- реформой городского самоуправления, позволявшей городским думам самостоятельно открывать лечебные и образовательные учреждения (1870);
- экономическим подъемом и развитием благотворительности, в т. ч. созданием Ведомства учреждений Императрицы Марии.
Начало ХХ века (1900) отмечено созданием в Москве по инициативе Ф.А. Рау и Н.А. Рау детского сада для глухих детей. Это дошкольное учреждение стало первым не только в России, но и в Европе. Принимались в него малыши 2-3 лет. В последующие годы по инициативе прогрессивных сурдопедагогов стали открываться детские сады для глухонемых детей и в других городах России: Петербурге (1902), Киеве (1904), Александровске (1909), Тамбове (1912). Организация подобных учреждений была частным делом, и содержались они на средства благотворителей и родителей воспитанников. (…)
К началу XX в. в стране возникает значительное число специальных образовательных учреждений для трех категорий детей: глухих, слепых и умственно отсталых. Однако нет оснований считать, что в дореволюционной России была создана и оформлена национальная система специального образования. Учреждение земства способствовало развитию русской народной школы, однако оно не смогло обеспечить реализации идей всеобщего обучения, и местные инициативы, связанные с попытками учить аномальных детей, остались единичными.
В отличие от Западной Европы, российский проект закона о всеобщем обязательном начальном образовании (1908), на реализацию которого отводилось 10 лет, остался мечтой, царское правительство не успело исполнить намеченное. Принципиально важно, что изначально не предусматривалось распространять действие названного закона на детей-инвалидов, в силу чего не была предусмотрена разработка необходимой нормативно-правовой базы, регулирующей функционирование специального образования как системы. Финансирование специальных учреждений не было заложено в государственный бюджет. В условиях политической нестабильности, социальных потрясений, Первой мировой войны власти не могли поддерживать общественные