Общество глухих

Продолжаем публикацию отрывков из книги "Человек из мира тишины". Второй отрывок о социокультурной концепции

Подчеркиваем: для глухого отказаться от глухоты - значит отказаться от большой части своего опыта; глухие возражают не против самого названия "глухой", а против того, чтобы их считали умственно неполноценными, замкнутыми в своем кругу, социально инертными и т.п.

Внутригрупповые браки между глухими доходят до 90% от всех случаев, эта цифра заметно выше, чем в большинстве американских этнических групп. Именно "эндогамные" браки явились основой складывающегося сообщества глухих. Глухой ребенок из семьи глухих и его глухой сверстник из семьи слышащих родителей по-разному относятся к факту глухоты: "Для Тони быть глухим означало быть в отрыве от семьи и друзей; он был "глухой" и имел "болезнь". Напротив, Сэм, Глухой ребенок Глухих родителей, думал о факте глухоты не как о следствии какого-то события, а воспринимал ее просто как данность". Можно провести параллели с этническими группами: если для детей из однонациональных семей этническая идентичность - это реакция на события внешней жизни, то для подростков из национально-смешанных семей это также часть их внутреннего мира. Она не всегда осознается ими, а иногда, вызывая определенный дискомфорт, даже подавляется, отодвигается на подсознательный уровень. Этот факт и обусловливает сложности культурной трансмиссии внутри группы. Если "Тони" воспитывается в специальном детском саду, то он перенимает у "Сэма" язык жестов и естественные для глухого человека модели поведения. Но скорость и успешность этого процесса во многом зависит от персонала детсада и родителей: допускают они или запрещают употребление жестов.

Примерно 10% глухих ("Сэмы") - те, которые имеют глухих родителей, растут в культуре глухих и изначально имеют сильное чувство идентичности К. Пэдден и Т. Хэмфриз пишут об употреблении в американском сообществе глухих слова "Глухой": "Это одно название для всех членов культурной группы, независимо от степени потери слуха, - "Глухой". Действительно, жест ГЛУХОЙ может быть использован в высказывании на жестовом языке, чтобы сказать: "мои друзья", которые и передают культурный смысл слова "Глухой".


Глухие дети ("Тони") слышащих родителей вынуждены решать проблемы собственной идентичности. Дело в том, что педагоги обычно воспринимают глухих детей как монолингвистов, членов "общества слышащих", бессознательно игнорируя роль жестового языка и специфику социальной идентификации глухих, и именно убеждения

педагогов являются источником многих недоразумений, двусмысленности и амбивалентности, испытываемых глухими относительно своей персональной и социальной идентичности. В оральных школах сурдопедагоги, развивая устную речь школьников, обычно обходят многие насущные социальные вопросы бытия и жизнеустройства глухих людей. Они, например, почти не обсуждают с ребятами проблему социально-психологических стереотипов восприятия слышащими людьми глухого человека. Внутренний мир глухого школьника - это поле пересечения взаимовлияющих систем ценностей, норм и стандартов поведения, принятых в разных группах (глухих и слышащих). Эти системы норм и ценностей в силу внешних обстоятельств не всегда взаимно согласуются, и в результате глухому школьнику трудно интегрировать свои различные Я-образы в единое целое, он может испытывать внутренний дискомфорт.

В небилингвистических школах для глухих детей проблема глухоты и ее психосоциальные последствия не является предметом психологических рефлексий, практически не рассматривается в культурно-социологическом ключе (основная цель обучения по-прежнему видится в воспитании "говорящего" индивидуума). В результате у многих глухих подростков не сформирована Я-концепция, отсутствует адекватная самооценка, трезвый взгляд на свои профессиональные и социальные перспективы. Принятие субкультуры глухих должно помочь слышащим родителям и сурдопедагогам обратить внимание на специфику социализации глухих детей, а не фокусироваться исключительно на их коммуникативных умениях. Исследования развития глухих детей, проведенные за рубежом, показывают, что глухие дети из семей глухих зачастую больше успевают в учебе, чем дети слышащих родителей (это подтверждают и наблюдения в России), а также имеют в своем арсенале больший круг возможностей преодоления жизненных проблем, т.е. более адаптированы к миру. Социологические и психологические исследования постоянно подтверждали, что глухие дети глухих родителей превосходили глухих детей слышащих родителей в академической успеваемости, в способностях к языку, в ментальном здоровье и самооценке, в социальной и эмоциональной зрелости.

26 сентября 2002 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь