ансамбле жестовой песни «Живые руки», который существует уже третий год, — отмечает Людмила Шкляр. — Возник он по инициативе студента второго курса специальности «Лабораторная диагностика», который своим примером вдохновил слышащих студентов изучать язык жестов. Индивидуальный проект оказался настолько успешным и востребованным, что ансамбль стал желанным гостем не только на концертах уровня колледжа, но и на городских и областных мероприятиях. Бесспорно, подобная активность студентов с нарушениями слуха явление не частое, поэтому тем важнее, чтобы педагоги и администрация колледжа их поддерживала.

Помимо всего прочего, студенты с инвалидностями принимают участие в конкурсах профессионального мастерства, таких как Чемпионат «Абилимпикс» и движение «Молодые профессионалы» (Ворлдскилс Россия), спортивных соревнованиях различного уровня, фестивалях и конкурсах художественной самодеятельности, городских, областных и всероссийских акциях, показывая хорошие результаты.

http://ultoday73.ru

24 декабря 2020 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь