Общество глухих

Живые краски Светланы Поповой

Известной глухой художнице недавно исполнилось 80 лет

В декабре прошлого года известной глухой художнице Светлане Поповой исполнилось 80 лет. Сейчас она редко показывает новые работы, а в свое время регулярно участвовала в вернисажах глухих художников, были у нее и персональные выставки. Праздничный колорит ее работ, разностороннее мастерство нашли своих ценителей и за пределами России – в Германии и Франции.

* * *

Детство художницы пришлось на трудные военные и послевоенные годы. После потери слуха от менингита она воспитывалась в детском саду ОФИ (Отофонетического института) в Ленинграде. В начале блокады была эвакуирована по «дороге жизни» через Ладожское озеро. После войны вернулась в Ленинград, где училась в школе-интернате для глухих на Бронницкой. Вот что она пишет о своем детстве: «Войной была брошена с блокадными интернатскими детьми в эвакуацию. Бомбежка погнала нас с беженцами в “скиты” средней полосы России. Потом снова детский дом... Детство было жестокое, холодное и голодное…»

После окончания школы работала на ленинградском УПП швеей-мотористкой. Позже переехала в Москву, где училась в швейном техникуме. Любовь к живописи привела ее в конце 50-х годов в студию изобразительного искусства при ЦП ВОГ, по окончании которой она поступила в Московский текстильный институт. Работала художником-модельером. Но все больше внимания и времени уделяла живописи, которая и стала ее главной любовью на всю жизнь. В конце 70-х ее приняли в Союз художников, а чуть позже она поступила в Комбинат живописного искусства Художественного фонда, где проработала больше десяти лет.

* * *

Впервые я познакомился с работами Поповой еще в начале 80-х. Привлекло ее яркое красочное видение мира, внимание к людям, их внутренней жизни. Многие зрители особенно выделяют цикл ее работ «Рождение костюма», созданный в то время, и раскрывающий секреты создания моды. В него входят картины «Экспериментальный цех», «Примерочная», «Манекенщицы» и «Художественный совет». Все работы интересны и выверены по композиции. Благодаря этому удалось точно передать действия многих людей в работе. Полотна красочны – на них представлено все многоцветье женских нарядов.

В. Бондов в спектакле «Блоха»

А мне больше всего нравятся портреты художницы. Детдомовских ребятишек, чьи черты запечатлены почти с пронзительностью раннего Пикассо. И артистов Театра мимики и жеста: Василия Бондова и Владислава Шубина. С последним портретом, где Шубин изображен в роли Гойи, произошла почти детективная история. На одной из выставок кто-то предпринял совершенно варварскую акцию: поцарапал один глаз артиста на полотне. Художница не решилась восстановить утраченную живопись. Кстати, интерес к Театру мимики и жеста у Поповой возник еще в конце 60-х. Она подрабатывала там билетным кассиром и наблюдала ведущих артистов ТМЖ на сцене и в жизни. Остались десятки графических портретов, точно запечатлевших их сценические образы. И только позже, проделав эту большую подготовительную работу, она обратилась к живописным портретам.

Портрет поэта И. Исаева

Интересен ее портрет поэта Ивана Исаева в интерьере его квартиры. Здесь признанный мэтр воговской поэзии изображен в окружении книжных полок с вытянутой рукой, словно непроизвольно отбивающей такт возникающих в голове стихотворных строчек. А на одной из лучших картин художницы – «Святогорской ярмарке» – создан обаятельный и поэтический образ молодого А.С. Пушкина. Поэт показан в его любимое время года – осенью, у стен монастыря. Погруженный в свою думу, он стоит, прислонившись к дереву, и как бы парит над ярмаркой, которая вроде реальна, но в то же время явлена и как одно из видений поэта. Картина создавалась в 1987 г. к 150-летию со дня смерти поэта.

Святогорская ярмарка

Есть у С. Поповой и автопортреты. Из них особенно запоминается с картиной «Шестая похоронка», одной из лучших ранних работ художницы, где создан яркий образ пожилой женщины, потерявшей на войне своих детей. Теплотой и нежностью проникнут «Автопортрет с сыном». Здесь Максиму лет пять. Кто знал тогда, что он станет талантливым художником-ювелиром?.. Сейчас Максим Вознесенский работает в Лондоне, где у него недавно открылась арт-галерея. Он неоднократно показывал свои ювелирные работы на международных художественных выставках, они представлены в ряде частных коллекций в России и за рубежом.

Автопортрет с картиной «Шестая похоронка»

* * *

В перестроечные годы Попова создала триптих «Во имя чего?», где переосмысливала недавнюю историю нашей страны, начиная с восстания декабристов. Именно им посвящено первое полотно цикла «Во глубине сибирских руд». Две другие картины связаны с историей марксистских организаций в России («1897») и событиями массовых репрессий во второй половине 30-х гг. прошлого столетия («Архипелаг ГУЛАГ»). К этому триптиху примыкает и масштабная работа «Коллективизация», в которой отражено горе пережитое нашей страной во время раскрестьянивания русской деревни. С насмешкой, в духе народного лубка дан образ Сталина, который сидит на троне, с мечом в руке.

Но время масштабных проектов и исторических картин, похоже, для С. Поповой уходит в прошлое. Художница любит и тонко понимает русскую природу. Каждое лето она непременно возвращается в свою деревню Алоль на Псковщине, где ей работается лучше всего. Сама атмосфера края напоминает о псковской старине, об истории Михайловского, усадьбы А.С.Пушкина. И эта северная природа прекрасно передана на многочисленных пейзажах и натюрмортах художницы.

Фавориты Екатерины

Особняком стоят ее полотна посвященные императрице Екатерине Великой. В первой работе «Фавориты Екатерины» императрица показана в окружении своих сподвижников. Картина создавалась в середине 90-х гг. и была вдохновлена историческими мемуарами, с которыми познакомилась художница. На более поздней картине, близкой по сюжету, императрица изображена уже более зрелой женщиной и также верхом на лошади со свитой своих приближенных. Это полотно более масштабно и полнее передает дух времени.

Сейчас С. Попова живет в Звенигороде. По состоянию здоровья она поменяла Москву с ее суматошной и нервной жизнью на более свободную атмосферу старинного города. Несмотря на недавнюю болезнь, Светлана ведет активный образ жизни: ежедневные прогулки, работа с архивом и мемуарная летопись. А главное, потихоньку готовится к персональной выставке, которая намечена на конец года, и войдет составной частью в большой выставочный проект ее сына Максима Вознесенского.

Ярослав Пичугин

Фото – Ярослав Пичугин и Владимир Чернявский
http://www.voginfo.ru

10 марта 2015 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь