Общество глухих

Владимир Гусев: Художник Гампельн и его портреты

В XIX веке жил и творил замечательный русский живописец (1794-1880).

Родился он в в Москве, однако в детстве из-за потери слуха вынужден был переехать в Вену, чтобы стать воспитанником учебного заведения для глухонемых. Благодаря доброму отношению директора училища, Гампельн поступил в число воспитанников Венской академии художеств. Во время Венского конгресса 1815 года он был представлен императору Александру I, который оплатил дальнейшее обучение Гампельна. Весной 1817 года он вернулся в Россию, где передал императрице Марии Фёдоровне рекомендательное письмо из Вены. Императрица попросила А.Н. Оленина - директора Императорской публичной библиотеки, определить художника куда-нибудь на работу. И через месяц он был принят в училище глухонемых, где работал учителем рисования и гравирования до 1821 года. Сам он, будучи глухонемым, подписывал свои картины полной фамилией или сложной монограммой, но всегда с добавлением по немецки "Sourd-muet" (глухонемой).

А.Н. Оленин сыграл важную роль в судьбе Гампельна. Так из письма Оленина столичному полицмейстеру Горголи следует, что братья Карл и Егор Гампельны, приехав в Петербург, не только жили в доме Оленина, но и находились на его попечении. В его доме молодой художник мог встречаться с крупнейшими представителями литературы, изобразительного искусства, театра, ему были открыты собрания произведений живописи и графики, археологические коллекции и книжные издания, которыми был наполнен дом Оленина. Хранящаяся в Третьяковской галерее акварель "Автопортрет в мастерской" работы К. Гампельна даёт представление о его внутреннем убранстве.
В период следствия над декабристами эти знакомства, связанные с домом Оленина, сыграли роль в дальнейшей судьбе художника, который изобразил их портреты.

В архивных материалах имеется свидетельство заботы А.Н. Оленина в январе 1826 года о получении Гампельном документа, "достаточного для прожития его в Санкт-Петербурге". Видимо, личность Гампельна привлекла внимание властей, в итоге ему пришлось сменить место жительства, он переезжает в Москву, где его тепло встретила общественность:

Не слышит он, не говорит:
Так суждено его звездою!
Но он волшебною рукою
Бездушное живым творит.
"К портрету глухонемого живописца Гампельна","Дамский журнал", М. ,1829, N 31.

Из России Гампельн переселился в Лондон, а последние свои годы прожил в Вене, где умер в 1880-х годах.
Он был довольно известен как замечательный рисовальщик, гравёр и литограф. После него осталось много рисунков, которые находятся в частных и музейных собраниях.

Известность Гампельну принесли его портреты, выполненные в разных техниках и поражавшие современников точностью изображения и прекрасной передачей характера изображённого. Благодаря Карлу Карловичу, мы сегодня знаем "в лицо" многих замечательных людей России. До нас дошли и живописные работы художника - немногие его картины украшают музеи разных городов бывшего Союза. Его картины - это история страны, её боль и жизнь.

Кто же они, - лица, изображённые глухонемым Гампельном на портретах?

На одном из портретов мы видим графиню Анну Михайловну Виельгорскую. Ею был увлечен сам Гоголь и даже пытался сделать ей предложение. В издании переписки Гоголя с Виельгорскими этот эпизод освещается следующим образом: "По семейному преданию Виельгорских, в конце 1840-х годов Гоголь решился сделать предложение Анне Михайловне. Однако предварительные переговоры с родственниками сразу же убедили его, что неравенство их общественного положения исключает возможность такого брака".

Еще один женский портрет. На нем изображена Мудрова Софья Харитоновна (1786-1833), урожденная Чеботарева. Дочь профессора и ректора Московского университета Х.А. Чеботарева. Жена профессора медицины Московского университета М.Я. Мудрова, который в Москве до 1811 года был домашним врачом родителей Пушкина.

Вот еще один портрет. Прославленный Давыдов Денис Васильевич (1784-1839) - генерал-лейтенант, идеолог и предводитель партизанского движения, участник Отечественной войны 1812 года, русский поэт.

Еще один герой того времени - Коновницын Петр Петрович (1802-1830), граф, подпоручик гвардии Генерального штаба. Член Северного общества, участник восстания 14 декабря 1825 г., разжалован в рядовые, с конца 1826 г. переведен в действующую армию на Кавказ с установлением надзора, прапорщик 8-го (Кавказского саперного) батальона. В 1828 ему возвращено офицерское звание.

Известной и яркой личностью была в то время Ольга Николаевна Талызина (1803-1882), урожденная графиня Зубова, внуч-ка А.В. Суворова, о которой писал известный русский поэт М.Ю. Лермонтов.

Верстовский Алексей Николаевич (1799-1862) - один из основоположников русского оперного искусства, выдающийся композитор первой половины XIX века. Самой известной и интересной из шести опер А.Н. Верстовского является "Аскольдова могила".

Портрет Римской-Корсаковой Марии Ивановны Гампельн сделал после ее возвращения из шестилетней ссылки. Одну из дочерей Марии Ивановны - Александру - Пушкин воспел в "Евгении Онегине":
У нoчи мнoгo звeзд прeлeстныx,
Крaсaвиц мнoгo нa Мoсквe,
Нo ярчe всex пoдруг нeбeсныx
Лунa в вoздушнoй синeвe.
Нo тa, кoтoрую нe смeю
Трeвoжить лирoю мoeю,
Кaк вeличaвaя лунa
Срeдь жeн и дeв блeстит oднa...

Кочубей Виктор Павлович (1768-1834), князь, дипломат - чрезвычайный посланник в Константинополе, член Коллегии иностранных дел и вице-канцлер. Дважды (1802-1812 и 1819-1825) был министром внутренних дел. С 1827 г. - председатель Государственного Совета и Комитета Министров.

Еще одна известнейшая фамилия - Воронцов М.С. (1782-1856) - российский государственный деятель, граф, а с 1845 г. - светлейший князь, генерал-фельдмаршал, генерал-адъютант; почётный член Петербургской академии наук (1826); новороссийский и бессарабский генерал-губернатор (1823-1844 гг.). Способствовал хозяйственному развитию края, строительству Одессы и других городов. В 1844-1854 гг. - наместник на Кавказе.

Пушкин Сергей Львович (1770-1848) - отец поэта А.С. Пушкина.

И это далеко не полный перечень современников, позировавших неслышащему портретисту.

Рисовал Гампельн не только портреты. Примечательны и другие его работы. Например, такие как "Сцена из Отечественной войны 1812 года" и "Продавец гипсовых статуэток".

Интересный факт - картина "Продавец гипсовых статуэток" не имела даты написания, которую установили благодаря самому сюжету картины. Основанием для датировки служат наградные медали на груди старого солдата: "В память отечественной войны 1812 года" - учреждена 5 февраля 1813; "За взятие Парижа 19 марта 1814" - учреждена 30 августа 1814 г., освящена в 1826 г., раздача затянулась до 1 мая 1832 г.; "За турецкую войну 1828-1829" - учреждена 1 октября 1829 г.; Крест "Польское восстание 1831" - учреждена как медаль в том же году; "За взятие приступом Варшавы 1831" - учреждена 31 декабря 1831 г., следовательно раздаваться могла не ранее 1832 г., что и определяет датировку картины.

Вот такова судьба глухого художника и его работ, оставивших заметный след в искусстве.

"Статья составлена по материалам Астраханской областной научной библиотеки им.Крупской и ресурсов Интернета.Также использованы источники:газета Украинского Общества глухих(УТОГ) "Наше життя"(Киев,22 января 2013),книга В.З.Базоева,В.А.Паленного "Человек из мира тишины"(Москва,2002,ИКЦ "Академкнига",сс.438,439)."

НИА "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА"
http://viperson.ru/

19 июля 2013 г.

Комментарии

Пользователь
Гость 19.07.2013 13:26
А почему на картинках мы читаем следующее название "Газета Украинского общества глухих "Наше життя"?
Пользователь
Гость 19.07.2013 13:46
В конце статьи указано, из каких источников взяты материалы, в числе которых "Наше життя".
"Статья составлена по материалам Астраханской областной научной библиотеки им.Крупской и ресурсов Интернета.Также использованы источники:газета Украинского Общества глухих(УТОГ) "Наше життя"(Киев,22 января 2013),книга В.З.Базоева,В.А.Паленного "Человек из мира тишины"(Москва,2002,ИКЦ "Академкнига",сс.438,439)."
Пользователь
Гость 19.07.2013 14:09
Дело не в этом, а в том что на страницах этой газеты, где были опубликованы картины этого замечательного глухого художника была и опубликована возможно и статья на украинском языке, которую данный автор перевел и выдал за свою очередную исследовательскую работу. Может быть и ошибаюсь, может быть этот исследователь опубликовал свою работу и на страницах этой украинской газеты "Наше житте". Меня больше удивило эта работа, которая показывает что автор использовал уже опубликованные материалы на интернете и ничего нового не добавил к биографии этого замечательного художника 19 века.
Пользователь
Гость 19.07.2013 14:15
В его статье есть косвенное указание об использовании архивных материалов:"В архивных материалах имеется свидетельство...". В каком архиве автор данной статьи нашел какое-то свидетельство. Ведь надо проверить и уточнить, может быть в данном фонде можно будет найти и дополнительные архивные сведения о жизни замечательного глухого художника.
Пользователь
Гость 19.07.2013 14:58
К примеру, свидетельство... На основании свидетельства удалось установить дату рождения основателя Московской школы Попечительства Государыни Императрицы Марии Федоровны о глухонемых Василия Сергеевича Воздвиженского -это новое открытие в истории глухих в работе глухих исследователей- Василий Сергеевич Воздвиженский родился 12(24) февраля 1868 года. Вот, что может дать архивный документ под названием "свидетельство". А в данной статье не указаны ни число и ни месяц рождения этого замечательного глухого художника.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь