Общество глухих

Чему научат глухих детей?

В Администрации Президента шли дебаты об образовании детей-инвалидов

24 июля в Администрации Президента Российской Федерации состоялось очередное заседание Комиссии по делам инвалидов под председательством Советника Президента Российской Федерации Александры Левицкой. Одним из главных в повестке заседания был вопрос «О задачах по созданию условий для обучения детей-инвалидов в специальных (коррекционных) дошкольных и общеобразовательных организациях».

После доклада заместителя министра образования и науки Вениамина Каганова по данному вопросу члены Комиссии выступили с критикой и замечаниями в адрес его министерства. Депутаты Госдумы Людмила Швецова и Олег Смолин потребовали прекратить практику сокращения специальных учебных заведений для инвалидов и обратить серьезное внимание на подготовку и переподготовку преподавательского состава, а также техническое оснащение таких школ.

Член Общественной палаты России Елена Тополева-Солдунова рассказала о нарушениях прав детей-инвалидов и их родителей на получение дошкольного образования и выбор учебного заведения, особенно в регионах.

Председатель Комиссии Александра Левицкая отметила разобщенность действий и недостаточный уровень межведомственного взаимодействия между исполнительной властью, учреждениями системы образования и здравоохранения, как на федеральном, так и на региональном уровнях, в том числе при организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий.

Отдельной критике подвергся процесс разработки и утверждения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для обучающихся инвалидов. По данному вопросу остро выступил Президент ВОГ Валерий Рухледев (полный текст доклада приводится ниже).

Участники заседания и члены Комиссии были единодушны в том, что Минобрнауки игнорирует рекомендации общественных организаций инвалидов, и что необходимо больше сосредоточится на конкретной работе по повышению качества образования детей-инвалидов, в том числе глухих.

По итогам заседания Комиссии по делам инвалидов будет составлен Протокол, и его передадут в Правительство РФ для устранения недоработок в этом вопросе.

Приводим полный текст выступления Президента Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» Валерия Рухледева:

«Уважаемые участники заседания!

В настоящее время идет активное обсуждение проектов Концепции Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Федеральных государственных стандартов начального общего образования глухих и начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших. Рассмотрев эти проекты, мы направили ряд замечаний в адрес разработчиков указанных стандартов (Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена в Санкт-Петербурге, и Московский государственный педагогический университет в Москве), а также в Министерство образования и науки Российской Федерации. К сожалению, наши замечания, которые основаны на положениях Конвенции о правах инвалидов, не были учтены.

Все мы знаем, что согласно статье 24 Конвенции ООН, государства-участники принимают надлежащие меры по созданию условий образования инвалидов, в том числе содействуют освоению жестового языка и поощрению языковой самобытности глухих; обеспечивают, чтобы обучение лиц, в частности детей, которые являются слепыми, глухими или слепоглухими, осуществлялось с помощью наиболее подходящих для них языков и методов и способов общения в обстановке, которая максимальным образом способствует освоению знаний и социальному развитию». В соответствии с этим Всероссийское общество глухих считает необходимым:

Первое:включить в Федеральные образовательные стандарты, в число квалификационных требований, предъявляемых к педагогическому и иному персоналу, работающему с детьми с нарушениями слуха, независимо от формы образовательного учреждения, владение русским жестовым языком. Одним из способов, может являться увеличение количества учебных часов для изучения предмета «Русский жестовый язык» в высших учебных заведениях по специальности «сурдопедагогика», так как сегодня Государственный образовательный стандарт высшей школы по специальности «Сурдопедагогика» предусматривает всего лишь 102 часа на изучение вербальных и невербальных средств коммуникации. Этого времени совершенно недостаточно для изучения русского жестового языка.

Мы не против вербальных методов обучения, мы за билингвизм, для того чтобы повысить качество образования глухих.

Второе: включить в Государственные образовательные стандарты положения, которые устанавливают использование русского жестового языка в специальных образовательных учреждениях для лиц с нарушениями слуха.

Третье: предусмотреть в образовательных стандартах введение предмета «Русский жестовый язык» в структуре основных образовательных программ для слабослышащих и позднооглохших.

Также вызывает беспокойство, тот факт, что часто нарушается положение Конвенции о правах инвалидов, согласно которому «Государства-участники принимают надлежащие меры для привлечения на работу учителей, в том числе учителей-инвалидов, владеющих жестовым языком». Сегодня в большинстве случаев слабослышащих и глухих учителей не берут на работу в специальные коррекционные школы для глухих. Эта проблема требует незамедлительного решения.

В дополнение хочу сказать, что в конце мая текущего года в Москве состоялась II Международная научно-практическая конференция «Лингвистические права глухих», где обсуждались различные аспекты использования жестового языка в образовании, и вызывает сожаление тот факт, что Министерство образования и науки России не приняло участия в дискуссионной части этого международного форума. Резолюцию по итогам Конференции хочу передать Вам, Александра Юрьевна.

В статьях 14 и 19 федерального закона ФЗ-181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» четко прописан статус и значение русского жестового языка, но из-за самоустранения Минобрнауки России хромает исполнение этих статей.

Всероссийское общество глухих как заинтересованная сторона выражает надежду, что в Минобрнауки России будут активнее привлекать нашу организацию к решению проблем образования инвалидов по слуху, и это сотрудничество будет носить не формальный, а конструктивный характер.

Спасибо за внимание!»

ВОГинфо.ру
http://www.voginfo.ru

25 июля 2014 г.

Комментарии

Пользователь
Гость 25.07.2014 15:20
Кто о чем, а вшивый о Бане!Как будто в образовании глухих и с/с нет бОльших проблем,чем освоение и преподавание на РЖЯ. Правильно чиновники делают, что не соглашаются с тотальным обучением на РЖЯ. Обучение и насаждение РЖЯ, как это делает уважаемый В.Н.Рухледев, тупиковый путь в образовании глухих...Сам В.Н.Рухледев не стал бы таким, кем есть, если бы его учили по жизни в школе и ВУЗе на РЖЯ. А конвенции ООН для того и приняли,чтобы еще больше усугубить отствание и интеллектуальный разрыв с Западом. Посмотрите,кого готовит известный Галлаугетский университет, тотально использующий при обучении язык жестов? Если хотим опуститься до этого уровня-милости просим!
А в докладе, кроме РЖЯ надо было о другом говорить: о качестве преподавания, о тенденциях сокращения и объединения коррекционных школ (на примере Москвы), об отсутствии непрерывности в обучении и последующем получении профессии неслышащими. Да много чего. А в итоге всё вылилось в РЖЯ. Уже надоело, ей богу!
Пользователь
Гость 26.07.2014 15:14
Первый гость абсолютно прав!
Пользователь
Татьяна Нужина 27.07.2014 14:43
При первой моей встрече с поэтом Иваном Исаевым в 1974 году, в Казанском Д.К. глухих, я высказала сожаление, что училась в массовой школе и не знала на тот момент жестового языка (училась и работала среди слышащих). Исаев сказал, что в этом мое счастье, а то стала бы Му-Му, как некоторые глухие.
Общественную работу в ВОГ начала как член редколлегии стенгазеты и была в шоке от того, как пишут многие неслышащие. Поняла, что они мало читают, зачастую просто не понимают смысл слов. Проблем в образовании неслышащих очень много.
Пользователь
Роман 27.07.2014 23:43
Я считаю иначе,обучая в школе для слабослышаших где ржя как грится там под запретом учился неважно,а как пошел в школу для глухих обучение с методом ржя повысыл мой уровень,конечно заметил как оставали мои однокласники,методом обьяснений они понимали меня нежели учителей,со временем замечал что от этого завистит професионализм и желание учителей!Видали ли вы чтоб слышашие учителя интересовались жизнью глухих вне школы?Члены ВОГ?Посешали мероприятия глухих-спорт,культура,и само обшество?Эти редкость,но и эти настояшие энтузиаисты.У болшинства онных учителей высшее образование,а выпускают одних дураков,при том еще возмушают что своих учеников обманывают.И такие учителя не любят умных учеников,им проше свой непрофесионализм зарыть в среде дураков своим созданым своим непрофесионализмом.Поразительно как вы замечаете у глухих хороша развита@~ точная наука,математика и физика причина в том там в обучении минимум ржя.Которые так у учителей непрофесионально развиты.Еси бы учителей-гуманитариев хороша развита ржя и професионализм,и самое главное авторитет в обшестве глухих то от этого будут гордость в образовании глухих.Самому школа так от образований мало дала,спасла любовь к книгам,обшение с слышашими.И скорее родители слышашие,но в душе горечь в том что школа не вполне дала в знании.Да есть уникумы обучаюшие в масовой школе,не знающие ржя а как попавшие в среду глухих быстро выучивший ржя и внедряются в обшество глухих свободно обшаются,дружат с глухими,при том не оторваются от обшества слышаших.Считаю что главное образовании глухих в професионализме учителей,а не в самом ржя.Слышаший учитель это же мост с обшеством вне школы!.А получается мы закрытое обшество.Остановил молодой гаишник и был ошарашен что я вожу машину как глухой и показал что знак глухой водитель есть в ПДД и таких не единицы а болшинство глухих водят и хотят получить права и что слух не проблема главное внимание,и нам глухим не хватает простого внимания!
Пользователь
Гость 28.07.2014 11:04
Никто раньше не обращал внимание на образование глухих, после школы они уходили работать, если у кого-то появлялось желание получить какую-то специальность или получить диплом, никто их не мешал и только приветствовали. Глухие сами прекрасно осознавали на что они способны и что им по плечу. Мне до тех пор непонятно, почему в сборочном цеху встречал глухих выпускников Московского государственного педагогического университета с красными дипломами на учителей-сурдопедагогов. Всегда стояла острая проблема нехватки квалифицированных глухих специалистов. А тут глухой педагог в цеху. РЖЯ это не основное решение проблемы, это только один их рычагов или инструментов в решении образовании инвалидов по слуху.
Пользователь
Гость 28.07.2014 11:13
А благодаря спортсмену Рухлядеву, все перевернулось вверх ногами. Вместо того чтобы поднимать на высоком уровне проблемы обучения глухих, а также найти взаимодействия по решению вопросов по трудоустройству глухих, он как упрямый прёт со своим РЖЯ в дошкольных и школьных учреждениях. Есть специалисты которые лучше разбираются в этих проблемах. Ты же спортсмен, куда ты прешь.
Пользователь
Гость 29.07.2014 16:03
Спецыалисты довели образование глухих до логического завершения, теперь Рухледеву и его команде приходится разгребать
Пользователь
Гость 13.08.2014 20:01
сама я слабослышачшая работаю со слышатшими хочу отучитца заочно на сурдопереводчкика после 9 кл

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь