Общество глухих

Маленький дебют Наташи Офили: борьба, любовь и карьера глухой актрисы

29 сентября отмечался Международный день глухонемых. В этот день в 1951 году начала свою работу Всемирная федерации глухонемых — да, Бетховену не повезло, но сегодня благодаря поддержке федерации многие музыканты и актеры, лишенные слуха, находят себя в профессии и борются со стигмой. Сообщество тех, кто вне «нормы», сейчас сильно как никогда, и история актрисы из сериала «Политик» Наташи Офили — тому подтверждение. Она хоть и потеряла слух навсегда, но зато открыла в себе фэшн-дизайнера, а затем — актрису и писательницу.

На Netflix вышел «Политик» — первый сериал создателей «Американской истории ужасов» и «Хора», Райана Мерфи и Брэда Фэлчака. Главный герой — старшеклассник Пэйтон Хобарт, который решает практиковаться в построении политической карьеры уже в школе и готовится к «трамповской» победе на школьных выборах. Этот сериал может похвастаться отменным саундтреком, цветами, Гвинет Пэлтроу и Джессикой Лэнг. Но вместе с этим сериал хорош и новичками, которые приковывают взгляд.

Это Дэвид Коренсуэт и Наташа Офили, которая играет роль директора школы, и хотя Офили присутствует только в четырех эпизодах всего сезона «Политика», нельзя не заметить, что она стягивает на себя внимание в каждой сцене, в которой появляется. В чем ее сила? Помимо действительного актерского таланта — в том, что на языке общества называется недостатком: она глухонемая.

Тридцатилетняя Наташа Офили, дочь эмигрантки из Сьерра-Леоне, потеряла слух в 18 месяцев. Но это никак не помешало Наташе, а может, и подтолкнуло ее развить в себе эстетические наклонности — она с детства увлекалась модой, получила образование как модельер и разрабатывала дизайн детской одежды в одном из креативных агентств Лос-Анджелеса. Среди ее клиентов были Hello Kitty и Disney, а также Dillard, Kohl’s, Target и Ecko Unlimited. Она подрабатывала стилистом, сама делала съемки и небольшие фэшн-видео и начала сотрудничать с лос-анджелесским агентством по делам глухих (GLAAD). В одном из социальных роликов под названием «Несказанные слова» она сыграла героиню — мало того, что афроамериканку, сталкивающуюся с непростыми челленджами — благо, в американском обществе. Потом ей предложили сыграть в рекламе для 7up и для Apple, а затем последовало приглашение на роль в пьесе «Наш городок», которая шла в Театре Пасадены.

Наташа уже много лет является членом Национальной ассоциации защитников глухих и рассказывает людям о своем опыте борьбы со стигмой в обществе. Ее беспокоит, что у глухонемых, среди которых немало выдающихся ученых, преподавателей, танцоров и музыкантов, нет своей «трибуны» — их попросту никто не слышит, потому что общество все еще далеко не инклюзивно, и пока не изобретена нейронная сеть, которая на манер Google будет вам переводить жесты в слова.

Эту проблематику в своих работах поднимает профессор Университета Висконсин-Милуоки Марика Ковач-Холигэн — ведущий специалист в области жестовых языков, которая о своем жизненном опыте рассказывает в TEDtalks. Марика глухонемая от рождения. Действительно, она «рассказывает» — красиво и эмоционально, правда, ее язык жестов перекладывается на звук благодаря переводчику. «Однажды я с друзьями ужинала в ресторане, и когда официант увидел, что я глухонемая, то принес мне меню со шрифтом Брайля. Это правда, во многом напечатать специальное меню проще, чем изучить язык жестов», — рассказывает Марика, демонстрируя великолепное чувство юмора.

Кстати, язык жестов — это целый мир, потому как не существует интернационального языка глухонемых. В каждой стране есть также свой диалект и свои жесты — например, есть семейство европейских языков жестов, где знаки довольно схожи, а вот британский язык жестов скорее близок австралийскому и очень не похож на другие европейские.

У Наташи Офили сложился опыт такого мягкого активизма, быть может, потому, что она не кричит в микрофон и не стоит у ворот киностудий с плакатами, а просто своим примером отстаивает право на место глухонемых в театре и кино, консультирует, помогает со связями и прослушиваниями, проводит мастер-классы для слабослышащих детей и постулирует: «Я сломаю барьеры, какими бы прочными они ни были».

Наташа ломает барьеры не только в кино, но и в любви. В феврале 2019-го она вышла замуж за своего избранника Мэтта Рейнига, и они сняли ролик о том, как буквально преодолеть трудности перевода не только в отношениях, но и в жизни. У Мэтта своя интересная история преодолений — он тоже глухонемой, и в какой-то момент ему диагностировали депрессию. Он пытался практиковать медитацию и ходил на занятия по дзен, где ничего не мог понять в силу того, что там никто не владеет ASL (American Sign Language).

Тогда он избрал себе миссию: рассказывать глухонемым о mindfulness-практиках, переводить дзен-труды на язык жестов и снимать ролики о главных принципах душевного равновесия на языке ASL. Так Мэтт стал главным в США экспертом по well-being в сообществе глухих. Действительно, далеко не все можно перевести на язык жестов, он сильно ограничен в «фигурах речи», невозможно с помощью ASL изложить Делеза или Махабхарату, и любой сложный текст требует погружения и адаптации переводчика.

Поначалу и у Мэтта, и у Наташи возникали сомнения по поводу продолжения отношений. «Что подумают об этом белом парне с немецкими корнями мои черные родственники?», — думала Наташа. «Ого, она афроамериканка!», — поймал себя Мэтт в самом начале отношений. Но у любви нет границ и предрассудков, тем более у людей осознанных, к которым справедливо причисляет себя пара, а их отношения являют собой пример взаимной поддержки и понимания.

Наташа начала заниматься актерским мастерством фуллтайм только пять лет назад. «Для меня мода была искусством, которое органично перешло в игру на сцене, потому что и то, и другое — про эмоции и чувства», — рассказывает Наташа. Она снялась в четырех короткометражных фильмах, в нескольких театральных постановках и рекламных роликах. Но роль в «Политике» — ее первый телевизионный дебют, за которым последовало участие в сериале «Отмена» (Undone) от Amazon Prime.

«Я человек, который постоянно раздвигает границы, чтобы показать внутренний огонь, которым я обладаю. Я очень сильная, и у меня очень много слов и чувств, которые я должна высказать».

Она обожает фантастические романы и сейчас пишет свой. У нее уже закончена собственная пьеса — похоже, ее коммуникация с человечеством налажена, пусть и невербальная. Но это малая толика позитива в обществе, которое заточено под «нормальных». Пожалуй, начать стоит с того, чтобы выяснить — а что такое вообще норма? И всех сил афроамериканцев, женщин и людей с ограниченными возможностями пока не хватает для того, чтобы хотя бы просто выровнять чаши весов.

19 октября 2019 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь