Общество глухих

В условиях "безусловий"

"Работают все" - гласит одна усеченная радио-фраза. "Кое-кто" - исправлял ее ведущий одной радиопрограммы. Продолжая тему: кто-то бы и работал, да нет условий. А это уже об инвалидах...

МОДЕЛИ КАК МОЛОТ И НАКОВАЛЬНЯ

О них говорят "люди с ограниченными возможностями". На деле их возможности ограничены настолько, насколько их ограничивает государство. Как? А вот это - издержки так называемой "медицинской модели". Грубо говоря, ее суть в том, что если человека нельзя вылечить, ему дадут пенсию, и он будет сидеть дома.
Есть другая модель: социальная. Когда общество, считающее себя цивилизованным, создает для инвалидов доступную среду, приспособленную для них сферу обучения и рынок труда.

А вот реальность состоит из двух уровней. На федеральном есть кое-какие шаги в сторону соцмодели, направленные на то, чтобы инвалид учился и работал. Скажем, принята норма, где пенсия рассматривается как компенсация утраченной трудо¬способности, и главный критерий - способность к трудовой деятельности.
А политика уровня регионального, по выражению председателя областного союза общественных организаций инвалидов Николая Мякшина, ставит инвалидов "между молотом и наковальней". "Сверху" закон изменили, а "снизу" условий для того, чтобы инвалид работал и учился по степени своей способности, нет.

МЕЖМОДЕЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

В области почти 1200 инвалидов нуждаются в трудоустрой-стве. По областному закону, на крупных предприятиях 3 % рабочих мест должны занимать люди с ограниченными возможностями. Норма "бумажная": ни один работодатель за ее нарушение ответственности еще не понес.

Но некоторые не могут ее выполнить. Для работы на ЦБК, заводах "оборонки" и т. д. здоровье надо иметь абсолютное. А вопрос создания "фонда отчислений" лишь обсуждается.

Иной же работодатель рад принять инвалида, но при сегодняшних технологиях от работника требуется и соответствующее образование. А много ли в области учреждений, где могут обучаться инвалиды?

С профессиональным образованием хуже: в городе есть ПТУ-интернат при областном управлении соцзащиты, но там обучают людей только с легкими формами инвалидности.

ПРОТИВ МУХИ И СТЕКЛА

Многое в жизни любого человека, и особенно с ограниченными возможностями, зависит от "установки", которую он получил в семье. Настроенный на то, что многое зависит от личного упорства, добьется многого.

Но при всем желании без созданных государством условий борьба за самореализацию будет иметь итог "мухи и стекла".

В первую очередь надо обучить педагогов работать с детьми-инвалидами. Опыт есть, но чтобы им делиться, необходимы "площадки" - ресурсные центры, как в Норвегии. Также надо решить вопрос - нет, не строительства "оборудованных дворцов-резерваций", а повышения доступности имеющихся заведений. Вы часто видите инвалидов на улице? А в ПТУ, университетах? Наверное, нет, т. к. здания не приспособлены, скажем, для колясочников. Значит, инвалид не может получить образование и, кстати, реализовать право поступать вне конкурса. Да, можно дать университету деньги на принятие экзаменов на дому и т. д. Но можно на эти средства сделать пандусы, подъемники и прочее - эффект будет большим.

Сейчас политику в области в части получения инвалидами образования и работы пытаются оформить как концепцию, а на ее основе создавать конкретные программы. По мнению общественников, суть ее должна сводиться к социальному подходу в решении проблем инвалидов, особенно молодых. Но если документ вновь будет привычной для чиновников медмоделью, против ее принятия будут протестовать. В конечном счете, если не выступать против системы, и главное, не желать ее изменить, она такой и останется.

Анна Смирнова.
Газета "ПОМОРЬЕ" 24 - 30 мая 2006 г. N 21 (1686)

04 мая 2006 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь