Пермь

Рябиновый хлеб

Первая школа–интернат для глухих детей в городе Нолинске Кировской области открылась в 1934 году в двухэтажном бывшем купеческом доме. В тот первый, тяжелый год со всей округи набрали не так уж много ребятишек. Их было 35 человек. Детей разделили на две группы: самых маленьких – в первую, подростков – во вторую, где обучение шло ускоренными темпами.

Шестилетний Коля Кощеев попал в первую группу, в начальный класс. Учителей–дефектологов, сурдопедагогов в Нолинске в ту пору не было. Для обучения глухих детей из массовых школ были подобраны учителя–добровольцы, которые не владели жестовым языком. По этой причине, с самого начала все малыши сидели в одном классе по два года. Усвоение учебного материала без дактилологии и жестов давалось с трудом. Но, тем не менее, все, педагоги и учащиеся придумывали жесты на свой лад. Так и жили, учились, общались, познавали окружающий мир.

Через три года рядом с купеческим особняком построили новое двухэтажное деревянное здание школы–интерната на сто мест. Да и учиться к этому времени стало легче, – представители из Кировского областного отдела народного образования обеспечили школу учебниками, методическими пособиями. Николаю очень повезло с учительницей по русскому языку и литературе Марией Петровной Батухтиной, одной из самых опытных, терпеливых педагогов. Она вела их группу до восьмого класса.

Война... Два старших брата Коли ушли на фронт. Во всех массовых школах Нолинска разместились военно-полевые госпитали. По этой причине школа для глухих детей была укомплектована «под завязку»: там, в разные смены учились и глухие, и слышащие ребятишки. После уроков девочки в госпиталях стирали бинты, ухаживали за ранеными. Мальчики носили в школу-интернат дрова, воду.

Кто из них забудет те полуголодные военные годы, когда каждую осень они всей ватагой собирали в лесу ягоды красной рябины, а потом повара в интернатской столовой сушили эти ягоды, смешивали с мукой и пекли для всех ребятишек горьковато-сладкий рябиновый хлеб?

В 1944 году 16–летний восьмиклассник Коля Кощеев получил аттестат об окончании школы, вступил в члены Всероссийского Общества глухих и планировал вместе с одноклассниками поехать в Москву, учиться дальше. Но до столицы он так и не доехал.

В Кирове, где они сделали остановку, юношей убедили, что здесь их рабочие руки нужнее, чем в холодной и голодной военной Москве.

Кем только тогда в трудные послевоенные годы Николай не был: и часовых дел мастером в Кирове, и столяром в уральском шахтерском городке Коспаш, и плотником в Кизеловской конторе по электрификации железных дорог, и рабочим на химическом комбинате в городе Березники, пока в клуб для глухих его не привел неслышащий пацан.

К удивлению Николая все там здорово «шпарили» на жестовом языке, а он так не умел. Приглядевшись к новому пареньку, главным достоинством которого была не только грамотность, но и свободное общение голосом, все члены ВОГ вскоре дружно проголосовали за избрание Николая Кощеева на пост председателя Березниковского Межрайонного правления ВОГ.

И начались нелегкие будни председателя. Николай Гаврилович с головой окунулся в новую работу. Главным для него было трудоустройство глухих, ликвидация неграмотности, проведение различных культурно-массовых мероприятий; совершенствование своего жестового языка. Так незаметно пролетели два года. Все было хорошо. Но Николай Гаврилович рвался в Пермь, где у него была любимая девушка Вера, с которой хотел соединить свою судьбу. А бросить подопечных и уехать он просто так не мог, нужно было найти себе замену. Ему помог случай.

Ехал он как-то по березниковской улице на велосипеде с большой скоростью и сбил слышащую деревенскую девчонку, которая ходила по городу в поисках работы. Девушка отделалась легкими ушибами и испугом. И когда виновник дорожно-транспортного происшествия довез на искореженном велосипеде пострадавшую до своего клуба, его личный транспорт развалился на запчасти.

Уехал Николай Гаврилович в Пермь с легким сердцем. В Березниках на его месте осталась Женя Кибанова, так звали пострадавшую. Впоследствии она стала хорошим специалистом, проработала с глухими всю жизнь.

Сорок лет отдал Н. Г. Кощеев, ветеран тыла ВОВ, почетный член ВОГ, заводу им. В. И. Ленина. Более десяти лет был председателем первичной организации глухих, членом правления и Президиума ВОГ. За сорок лет активной деятельности наград и благодарностей у него скопилось – не счесть.

С 1992 года он вышел на пенсию по возрасту.

Как быстро идут годы-скороходы. Не успел оглянуться, а в жизни уже глубокая осень. У детей и внуков своя жизнь, у Николая Гавриловича и Веры Аркадьевны своя: счастье и все несчастья – пополам. Когда он видит во время прогулки на голых ветках качающиеся гроздья рябины, ему невольно вспоминается его детство, и, хотите – верьте, хотите – нет, во рту чувствуется сладко-горьковатый вкус рябинового хлеба.

Нина Зубова, г. Пермь

P.S. Автор сердечно поздравляет

Кощевых Николая Гавриловича и Веру Аркадьевну

с 70-летием Победы!

Желает душевной молодости,бодрости, крепкого здоровья, тепла, света, солнца

и чтобы у них на столе вкусного российского хлеба всегда было вдосталь.

09 мая 2015 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь