В настоящее время политика государства направлена на интеграцию людей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Проводятся совместные праздники, благотворительные акции и фестивали. Все больше людей с различными нарушениями привлекаются к участию в этих мероприятиях. Активно привлекают и людей с нарушением слуха. Мне приходилось видеть даже целую организацию, которая занималась (чисто теоретически, правда) привлечением подростков с нарушением слуха в добровольческую деятельность и волонтерство.
К сожалению, без определенных знаний по-настоящему продуктивного взаимодействия добиться сложно. Всюду мы сталкиваемся именно со сложностью организации коммуникации и общения. Среди большинства населения ходит мнение, что люди с нарушением слуха немые и общаться могут исключительно с помощью жестового языка. И если вы не знаете этого языка — общения не получится. Но дело обстоит не совсем так.
По устоявшемуся определению, «глухота — это стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью». Однако, глухие люди могут овладеть речью при помощи посторонних. Испанский монах (XVI в.), который по некоторым источникам, первым стал обучать глухих, и все последующие организованные школы стремились к тому, чтобы глухие говорили. Во многих учебных заведениях того времени детей били палками по рукам за использование жестовой речи и заставляли говорить. В настоящее время методы более гуманные, но практически все глухие дети при грамотно организованных систематических занятиях способны научиться выражению своих мыслей посредством устной речи! Подавляющее большинство детей также носят индивидуальные слуховые аппараты (ИСА), которые помогают им слышать и воспринимать устную речь. Глухие способны говорить и воспринимать речь:
— на основе тактильно-вибрационных ощущений (приложите руку к горлу, и вы поймете, что оно вибрирует, когда мы произносим звонкие согласные и гласные);
— на основе зрительного восприятия (встаньте перед зеркалом и проговорите любое предложение: вы увидите, что каждой букве соответствует своя конфигурация губ и языка);
— на основе слуховых ощущений (с помощью слухового аппарата и остатков слуха).
Безусловно, речь глухих не идеальна. В ней много ошибок и дефектов. Сами люди с нарушением слуха это понимают и нередко стесняются говорить. Они чувствуют себя некомфортно, когда их не понимают, стыдятся собственных ошибок. Этот фактор способствует социальной депривации глухих, замыканию их в своем обществе и использованию исключительно жестовой речи в качестве средства коммуникации. Они могут говорить. Но не хотят.
Немым (человеком, неспособным говорить) можно назвать человека, у которого есть проблемы со строением артикуляторных органов, у которого пропала речь из-за психологической травмы. Глухой, никогда нигде не обучавшийся также может не иметь речи в привычном смысле слова. Но он может издавать звуки и соотносить эти звуки с предметами. Упрощенная речь. Но все же речь!
Таким образом, мы точно можем говорить, о том, что у некоторых людей есть нарушение слуха (о том, что они глухие), но совершенно точно нельзя говорить о том, что все глухие — еще и немые.
Записки дефектолога
http://deaf-planet.ru