Общество глухих

«ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С ПЕРВОЙ СЕКУНДЫ ЖИЗНИ!»: как работает «Я понимаю»

Молодая мама Катя говорит своей светловолосой дочке на русском жестовом языке: «Зелёный прямоугольник». Малышка весело и энергично показывает карточку с зеленым прямоугольником.
Теперь у девочки карточка с животным.
— Волк? – спрашивает на РЖЯ Катя.
— Нееет! – эмоционально машет дочка.
— А кто? – искренне удивляется Катя.
— Лиса! – показывает жестами девочка, изумляясь неверному ответу своей матери.
Многие решат, что это одно из занятий по раннему развитию. Нет, это не занятие, а полноценный диалог между взрослым и глухим ребёнком. Мама – Екатерина Савченко, сооснователь АНО «Я понимаю».

И хотя организация совсем молодая, создана в 2018 году в Москве, но уже известная по России. Создатели данного НКО, Елена Соловейчик и Екатерина Савченко, выкладывают в соцсетях ролики, как развивать глухих и слабослышащих детей через общение, рассказывают о важной роли родителей в раннем развитии своих чад, популяризуют максимальное участие родителей в развитии ребёнка до 3 лет.

А история началась с того, что…нет, пусть об этом расскажет Елена Соловейчик!


Екатерина Савченко и Елена Соловейчик на занятиях с глухими детьми

ЕЛЕНА СОЛОВЕЙЧИК: Наша организация была создана в июне 2018 года нами, Еленой Соловейчик и Екатериной Савченко. К этому нас подтолкнули слышащие родители глухих и слабослышащих учеников московской коррекционной школы-интерната №52. По инициативе Екатерины мы в ноябре 2017 года добровольно начали обучать родителей русскому жестовому языку, чтобы они могли общаться со своими детьми. А началось всё с того, что у Екатерины сын как раз пошел в первый класс этой школы. Она заметила, что дети не всегда понимали своего учителя. Её предложение научить педагогов РЖЯ руководство школы не одобрило, но разрешило обучать ему слышащих родителей. Со временем мы с Екатериной стали понимать, что слышащие родители остро нуждаются в помощи, когда узнают о диагнозе своего ребёнка. Родители в ступоре, надеются, что им помогут. А кто? Какими методами? Сами слышащие родители обратили внимание, что неслышащие дети из семей глухих более коммуникабельные, имеют широкий кругозор. Частые вопросы слышащих родителей: «Как? Почему? Что делать?» побудили нас думать о создании своей организации для помощи родителям в развитии своих неслышащих детей. Наша миссия – содействие в освоении русского языка глухим и слабослышащим детям с раннего возраста. Директором организации являюсь я, Елена. С момента создания «Я понимаю» мы на самофинансировании, недавно выиграли помещение в рамках конкурса «Москва – добрый город» сроком на 3 года, ожидаем его получения, чтобы начать работу в Центре.

Вроде всего два года организации, но дел сделано достаточно много интересных и нужных. За эти два года активисты «Я понимаю» провели обучающий семинар для родителей, организовали летний лагерь «Прорыв» для неслышащих подростков, выиграли президентский грант и на эти средства реализовали социальный проект «ЯТОП», в рамках которого проводили занятия по повышению уровня владения русским языком неслышащих дошкольников и школьников. Помимо этого, были проведены различные тематические лекции, вебинары, мастер-классы для родителей, подростков.

Принимали участие в фестивале «Добрые люди», где «погружали в тишину» слышащих людей: рассказывали им о глухих и жестовом языке, чтобы стирались барьеры в коммуникации между теми и другими. АНО «Я понимаю» успешно выпустило нескольких родителей и двоих специалистов, освоивших РЖЯ на базовом уровне.

Создано несколько онлайн-практикумов для родителей: «Развитие ребёнка с 0 до 6 месяцев», «Развитие ребёнка с 6 месяцев до 1,5 лет», «Как читать потешки детям», «Интерактив РЖЯ: базовый уровень».


Один из семинаров АНО «Я понимаю»

Основной упор «Я понимаю» делает на раннее развитие детей с нарушениями слуха.

ЕЛЕНА СОЛОВЕЙЧИК: Семья должна получать квалифицированную помощь специалистов (психолога, сурдолога, сурдопедагога и преподавателя русского жестового языка) в первые три года жизни ребёнка, чтобы помочь ему развиваться на уровне слышащих ровесников. Это – понимание особенностей развития детей, развитие коммуникативных навыков в любом виде. Очень многие родители сами же ограничивают языковую среду ребёнка, ожидая, что слуховые аппараты или кохлеарные импланты позволят их ребёнку сразу грамотно выражать свои мысли. Это заблуждение: развитие любого языка формируется в семье ровно столько, насколько взрослые дают ребёнку в процессе общения. И в дальнейшем дошкольное или школьное образовательное учреждение работает с ребёнком, используя его базу, которая была сформирована у него до 3 лет. Многие ошибочно считают, что всё начинается с 3 лет в саду. Нет, всё начинается с первой секунды жизни ребёнка!

Про значение раннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья много говорят и специалисты. Разработана стратегическая концепция развития образования детей с ОВЗ до 2030 года, где большое внимание уделено раннему развитию. Одним из флагманов в этом направлении является Институт коррекционной педагогики (ИКП). АНО «Я понимаю» и ИКП вроде договорились о проведении совместных мероприятиях в раннем развитии глухих и слабослышащих детей (в возрасте от 0 до 3 лет). Но что-то пошло не так.

ЕЛЕНА СОЛОВЕЙЧИК: Мы считали, что Институт коррекционной педагогики Российской академии образования – это площадка, где родитель и ребёнок могут получить всестороннюю помощь, поддержку от разных специалистов, индивидуальную программу сопровождения и развивать новые направления работы. В настоящий момент они ведут немного другую политику в отношении данных детей, поэтому наши взгляды пока не совпадают. Возможно, через несколько лет удастся возобновить диалог с ними.

Дипломатичные формулировки Елены скрывают то обстоятельство, что к деятельности ИКП уже имеются давние претензии со стороны практиков образования – родителей и педагогов. Но это уже другая тема.

Раннее развитие неслышащего ребенка в большей степени зависит от семейного воспитания, от того, как родитель взаимодействует со своим ребенком, используя различные средства коммуникации. Это аксиома! Одно из средств коммуникаций – РЖЯ.

Не все родители, в первую очередь слышащие, готовы признать, что РЖЯ – одна из возможностей взаимодействия со своим глухим ребёнком, и что жестовый язык помогает малышу познавать мир.

Но Елена Соловейчик всё же упор делает на другом аспекте.

ЕЛЕНА СОЛОВЕЙЧИК: Дело не в родителях, дело в специалистах, которые их окружают. Если у глухих родителей основная сложность – владение русским языком, то у слышащих – найти контакт со своим ребёнком. И не всегда специалисты могут помочь тем и другим. Работа сурдопедагога ограничена кабинетом, где он ставит звуки и учит ребёнка слышать, поэтому в ситуациях с малограмотными глухими родителями или отсутствии полноценного контакта между слышащими родителями и ребёнком, он не может помочь. Со временем это может привести к лингвистической депривации, задержке психического развития, вплоть до ситуации, когда ребёнок становится социальным сиротой.

Вывод: важна роль специалиста, который направляет, умело варьирует различные методы и способы образования маленьких детей. Это, наверное, идеальное решение. Кстати, не надо думать, что все неслышащие люди считают, что РЖЯ – панацея, волшебная таблетка. Тут необходим разумный баланс между различными методами обучения и воспитания. У АНО «Я понимаю» есть своя точка зрения, как найти такое равновесие.

ЕЛЕНА СОЛОВЕЙЧИК: В девяностые годы моя мама посетила школу глухих детей в Германии и была поражена, увидев в одном классе двоих взрослых: слышащий педагог вёл урок устно, второй переводил на немецкий жестовый язык. На некоторых уроках третий специалист брал одного-трёх детей в соседнюю комнату и проводил с ними тот же урок, но в упрощённой форме (т.е. дети с сопутствующими заболеваниями получают образование доступным, понятным им образом и при этом не ложатся дополнительной нагрузкой на ведущего педагога). Меня зацепило в этой истории больше всего не то, что там был жестовый язык, а то, что была организована доступная среда для каждого ребёнка: все в один и тот же момент времени получали информацию в доступной для них форме. Не вижу смысла разделять детей по степени потери слуха и «чистоте произношения», потому что при этом у них может быть очень разный уровень владения русским языком и интеллектуального развития. Если исходить из того, что классы будут формироваться по уровню развития детей, то там могут обучаться дети с разной степенью потери слуха. И как педагог будет вести уроки, если одному ребёнку достаточно аппаратов или имплантов, а другому необходим жестовый язык? Поэтому вариант с присутствием переводчика РЖЯ на уроках по запросу родителей будет создавать инклюзию для всех учащихся.


Страница сайта АНО «Я понимаю»

АНО «Я понимаю» очень тесно сотрудничает с ЦП ВОГ в развитии образования глухих и слабослышащих детей. Активисты «Я понимаю» помогают собрать необходимую информацию для того, чтобы руководство ВОГ могло опираться на объективные данные при решении образовательных вопросов в верхних эшелонах власти.

У «Я понимаю» большая аудитория родителей неслышащих детей, которые готовы делиться проблемами и нуждами, существующие в образовании. В то же время почему-то АНО «Я понимаю» до последнего времени мало контактировала с прежним руководством МГО ВОГ, хотя в Москве уровень образования неслышащих – это очень острая проблема. На прямой вопрос, в чем заключалась проблема во взаимодействии с МГО ВОГ, Елена ответила уклончиво.

ЕЛЕНА СОЛОВЕЙЧИК: Наша организация действует по всей территории РФ. Проблема создания доступной среды в сфере образования касается всех регионов, поэтому мы активно сотрудничаем с ЦП ВОГ. При проведении некоторых мероприятий нам оказывалась информационная поддержка со стороны МГО ВОГ. Планируем встречу с новым руководителем МГО ВОГ после его официального вступления в должность.

Но есть и другой интересный вопрос от неслышащей общественности, который всплывает время от времени. Некоторые из них проявляют определённый скептицизм к образовательной деятельности АНО «Я понимаю», мотивируя это тем, что у активистов организации нет соответствующего образования.

ЕЛЕНА СОЛОВЕЙЧИК: Мы уделяем большое внимание раннему развитию детей и роли родителей. По закону об образовании родители имеют «преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами». Какие проблемы потом возникают у тех детей, которым родители не уделяли внимание до 3 лет? Низкий уровень владения русским языком и ограниченный словарный запас. Из-за этого дети не понимают задач по математике, не любят читать книги, с трудом усваивают учебный материал. Именно то, что мы являемся преподавателями русского жестового языка и русского языка как неродного для детей-билингвов, позволяет нам понимать траекторию развития ребёнка с потерей слуха, поскольку мы не ограничиваемся развитием речи и слуха.

Что ж, родители встают на передний край в образовании своих неслышащих детей. АНО «Я понимаю» – это история родительской инициативы в образовании. И это правильно! Сколько есть позитивных примеров того, когда глухой или слабослышащий человек добился многого в жизни именно благодаря тому, что основу его успеха заложили родители в детстве, усердно занимаясь обучением и воспитанием своего ребенка.

Планов у «Я понимаю» громадьё. Они только в начале своего пути. Москва им предоставила помещение, и у девочек появились вкусные социальные проекты, направленные на улучшение образование детей с нарушениями слуха.

ЕЛЕНА СОЛОВЕЙЧИК: В нашем центре «Я понимаю» будут работать психологи, сурдопедагоги, специалисты по подготовке к школе, также будет проводиться обучение русскому языку. Помимо этого, будут проводиться тематические мероприятия, мастер-классы, кружки русского жестового языка. Мы надеемся, что наш центр станет домом для всех родителей и их детей, потому что наша цель – успешная социализация глухого, кохлеарно имплантированного или слабослышащего ребёнка.


Планируется, что данный центр начнет полноценно работать в 2021 году. Занятия, правда, платные, но будут и безвозмездные мероприятия. Кому интересна деятельность АНО «Я понимаю», то вот их контакты:

Насколько будет действенна система, предлагаемая «Я понимаю» – покажет время. Интересно, что новое руководство ВОГ планирует сделать руководителей АНО «Я понимаю» советниками президента ВОГ, чтобы они могли помогать воговским специалистам в решении злободневных вопросов образования детей с нарушением слуха, участвовать в обсуждении этих проблем с руководством профильных министерств, а также продвигать необходимые меры для улучшения ситуации с обучением и воспитанием глухих и слабослышащих.

Фото: архива АНО «Я понимаю»



https://deafmos.ru

18 декабря 2020 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь