Общество глухих

Казахстан: Как живут и учатся дети с нарушением слуха

Эти дети живут в нашем мире, но для них он иной – наполнен гнетущей тишиной и неясными звуками. Но все-таки они – особенные. Речь идет о детях с нарушениями слуха, которые обучаются в Акмолинской областной специальной школе-интернате №4 для детей с нарушениями слуха и речи. Таких школ совсем немного в Казахстане. В 90-е годы на волне всеобщей экономии многие из них оптимизировали.

1
Сейчас в классах обучается по 7-8 человек. Каждый урок для них – борьба со своим недугом.
2
Директор школы Светлана Никулина знает поименно всех 132 учеников. Она обладает хорошим слухом, но не понаслышке знает о мире тишины, в который погружены ее подопечные.
3
С помощью такого специализированного аппарата дети имеют возможность услышать человеческий голос. Ученик надевает наушники, активирует технику, а учитель работает с микрофоном. Звук получается необычайно глубокий и чистый. Его и способны слышать дети, даже полностью глухие. Применяется он на уроках слуховой работы.
4
Вопреки своему недугу они говорят, пусть даже едва слышат собственный голос! Каждый день малыши начинают учебный процесс с произнесения отдельных звуков, слогов, затем слов и предложений. Дар речи для них – вовсе и не дар, а достижение.

В этой школе получают точно такое же образование, как и в обычной. Даже работают по общеобразовательным учебникам. По словам Светланы Никулиной, тяжелее всего дается литература. По окончании школы дети с нарушениями слуха владеют даже английским языком.
5
Эсперанто для детей с нарушениями слуха – жестовый язык. Такого предмета в школе нет, но им владеют все – от техперсонала до директора. На уроках ученики носят специальные устройства на груди, а педагог говорит в микрофон. В особенно трудных случаях применяются карточки.
6
«Они очень дружные и своих в обиду никогда не дадут, – рассказывает директор школы. – Мы, слышащие, для них другие. Они чувствуют свою особенность».

На фото – урок коррекционной ритмики. Дети показывают и произносят звуки. Плавный овал вверх – «а». Овал перед собой – «о». Волна руками вверх – «и». Звуки тут обретают воплощение.
7

Каждый день проходит в нелегкой борьбе с собственным телом и недугом. Все предметы в школе подписаны, дети ежеминутно произносят написанное, чтобы улучшить свою речь.
9
Мальчишки повально увлекаются спортом, чаще всего футболом. Они любят погонять мяч на спортивной площадке. Комнаты тематически украшены.
10
Малыши из районов живут при школе, интернат расположен на верхнем этаже. Эту стену украсили сами детишки.
11
Вообще чуть ли не каждый ребенок художественно одарен. Лишенные слуха, 90% школьников обладают удивительным художественным восприятием. Эта стена расписана самими школьниками по особенной технологии, которую они собираются запатентовать по научному проекту.
12
Почти все они обучаются в художественной школе и нередко завоевывают награды в конкурсах живописи. Эту картину оставил в подарок школе выпускник – она стала одним из лучших дипломных проектов.
13
В фестивале певческого таланта «Жулдызай» ежегодно не обходится без наград и дипломов. Участие там – традиция школы.
14
Особенное искусство – пение. Но поют эти дети, не раскрывая рта. Жестовое пение осуществляется «вручную». Под голос певца подобраны жесты, означающие нужное слово по тексту песни. Это очень сложный хореографический номер. В начале октября в школе прошел фестиваль жестового пения.
15
Несмотря на недуг, эти малыши улыбаются миру каждое утро. В школе есть своя Стена улыбок – там висят фото школьников, которые радостно улыбаются чуждому для них миру звуков.
16

После школы они становятся поварами, парикмахерами, швеями, краснодеревщиками. А одна выпускница школы сейчас получает высшее психолого-педагогическое образование, чтобы в будущем помогать таким же малышам.


http://www.nur.kz

02 ноября 2015 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь