Общество глухих

Говорящие руки. Как детей со всей Тамбовской области учат жить с помощью языка жестов

Фото: Алексей Бучнев

На школьную доску прикреплена надпись: «доска». Рядом фразы – «Меня зовут Елена Алексеевна» и «Можно выйти?». Подобные таблички в «Школе-интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» деревни Красненькая Тамбовского района встречаются буквально везде: в классах, библиотеке, спортивном зале и мастерских. Такие подсказки помогают воспитанникам с нарушениями слуха и служат опорой для построения речевых высказываний. Об особенной школе, особенных учителях и особенных детях – в нашем материале. Сегодня отмечается Международный день глухих.

Маленькие Цезари

В театральный кружок «Закулисье» попадаем во время репетиции, когда ребята разучивали роли, сопровождая произношение жестами. Учитель начальных классов, учитель-дефектолог Ирина Юдаева поясняет, что её воспитанники, как маленькие Цезари, на занятиях пытаются делать несколько дел одновременно, например, совместить жестовое и речевое проговаривание:

– Дети одновременно должны контролировать и звуки, и знание текста, и жесты, а это крайне трудно. Учимся долго, но упорно. Перед спектаклем всегда напоминаю ребятам, что выступать они должны так, чтобы их все поняли. Используем жестовую речь, так как играем в основном среди своего контингента.

Школьному кружку «Закулисье» 11 лет, театральный коллектив «Забава» существует на год больше. Сегодня в нём восемь участников – дети из 3 и 8 классов – мальчики и одна девочка. Перед пандемией ребята успели выступить со спектаклем «Незнайка - музыкант» и стать победителями областных фестивалей «Мы вместе» и «Хоровод дружбы».

Ирина Юдаева говорит, что обзавестись хорошей коллекцией реквизита дорого. Поэтому в школе заказывают только самые универсальные декорации и ширмы, которые подойдут к любому спектаклю. Костюмы для спектаклей и некоторые декорации изготавливаются в школьных мастерских. Также в подготовке театрального реквизита участвуют родители членов коллектива «Забава».

Гармония и развитие

Учатся в школе-интернате девочки и мальчики не только с нарушениями слуха, а также с нарушениями речи и зрения. Помимо усвоения образовательной программы, руководство учреждения обращает внимание на развитие творческих способностей своих воспитанников. Для этого создано более 15 кружков и секций художественного, хореографического, театрального и спортивного направлений. В каждом направлении есть достижения областного, всероссийского и международного масштаба.

– Творческие занятия способствуют общему гармоничному развитию детей и прежде всего их социализации в общество. Наши дети не находятся в одной замкнутой среде и пытаются общаться со слышащими детьми, что развивает их коммуникативные способности. Для самоопределения детей у нас хорошо построена профориентационная работа, которая организована с 5-го класса. Для каждого класса составлена программа, по которой работает классный руководитель и воспитатель, – уточняет заместитель директора по учебно-воспитательной работе Олеся Пудовкина.

«Я вышила гуся!»

– Ряяябинааа, – протяжно объясняет ученица, а педагог добавляет, что так называется её новая поделка.

– А я вышила гуся! – торжествующе говорит другая воспитанница.

В кабинете декоративно-прикладного искусства пахнет свежей краской, а рабочая мебель «прячется» под всевозможными накидками. Тут недавно провели ремонт, и ещё не успели полностью укомплектовать класс.

По национальному проекту «Образование» учреждение получило швейные машинки и современный манекен, подстраивающийся под любой размер одежды. Теперь девочки младшего возраста будут работать на новых бытовых машинках, а на промышленных – старшеклассницы.

– Мы шьём, занимаемся квиллингом (бумагокручение – прим. ред.), аппликацией. С девочками постарше вышиваем бисером, есть даже стенд с иконами, – рассказывает педагог допобразования Лидия Кузнецова. – Любое творчество не только развивает талант к чему-то, но и расширяет образовательный горизонт. Дети учатся презентовать свои работы, быть более свободными и уверенными.

В школе-интернате учатся 68 воспитанников с нарушениями слуха и работает 51 педагог, классы малочисленные – рассчитаны максимально на 6-7 детей. Обучение в школе ведётся в пролонгированные сроки. Усвоение девятилетнего образования растянуто на одиннадцать лет.

Уникальная школа

В процессе обучения неслышащих детей используется дактильная речь – вспомогательное средство в формировании словесной речи. На базе учреждения даже существует дошкольное отделение, где малышей в первую очередь учат понимать и различать речевые и неречевые звуки.

– Представьте людей, которые идут в наушниках по улице и не замечают сторонних звуков. Также и человек с нарушением слуха – ему тяжело понять, что за звук раздаётся. Наша задача – научить различать эти звуки. Некоторые говорят «глухонемые», но в современном обществе этот термин не используется, так как все дети с нарушениями слуха обучаются произношению и могут говорить в соответствии со своими возможностями. Образовательный процесс в школе построен так, чтобы ребёнок научился общаться с любым собеседником, в том числе и со слышащим, – комментирует Олеся Пудовкина.

Учителю и руководителю изостудии «Радуга» Елене Барсуковой легче, наверное, чем другим, работать с особенными детками, ведь она и сама особенный педагог. Жестами объясняет, что вместе с воспитанниками она всегда проходит длинный творческий путь. Научить ребёнка рисовать – сложно, но объяснить, что в красках должна быть гармония – ещё сложнее:

– Смотрю, какой уровень развития у ребёнка, и, полагаясь на это, строю занятия. Профессия многому научила, например, понимаю настроения ребёнка по рисунку. Если в работе есть тёмные краски, значит, что-то не в порядке. Спрашиваю, почему он такими цветами рисовал, пытаюсь всегда помочь вернуть чувство защищённости и спокойствия.

Про себя Елена Барсукова говорит как про состоявшегося художника, педагога и женщину. Она участвует в выставках и пленэрах в России и за границей. В прошлом году посетила Хорватию, где демонстрировала коллекцию кукол в народных костюмах Рязанской, Тамбовской, Московской и Тульской областей.

Глядя на учеников школы, на их желание учиться, развиваться и совершенствоваться, задумываешься, а, быть может, и нет никаких ограничений, а все условности только на бумаге?..

Елена Гридчина
https://top68.ru

02 октября 2020 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь