Общество глухих

Жесты и образование

Обзор секций второго дня конференции. Жестовый язык и образование

Для секции «Жестовый язык и образование» отвели банкетный зал, и поэтому она начала работу чуть позже других секций. Нужно было убрать помещение, сдвинуть столы, установить экран, ну и многое другое по мелочи. Но после вступительного слова Максима Ларионова, который был здесь ведущим, работа пошла очень динамично. Большинство докладов сопровождалось выводом информации – схем и основных положений докладчиков на экран.
Первой выступила Надежда Чаушьян с темой «Необходимость ранней помощи для глухих детей в РФ». Если для школьников есть апробированные программы, то дошкольное образование, особенно работа с глухими малышами до 3­х лет, во многом пущено на самотек. Необходимо замкнуть цепочку «раннее детство – детский сад – школа» за счет первого звена, отвечающего за становление мышления ребенка. Именно на этом этапе нужно начинать учить малыша ЖЯ. Докладчица считает, что необходимы Центры раннего развития, где малыши до 3­х лет могли бы общаться на ЖЯ. И, конечно необходимо начать подготовку специалистов со знанием ЖЯ, включая переводчиков, для работы в детских садах и указанных Центрах, в том числе для посещения семей с глухим ребенком на дому.
Интересным получился доклад у Антонины Шиховой, педагога из 65­й московской школы, работающей с детьми со сложной структурой дефекта, в том числе с аутистами. Она на конкретных примерах (с демонстрацией видеофрагментов) показала, как у таких детей формируются практические навыки общения на ЖЯ. Знание жестового языка, большая свобода общения способствуют в дальнейшем и развитию словесной и письменной речи. Все обучение ведется по авторской методике, рассчитанной на несколько лет работы с детьми.
Владимир Мелеховец

Доклады белорусских сурдопедагогов Ирины Русакович и Владимира Мелеховца были сделаны как бы в одной связке. В своем выступлении И. Русакович, доцент кафедры сурдопедагогики БГУ им. М. Танка рассматривала вопросы изучения ЖЯ в спецшколах. Прослежена связка: законодательная база – практическая реализация. Так в Кодексе Республики Беларусь об образовании определена роль ЖЯ как средства обучения, воспитания и общения неслышащих детей наряду со словесным языком. И в учебный план спецшкол введены предметы «Развитие жестовой речи», а для старшеклассников курс «Жестовый язык». Программы изучения ЖЯ включают два блока: лингвистический (изучение лексики и грамматики) и коммуникационный (изучение речевых ситуаций). В докладе также сформулированы требования к учителям ЖЯ. В. Мелеховец более подробно рассказал о ЖЯ в системе среднего образования глухих в Беларуси, основываясь на своем многолетнем опыте. Он был основным педагогом Республиканской экспериментальной площадки Министерства образования РБ по теме «Апробация учебно­методического и учебно­программного обеспечения обучения жестовому языку учащихся с нарушением слуха» с 2007/2008 уч. г. по 2011/2012 уч. г. по внедрению жестового языка. После успешного завершения эксперимента ЖЯ был официально включён в государственный стандарт как один из предметов в специальных общеобразовательных учреждениях страны. Кроме этого, сейчас он работает над курсом по истории глухих, в рамках программы по жестовому языку. Отметим, что в основе этой программы – авторская программа Г. Зайцевой и Т. Давиденко, которая внедрялась в Беларуси с помощью Л. Димскис.

Эти два доклада настолько понравились Максиму Ларионову, что он предложил подумать, как организовать обмен опытом педагогов Беларуси и России.
Группа выступлений была посвящена особенностям применения ЖЯ при получении глухими высшего образования, а также организации учебного процесса в ряде вузов. Заведующая кафедрой «Социальная работа» Донского ГТУ Наталья Басова рассказала об инклюзивном обучении неслышащих студентов.
Свой доклад доцент Ирина Соловьева посвятила роли сурдоперевода в непрерывном образовании глухих как для средних специальных, так и для высших учебных заведений.
Директор Института социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета Геннадий Птушкин рассказал, как организовано обучение более 200 неслышащих студентов в НГТУ. В текущем учебном году Институт социальной реабилитации при университете получил новый учебно­лабораторный корпус, в котором обеспечены условия доступной среды обучающимся.
Замдиректора по учебной работе ГУИМЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана Вячеслав Крикун в своем докладе также уделил внимание организации доступной среды для неслышащих студентов и особенностям использования ЖЯ при обучениии в бауманском университете.
Инна Русакович и Анатолий Никитин

А вот получить высшее образование глухому человеку в Беларуси непросто. Об этом рассказал Анатолий Никитин, посвятив свое выступление организации дистанционного обучения людей с ограниченными возможностями в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники.

Были сделаны и другие интересные доклады. Важно отметить, что работа секции охватила широкий аспект вопросов, связанных с образованием глухих, начиная с дошкольной подготовки до получения высшего образования.
Текст – Ярослав Пичугин
Фото – Владимир Чернявский, Ярослав Пичугин
Опубликовано в ВЕС №6
http://www.voginfo.ru/
16 июля 2014 г.

Комментарии

Пользователь
Гость 16.07.2014 16:10
Обучать ребенка в возрасте до 3 лет жествому языку - это может предложить только лицо, которое не соображает вообще (ведь невозможно еще определить в таком возрасте глухой ребенок, немой, или просто молчит?) У нас был случай когда у преподавателя ребенок заговорил только в 3 года, а до этого родители очень переживали. Идея ее не лезет в никакие разумные варианты, они просто неадекватны и глупы, только создает ненужные и беспочвенные вопросы вокруг обучения детей. Никогда в России не существовало специальной программы обучения глухих детей в возрасте до 3 лет. Этот период, когда детей обучают ходить на ногах, держать ложку и правильно сидеть на горшке.
Пользователь
Гость 16.07.2014 16:57
А теперь перейдем к вопросу истории обучения детей в России. В 1831 году в Москве появился первое образовательное учреждение для глухих детей. Основатель данного учреждения был иностранец итальянского происхождения Антон Осипович Корси. Он брал на обучение детей в возрасте от 6 до 13 лет. Если в знаменитом Санкт-Петербургском училище глухонемых глухие дети проходили программу обучение за 10 лет, то А.О. Корси предлагал пройти обучение за 6 лет. В дореволюционных изданиях отмечали блестящие результаты обучения глухих воспитанников первого образовательного учреждения для глухих в Москве - они писали без ошибок, они нее знали ЖЯ, но великолепно знали письменный русский язык и много читали. А это было в 30 и 40-ые годы 19 века. А что мы сегодня наблюдаем!?
Пользователь
Гость 17.07.2014 02:43
Гость 16.07.2014 16:10 к сожалению, вы слишком отстали от тенденции образования в мире, мой ребенок в 2 года может на жестах многое объяснять. Ждать до 3 лет? Ваше право, но не нужно делать вид, что многое знаете.
Пользователь
Гость 17.07.2014 07:14
То, что ваш ребенок уже в 2 года может на жестах многое объяснить это еще не является показателем умственного развития. Сходите в зоопарк, там детёныши обезьян уже после рождения на жестах общаются со своими родителями. Только самый отвратительный и бестолковый педагог будет указывает причину умственного отставания в развитии в том, что не обучали детей жестовому языку до 3 лет. А вам гость 17.07.2014 2:43 хотел бы указать, что еще в дореволюционной России детей брали на обучение в возрасте от 6 лет. И программа обучения была прекрасной, что многие выпускники трудились в государственных учреждениях не просто дворниками или уборщиками, а специалистами и получали государственные чины и награды. А они приходили в училище или приюты в образе "пещерных людей", то есть не знали ни ЖЯ, ни русского языка.
Пользователь
Гость 17.07.2014 11:44
Право смешно читать ваши заумные речи, с ребенком я могу общаться на многие темы до того как он осваивает связную речь. Сравнение с обезьянками ну вы загнули. Попробуйте с ними обсуждать о погоде, не слабо?
Пользователь
Гость 17.07.2014 12:10
А вы,как я понял, уже сходили в зоопарк и пытались установить деловой контакт с обитателями, но почему-то у вас не получилось. Не переживайте...
Пользователь
Гость 17.07.2014 21:19
Неконструктивно излагаете, за сим откланиваюсь
Пользователь
поклоник 17.07.2014 23:41
Тонечка молодец!Горжусь тобой,рад что делаешь полезное для глухих!Целую!
Пользователь
Гость 18.07.2014 08:24
Россия имеет богатый опыт обучения глухих и работа с глухими ведется уже три столетия. При Российской Империи и Советском Союзе сурдопедагогика получила прекрасную педагогическую базу, были созданы различные методики обучения, которые давали прекрасные результаты. Но что произошло сейчас? Что случилось?
Что стало причиной того что уровень образованности глухих, инвалидов по слуху находится в плачевном состоянии. Ответа участники этой конференции не дают, они продолжают носит розовые очки и докладывают об успехах обучения аутистов.
Пользователь
Гость 19.07.2014 22:57
Сколько много кровопийц у школ-интернатов(прокуратура,счётная палата,чиновники всех мастей),откуда образование?

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь