Общество глухих

Язык жестов способствует развитию как устной, так и письменной речи

В предыдущих исследованиях профессор психологии Сьюзен Голдин-Медоу (Susan Goldin-Meadow) обнаружила, что жесты помогают детям развивать свой язык, улучшают обучение и когнитивные навыки. Являясь одним из ведущих специалистов по изучению языка и жестов, она также определила, как с помощью жестов дети старшего возраста улучшают свои математические навыки.

Новое исследование профессора Голдин-Медоу рассматривает, как жесты способствуют изучению языка у слышащих и глухих детей. Она делает вывод о том, что жесты представляют собой гибкий способ общения, и при необходимости они сами по себе могут стать языком общения. Статья опубликована на сайте Philosophical Transactions Королевского научного общества и появится в сентябрьской печатной версии журнала в рубрике «Язык- как мультимодальный феномен».

«Дети, которые способны слышать, используют жесты вместе с речью, так как они используют при общении устную речь,- пишет Голдин-Медоу. - Сочетания «жесты плюс слова» предшествуют усваиванию словосочетаний, которые передают те же понятия. Результаты наблюдений показали, что у детей есть понимание этих понятий, прежде чем они могут выразить их в речи».

Кроме детей, которые владели устной речью, Голдин-Медоу изучала детей, которые научились от своих родителей языку жестов. Она обнаружила, что они тоже используют жесты, подобные американскому языку жестов. Понимание значения этих жестов так же предшествовало словесному описанию предметов, как и жесты, которые сопровождают речь.

Наконец, Голдин-Медоу наблюдала за глухими детьми, чья потеря слуха мешает им изучать устную речь, и чьи родители не обучали их языку жестов. Эти дети используют самодельную систему жестов, называемую homesign (домашние знаки).

Как пишет Голдин-Медоу: «Homesign имеет схожесть с естественным языком общения, но не является полноценным языком, возможно, потому что дети не имеют партнёров для общения».

Тем не менее, homesign может быть первым шагом к установленному языку жестов.

Эти данные дают полное представление о вкладе жестов в процесс обучения. Жест играет важную роль в изучении письменной речи, хотя она находится в той же модальности. В результате жест не может помочь обучающимся просто путем создания второй модальности. Скорее, жесты добавляют образы, позволяющие отнести их к определённым категориям, которые составляют ядро как разговорной, так и письменной речи.

Голдин-Медоу приходит к выводу, что жесты могут стать основой для самодельного языка, предполагая языковые формы и функции, когда другие средства общения недоступны. А если у ребёнка, способного говорить, речь сопровождается жестами, это способствует его быстрому обучению.

Жестикуляция способствует развитию детской речи

Американские исследователи из Университета Чикаго говорят, что жесты помогают детям обучаться. Сопровождение своей речи жестикуляцией способствует развитию родного языка и когнитивных навыков.

Жест представляет собой гибкий способ общения, который может работать вместе с языком, помогая лучше понимать услышанное, а также сам по себе отдельно, заменяя язык. Спонтанные движения руками, помогающие иллюстрировать рассказ, повышают языковое развитие ребенка, считают специалисты.

В новом исследовании ученые рассмотрели, как жесты способствует изучению языка у слышащих и глухих детей. Оказалось, что использование жестов позволяет детям лучше и быстрее запоминать новые слова, что впоследствии повышает их интеллектуальное развитие. При этом глухие дети, потеря слуха у которых мешает им учить разговорный язык, используют самодельную систему жестов. Комбинация слов и жестов упрощает понимание слов и фраз детьми, благодаря чему они потом могут лучше учиться в школе.

Предыдущие исследования также показали, что мальчики и девочки, чьи родители много жестикулируют, обладают большим словарным запасом к моменту поступления в школу.

28 августа 2014 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь