Общество

Российские студенты помогают адаптировать для инвалидов людей меню кафе и ресторанов

В России работает и активно развивается молодой проект «Доступная еда», который создает голосовые меню для кафе и ресторанов. Благодаря одноименному мобильному приложению незрячие посетители могут без посторонней помощи узнавать, какие блюда и напитки им предлагают для заказа.

Инициативу руководителя проекта, студентки из Ростова-на-Дону Дарьи Датченко, поддержали уже около 40 заведений в 14 городах России, сообщает информационный портал «Особый взгляд».

Чтобы получить доступ к голосовому меню кафе и ресторанов, которые сотрудничают с «Доступной едой», человеку с нарушением зрения достаточно скачать приложение для Android или iOS. Заведение предоставит ему смартфон, если своего у него нет.

С чего началась «Доступная еда»

Дарья Датченко учится в Южно-Российском институте управления РАНХиГС и является членом проектной команды по социальному предпринимательству — группа помогает, в частности, детям из детдомов, глухонемым людям, людям с нарушением зрения. Одним из проектов, в которых участвовала Дарья, стала гончарная мастерская «Твоими глазами». Незрячие люди, работавшие и учившиеся в мастерской, в одной из бесед выразили мнение: было бы здорово приходить в кафе и рестораны, где есть адаптированное для инвалидов по зрению меню. Новое направление взяла на себя Дарья.

По словам создательницы «Доступной еды», сначала планировалось работать с шрифтом Брайля. Однако вскоре стало ясно, что, во-первых, меню на Брайле придется регулярно перепечатывать после внесения любых изменений, во-вторых, незрячим людям потребуется много времени на чтение объемных карт блюд.

«Кроме того, мы столкнулись с тем, что многие люди с нарушением зрения не знают Брайль. Тогда мы задумались над созданием мобильного приложения, в котором есть аудиоверсия меню ресторанов, а переход из раздела в раздел осуществляется с помощью голосовых команд. Начали разрабатывать. Методом проб и ошибок дошли до более универсальной и удобной версии — той, которая существует сейчас. Неоднократно тестировали приложение с незрячими людьми, выстраивали наиболее удобный алгоритм, делали инструкции», — рассказывает Дарья.

Еще год назад «Доступная еда» работала только в Ростове-на-Дону.

«У нас есть клуб собак-проводников "Золотой пес", люди оттуда нам помогали. Потом мы начали работать с другими городами — Ставрополь, Астрахань, Краснодар», — отмечает Датченко.

Что делает команда «Доступной еды»

В команде «Доступной еды» — десять студентов ЮРИУ РАНХиГС. Работы много: Дарья и ее коллеги не только ищут кафе и рестораны для сотрудничества, ведут с ними переговоры и самостоятельно вносят новые меню в приложение, но и стараются давать партнерам максимум информации о том, как взаимодействовать с незрячими гостями.

«Мы дополнительно высылаем заведениям методические материалы, видеоинструкции о том, как правильно встречать незрячих гостей, сопровождать их к столику, о том, что их нужно впускать с собаками-поводырями, о том, что, когда человек с нарушением зрения собирается уходить, надо не просто принести ему счет, а произнести сумму вслух. Стараемся контролировать, чтобы эта информация была донесена до персонала», — говорит Дарья.

Еще одно важное направление работы «Доступной еды» — коммуникация с самими незрячими людьми.

«Стараемся по мере возможности уведомлять самих незрячих людей о том, что, например, в Ростове-на-Дону адаптировали такие-то заведения. Мы делаем это через общественные организации, библиотеки для слепых, предприятия, где работают люди с нарушением зрения, организации ВОС, школы. С конца прошлого года начали искать во "ВКонтакте", "Одноклассниках" и других соцсетях незрячих людей. Создаем в вотсапе беседы по городам, чтобы туда присылать информацию о том, что мы адаптировали такое-то новое заведение, и получать обратную связь», — рассказывает Дарья Датченко. 

Фото: Specialviewportal.ru 

Какие бывают трудности

Говоря о проблемах, с которыми приходится сталкиваться, Дарья отмечает, что не во всех городах «тот же ВОС идет на контакт — для них мы очередной студенческий проект, который исчезнет».

«Еще мы часто слышим о том, что незрячие люди не ходят в то или иное заведение, мол, у них нет денег, нет возможностей. Мы стараемся адаптировать заведения с доступным чеком, хотя на самом деле история не про то, как часто незрячие люди будут ходить в заведение, а про то, что заведение должно быть адаптировано для людей с ограничениями по зрению — как оно должно быть адаптировано, например, для людей, которые передвигаются на колясках», — говорит руководитель «Доступной еды».

По словам Дарьи, далеко не все кафе и рестораны, с которыми ведутся переговоры, в итоге соглашаются на адаптацию меню — даже несмотря на то, что благодаря грантам команда долгое время делала это бесплатно: «Так как услуга на рынке новая, рестораны не особо хотят быть первооткрывателями и тратить свое время. Ну и, конечно, это связано также с низкой социальной ответственностью бизнеса. Они не видят для себя моментальной экономической выгоды. Очень часто мы слышим: "Ну, раньше к нам не ходили незрячие, зачем нам ваше голосовое меню?"» 

Планы на будущее

В 2018 и 2019 годах «Доступная еда» выиграла два гранта от Федерального агентства по делам молодежи «Росмолодежь». В марте 2020 года команда проекта закрыла последний грант и стала разрабатывать коммерческое предложение.

«До весны у нас история была полностью бесплатной. Но для того, чтобы наш проект длился дальше и мы не остановились на 40 заведениях в 14 городах, нам важно, чтобы он был самоокупаем, и чтобы все это переходило в коммерческую деятельность. Так как объем работы, который делает команда проекта, довольно большой, было бы правильно платить ребятам заработную плату. Если мы будем работать только бесплатно, нам придется искать источники дохода где-то в другом месте — и пострадает как раз-таки "Доступная еда", так как времени ей будет уделяться намного меньше», — говорит Дарья Датченко.

Одна из идей Дарьи и ее команды — расширение целевой аудитории приложения. Если его смогут использовать люди без проблем со зрением, это сделает приложение привлекательнее для рестораторов, уверена руководитель проекта.

«Хотим добавить функцию отключения озвучки. Например, сейчас из-за коронавируса к печатному меню многим не хочется прикасаться. Может быть, получится на этом фоне развить идею», — отмечает Дарья.

Она подчеркивает, что смещать основной фокус с адаптации меню кафе и ресторанов для незрячих посетителей проект ни в коем случае не собирается: «Мы планируем выход на Москву в этом году, но хотим некоторые функции добавить в приложение, чтобы оно выглядело лучше».

О ряде новых функций команду проекта просили незрячие и слабовидящие пользователи. Так, в «Доступной еде» могут появиться возможность масштабировать шрифт и включать «темный» режим, а также функция внутреннего поиска. К меню кафе и ресторанов в приложении, кроме того, хотят добавить адреса и телефоны доставки.
 

http://www.taday.ru

16 июля 2020 г.

Обсуждение

  • Авторизоваться через

Добавить комментарий