Общество глухих

Жительница Кунгура слепоглухонемая девушка Заира любит читать и вяжет крючком

Заира Габибова не видит звёзд на небе. Не слышит, как поют соловьи. Но даже в плену у недуга девушка не разучилась смеяться.

Пальцы Умы сплетают и расплетают буквы в слова, которые дочь читает ладошкой. Заира, дочь Умы, не слышит, не говорит и не видит. Но девичьи ладони чувствительней крыла бабочки.

Заира и сама похожа на диковинную райскую бабочку. Слепящая медь волос, миндалевидный, доставшийся в наследство от бабушки-дагестанки, разрез вишнёвых глаз. Порхание тонких, нервных пальцев.

В детстве Заира видела бабочек. Глухонемая девочка тогда еще видела. Когда Заире исполнилось семь лет, они с мамой приехали в Кунгур. На родине, в Дагестане, Уме предложили сдать ребенка в интернат. Чтобы не разлучаться с дочкой, Ума перебралась на Урал. Маме через министерство здравоохранения помогли устроить Заиру в специализированную школу в Сергиевом Посаде, под Москвой. Училась ориентироваться в пространстве, управляться с хозяйством, читать и писать, причем освоила не только технику письма по Брайлю, но и обычное письмо.

Заира слушает и разговаривает руками, это называется тактильной речью, вяжет, играет в шашки. А еще мечтает о компьютере. Есть такие, с клавиатурой, где вместо буквенных знаков шрифт Брайля, и вся информация, с помощью специальной программы, тоже распечатывается шрифтом для незрячих. Но одна только клавиатура стоит дороже самого модернового компьютера.

Еще Ума мечтает о квартире. Или хотя бы ещё одной комнате в придачу к их с мамой одноместке общежития.

Заира и Ума живут в спичечном коробке. А как ещё назвать комнату общей площадью десять квадратов и жилой - семь. Где невозможно поставить ногу, чтоб не наткнуться на кровать, столик или комод, набитый лекарствами.

Несмотря на кукольный размер, в комнате строгий порядок. Каждая вещь на месте. Чтобы Заира смогла найти. Она самостоятельно ухаживает за собой, стирает, и если не знать, что девушка не видит, ни за что об этом не догадаешься, глядя, как ловко Заира наливает чай, ставит на стол чашку, достаёт из шкафа свои богатства.

Заира торопится показать всё, что умеет. Связанные крючком шали. Седушки на табуретки. Планшетку для письма шрифтом Брайля. Наборы для бисероплетения. И тут же переключается на гантелину в 2 килограмма. Мама купила, чтобы силу в руках тренировать.

- В школе у них были регулярные физические занятия. Вот и дома гантелями обзавелись, - говорит Ума.

У мамы правило – не критиковать дочь. Даже если вязка кривовата, или петли спустило, Ума никогда не скажет – не получилось. Она говорит: «нестандартно вышло».

Не все люди добрые.

- Бывало, гуляем на улице, и вдруг кто-нибудь толкнет Заиру, с ворчанием: «Куда, мол, прёшь, слепая что ли?»

- Да, слепая, - бросает мама Ума вслед равнодушной спине.

- У неё на лбу не написано, - бурчит цементная спина.

И цементные души доводилось встречать. В магазине нередко продавец может одёрнуть девушку: чего копаешься, не всё ли равно слепой, что носить? Но Заире не всё равно. Она ощупает каждый шовчик, попробует на палец качество материала, как и любая девушка, будет долго примеряться к обновке.

Заиру легко обидеть. Нас всех легко обидеть. Но мы можем постоять за себя. Дать сдачу. А Заира не может. Разве что исчезнуть среди цементных спин.

- Дальше моей руки не уйдет, - улыбается мама. Дочка нашла Умину ладонь, замерла на миг, улавливая каждый шорох маминых пальцев, прочла и засмеялась. Смехом ребенка, которому вдруг показали все чудеса мира…

В детстве, когда Заира могла видеть, её любимой передачей по телевизору были новости с сурдопереводом. Когда видеть уже не смогла, погрузилась в мир книг. В местной библиотеке общества слепых Заира частый гость. Среди книг, которые берёт на дом, Диккенс, Искандер, Улицкая, Вишневский, Леру, Шарлотта Бронте. Раньше всегда приходила с мамой. Теперь её видят с молодым человеком. У Заиры с недавних пор есть Иван. Познакомились на праздничном вечере в обществе глухих. Не сразу мама приняла сердечного друга дочери. Но так хотя бы Заире не сидеть одной в четырёх стенах, дожидаясь Уму с работы.

Заира не видит звёзд на небе. Не слышит, как звучит голос мамы. Четыре раза в день худенькое тело терзают иглой. Заире нельзя без инсулина. В спичечном коробке диковинной бабочке не расправить крылья. Но чудесная девушка не разучилась смеяться даже в своей маленькой тёмной тюрьме.

iskra-kungur.ru

28 ноября 2012 г.

Комментарии

Пользователь
Гость 30.10.2015 20:30
такой трогательный рассказ, спасибо огромное! Только слово "тюрьма" покоробило в конце, ну вообще оно не к месту!

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь