Общество глухих

Работа для инвалида

В нашей области насчитывается свыше 106200 людей с ограниченными возможностями. Многие из них вынуждены коротать дни в четырех стенах и довольствоваться нищенской пенсией.

Работают только 10 процентов инвалидов трудоспособного возраста. Большая часть из тех, кому повезло с трудоустройством, имеют "рабочую" третью группу инвалидности. Человеку с серьезными ограничениями по здоровью: слепому, инвалиду-опорнику или глухонемому реализовать свои таланты - будь он семи пядей во лбу - настолько сложно, что и у здорового опустятся руки.

На бумаге проблема вроде бы решается: пишутся индивидуальные программы реабилитации людей с ограниченными возможностями, принят областной закон "О гарантиях занятости инвалидов", да в реальности благие пожелания сталкиваются с неумолимыми законами рыночной экономики.

Конкурировать на рынке труда инвалидам со здоровыми людьми - это все равно что пытаться догнать на велосипеде "Жигули". Работодателям создавать для работников- инвалидов особые условия труда и отдыха невыгодно. Допустим, придет на фирму программист экстра-класса, но на костылях. Чтобы добраться до рабочего места, ему понадобятся и лифт, и поручни. А это - дополнительные расходы для работодателя. Хозяин найдет причину, чтобы предпочесть работнику-инвалиду физически полноценного человека.

Выход, предусмотренный областным законом, - квотирование рабочих мест для инвалидов. Однако закрытый рынок труда для людей с ограниченными возможностями здоровья так фактически и не создан. Работодатели ссылаются на сложные и вредные условия производства, ведомственные инструкции, и инвалидов за ворота предприятий пускают неохотно. Тем более что порой ссылки на тяжесть и специфику условий работы отнюдь не безосновательны. На рыболовецком судне, в лесозаготовительной бригаде инвалида представить себе трудно.

Общественные организации инвалидов предлагают такое решение: предоставить работодателям выбор - обустраивать рабочие места для инвалидов самим или вносить деньги на создание таких мест на других предприятиях. Сумма взноса должна быть такая, чтобы предприниматели задумались, что реально им выгоднее - платить или принимать на работу инвалидов. Если взнос будет равняться прожиточному минимуму, закрытый рынок труда для инвалидов появится непременно.

Пресловутый налог на вмененный доход поставил на грань выживания специализированные предприятия, существующие при инвалидных общественных организациях, многие люди с особыми возможностями в результате налогового прессинга лишились рабочих мест.

Профессиональная реабилитация и трудоустройство - завершающий этап многотрудного процесса возвращения инвалида к полноценной жизни, его интеграции в общество. Без медицинской, психологической реабилитации человеку с ограниченными возможностями найти свое место на производстве шансов мало. А между тем более семи тысяч инвалидов ждут своей очереди на получение протезов, а протезно- ортопедическое предприятие, что в Архангельске на Дачной, вот уже четыре месяца простаивает. Трудно, оказывается, помогая инвалидам, свести концы с концами.

Наши депутаты (многие из них, кстати сказать, и работодатели) высказали свое отношение к решению наболевших проблем уже тем, что мало кто из них пришел на парламентские слушания по вопросам трудоустройства инвалидов. Слушали сами себя сотрудники социальных служб, руководители общественных организаций инвалидов и специализированных предприятий.

Раздавались на слушаниях голоса: "Инвалиды и сами не очень-то хотят работать". Кем работать - вот вопрос. Неквалифицированный физический труд за мизерную зар- плату - вот удел многих из этих людей. Работа дворника или санитарки порой для инвалида непосильна, а ничтожный приварок к пенсии для него и не доход вовсе, а прямой убыток. Заработав ничтожную сумму, инвалид может потерять в три раза больше, лишившись пособий и субсидий.

Освоить доступные, престижные профессии, к тому же дающие стабильный доход, для этих людей - проблема. Молодой парень, инвалид по слуху, из Виноградовского района разослал письма в специализированные учебные заведения, где глухонемых обучают профессии. От многих адресатов он и ответа не до-ждался. Вопрос, где и чему учиться, для него, как и для многих его товарищей по несчастью, остается открытым.

Ольга Богданова, директор реабилитационного центра для детей-инвалидов, спокойна за будущее только одной своей бывшей подопечной. Девочка уехала с мамой в США, учится там в обычной школе. "Кем быть, пока не решила, - пишет она Ольге Константиновне, - но устроюсь на работу обязательно. Если на рабочее место объявятся несколько претендентов, работодатель обязан будет принять на работу меня как инвалида. Здесь такие законы".

А областной закон "О гарантиях занятости инвалидов", с изменениями и дополнениями, внесенными в него в ноябре 2002 года, оказывается, далеко не совершенен. Послужат ли для пользы дела новые дополнения и изменения, которые намерены внести депутаты, - покажет время.

Ирина КОСОПАЛОВА. На снимке: в цехе архангельского предприятия общества слепых. Фото Виталия Крехалева.
Газета "Правда Севера" (Архангельск)
pravdasevera.ru

03 марта 2004 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь