БЕЗМОЛВИЕ И ГЛУХОТА В ПОЭЗИИ ХХ ВЕКА - 2

2.

Для глухого поэта тема безмолвия, взаимопроникающие мотивы молчания и воплощенного слова глубоко бытийны, экзистенциальны в своей основе. Известный глухой поэт Иван Исаев сказал:

Мы живем островами молчания,
Окруженные тишиной.

У глухих существует два вида поэзии: устная (визуальная), представляемая на языке жестовых образов и письменная. Если на Западе оба вида поэзии равноправно представлены в Обществах глухих, то в России поэтическая традиция развивалась по второму — традиционному пути. Из поэтов визуального направления у нас сейчас можно назвать, пожалуй, только А.Мартьянова.
Публикация произведений глухих поэтов началась еще в начале прошлого века. А первой книгой, объединившей стихотворения 11 неслышащих литераторов, стал сборник “На баррикадах тишины”, изданный в 1931 году.
С конца 50-х годов произведения глухих поэтов стали публиковать в журнале “Жизнь глухих” (ныне “В едином строю”). Отдавая дань времени, там печатали немало проходных, “датских” стихотворений. Но встречалась и настоящая лирическая поэзия. Группировавшиеся вокруг журнала литераторы создали Всероссийское литературное объединение.
Свое начало литературное объединение ведет с 1975 года, когда вышел в свет первый сборник неслышащих поэтов “Камертон”. Название этой книжки и дало имя новорожденному лито. Ежегодно собиравшиеся в конце 70-х годов творческие семинары готовил бессменный руководитель “Камертона” поэт Иван Исаев. В то время активно публиковались нынешние ветераны - И. Рубин, А. Славина, Л. Голубева и те поэты, которых уже нет с нами - Б. Комашинский, И. Сапожников, П. Горшков.
Кто-то продолжает писать прозу и стихи, другие давно отошли от литературы, но след, оставленный в их жизни “Камертоном” памятен многим.
Вслед за первым сборником вышли два других - “Тень звука” (1979 г.) и “В строю едином” (1989 г.). Вторая книга включала также прозу и очерки. Составителем этих книг был Иван Исаев.
В 90-е годы число различных публикаций “камертоновцев” в воговской периодике возросло. Этому способствовали главные редакторы журнала “В едином строю” - В. Куксин, В. Скрипов, газеты “Маяк” (“Мир глухих”) - В.Котляренко, И. Исаев. А с 1996 года в издательстве глухих “Загрей” стала выходить поэтическая серия “Камертон”. За счет средств авторов в ней выпущены сборники: И. Чернова “Мне повезло”, А. Софронова “Исповедь почти убитого человека”, С. Копыловой “Пижма”, Л. Голубевой “Благословение”, Е. Шипилиной “Полдень”, Я. Пичугина “Человек - жест”, И. Исаева “Загашник”, П.Горшкова “Скитания”. Есть в “Камертоне” и прозаики. Это прежде всего В. Опойков, недавно выпустивший сборник повестей и рассказов “Вкус чабреца” и повесть “Колючая пыль”. Двое “камертоновцев” являются членами Союза писателей: Иван Исаев (СП России), Ярослав Пичугин (СП Москвы).

Своеобразным итогом деятельности “Камертона” стало фундаментальное издание “Антологии глухих поэтов ХХ века”, составленной И.Исаевым. Книга объединила под одной обложкой около 80 неслышащих авторов.

Главная надежда литобъединения - талантливая молодежь. Хорошие стихи пишет Михаил Веселов, прозу - Анна Дейч. Сейчас “камертоновцы” (в основном москвичи) раз в месяц проводят творческие встречи в редакции журнала “В едином строю”.

Большинство стихотворных отрывков далее будут приводиться по тексту “Антологии глухих поэтов ХХ века”.
У поэтессы Э.Вишневской есть точная поэтическая формулировка “тишина – не беззвучье”:
Тишина – не беззвучье,
Как недвижность – не смерть.
Тишину можно слушать,
Если слушать уметь.
Так что же собой представляет для глухого человека “тишина”, или “шум тишины”, если воспользоваться образом слышащей поэтессы Б.Ахмадулиной? П.Горшков, отвечая на этот вопрос, пытается докопаться до истоков: откуда к нам приходит эта странная “тишина”, полная звуков:
Непостижимое уму
В ушах шумит – зачем, к чему?

Как будто колокольный звон
По временам со всех сторон.

..............................
А может быть, от детских лет
Остался этот странный след?

Образ “тишины”, с которой можно жить, которая приводит к творческим исканиям, к поэзии, раскрывается в стихотворении известного глухого литератора и переводчика В.Дмитриева:

Труден путь, но не падаю духом:
И поэзию – род волшебства –
Постигаю я внутренним слухом.
А мелодия в сердце жива!

Но существует и другая “тишина”, которая как в стихотворении М.Шляхта, крадется незримо, и вдруг ты оказываешься ее пленником:

Мне нужны и мужество, и вера
С той минуты, как вошла она –
С бархатными лапами пантеры
И беззвучным ревом – Тишина…

Такая “тишина” может увлечь за собой, лишить человека воли, как это показано у И.Лабунского в пронзительном стихотворении “Сподвижнице”:
Безмолвный праздник снов,
Для радости неполный,
Насмешкой темных сил
Неотвратимо дан.
Захлестывают нас
Чудовищные волны,
Неся в лишенный звуков океан.
Вопрос, как и чем наполнить “тишину”, решает Нина Новосельнова:

Мне бы запомнить все звуки в лесу,
Дождик, клюющий железную крышу.
Сердце мое, я тебе принесу
Все, что не слышу, совсем не слышу!
Ей вторит Татьяна Нужина:
Мир тишины – не значит мир глухого,
Нас потрясают музыка огней
И “караоке” видимое слово,
И нежность рук – в обмен на крик страстей.
В этом стихотворении, носящем название “Наш мир”, утверждается бытие глухого человека в мире слышащих. Ведь “мир тишины”, как подчеркивается в приведенных строках, объемлет все многообразие окружающей жизни и по своей наполненности и глубине чувств не уступает восприятию действительности нормально слышащими и говорящими людьми.
Но есть у глухих и свой специфический язык, на котором можно общаться в полном безмолвии – язык жестов. Наш мир до конца нельзя понять, не обратившись к этому образному языку. И, конечно, у неслышащих авторов есть произведения, посвященные жестовой речи. Выразительно стихотворение Ю.Силантьевой “Пела девушка”. Образ самой жестовой речи раскрывается в стихах Я.Пичугина “Царство жеста” и В.Новикова “Мимика”. Вот строки из последнего стихотворения:

Восторг открытий,
Удивленье встреч –
И нет
Недоумения немого.
И взмахи рук
Несут, как песню,
Речь…
И сердце признает
Биенье слова.

Большинство неслышащих поэтов пишут в традиционной форме, рифмованным стихом. Это связано и с традицией русского стиха, и с особой тягой наших литераторов к музыке классического стиха, а также и с некоторым консерватизмом публикаторов поэзии глухих в недавние годы. Но у ряда поэтов проявилась тяга к верлибру. В свободном стихе, как в японской миниатюре, важна недосказанность. Стихотворение может быть совсем коротеньким, но в нем присутствует непременный подтекст. В качестве примера приведу верлибр Е.Шипилиной:
Заглянула в подполье,
а там дерево.

В таких стихах многое держится на умолчании. Происходит соприкосновение Слова и Несказанного. Слово-образ часто существует вне присущей традиционному стиху музыки и идущей за ней смысловой волны. В стихотворении А.Софронова создан яркий образ восприятия мира глухим:

Я – на натянутой тетиве,
Тетива вибрирует –
Словно нерв слуха…

3.

Подведем некоторые итоги. Мы проследили развитие тем безмолвия и глухоты в русской поэзии ХХ века в исторической перспективе, начиная с поэтов Серебряного века и кончая современными. Поэты начала прошлого столетия во многом подходили к феномену безмолвия с философски-религиозных позиций противопоставления двух полярных начал – Слова и Несказанного. Отсюда берут истоки некоторые пророческие стихотворения М.Волошина. У О.Мандельштама чувствуется тревога и даже страх перед глухонемотой окружающего пространства-времени, тревога за Слово, которое не может пробиться наружу через хаос природной и социальной жизни. Но каждый крупный поэт, давая совершенные образцы поэтического искусства, преодолевает этот барьер и несет “...речи дар в глухонемой Вселенной” (строчка И.Бродского из стихотворения, посвященного А.Ахматовой). При этом творчество даже даровитого мастера слова может и не быть востребовано временем. Он поневоле ощущает себя в положении немого человека. Об этом очень точно сказала М.Цветаева в процитированном стихотворении. Отсюда один шаг до осознания социальной глухонемоты. Известный поэт и переводчик С.Липкин так говорит об этом в глубоком по смыслу стихотворении “Комбинат глухонемых”:

Ничего она не слышит,
Бессловесная артель,
Лишь в окно сквозь сетку дышит
Полдень мира, южный хмель.

Неужели мы пропали,
Я и ты, мой бедный стих,
Неужели мы попали
В комбинат глухонемых?

Немало современных поэтов, замолчанных в годы застоя, сейчас прорываются к читателю и несут в своем творчестве опыт пережитого, опыт безмолвия. Ведутся и формальные поиски в области свободного стиха, форма которого предполагает молчание, Несказанное - одним из компонентов произведения.
Но отдельным современным поэтам интересно и непосредственное приобщение к миру глухого человека, у них есть понимание другой языковой стихии – жестовой (Е.Курдаков, Ю.Мориц). Один философ сказал – не понимающий вашего молчания, не поймет и ваших слов. Поэтому отрадно, что в поэзии существует осознание феномена глухонемого человека, сочетающего в себе две противоположности “немоты” и “глухоты”.
Стараются разобраться в этом сложном явлении и сами неслышащие поэты. Их творчество доказывает, что глубина наполненности миром измеряется мерой тишины. Верно и обратное: тишина (безмолвие) определяет и глубину окружающего нас мира. Глухота – не безмолвие, но такая же, как и у слышащих полнота бытия, пусть и непонятного многим. Неслышащих поэтов ни в коей мере нельзя назвать глухонемыми. Они достигли немалого, пройдя путь от безмолвия к художественному слову, или, как говорили раньше, путь “творческой реабилитации”. Но сам факт публикации стихов, выхода к читателю, даже признания, еще далеко не все. Умение вслушиваться в свой мир, пропускать через себя окружающую жизнь, “слушать и слышать тишину”, всему этому учит искусство – словесное, и изобразительное. О внутреннем опыте, играющем первостепенную роль при формировании творческой личности точно сказал известный французский поэт и философ Ж.Батай:

“Область внутреннего опыта включает в себя все возможное. И в том выражении, в которое опыт облекает себя, он по необходимости будет и тишиной, и языком. Не по бессилию. Язык находится в его власти, у опыта есть сила поставить его на службу. Но есть в нем намеренная тишина, которая необходима не для утаивания, но для выражения с большей степенью отрешенности.”(3, стр. 64)


ПРИЛОЖЕНИЕ БУДЕТ ОПУБЛИКОВАНО В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ. Следите за новостями на сайте.

Литература

1. Антология глухих поэтов России ХХ века. Сост.И.Исаев.- М., “Загрей”, 2000
2. Амелин Г.Г., Мордерер В.Я. Миры и столкновения Осипа Мандельштама. - М., “Языки русской культуры”, 2001
3. Батай Ж. Внутренний опыт. - С.-Пб., “AXIOMA”, 1997
4. Волошин М. Стихотворения. Статьи. - М., “Правда”, 1991
5. Кастальский ключ. Сост. Я.Пичугин.- М., “Загрей”, 1999
6. Кудрявицкий А.И. Поэзия безмолвия: Антология.- М., “А и Б”, 1999
7. Пичугин Я.Б. “Мой друг глухонемой”. Журнал “В едином строю”, №2, 1994

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь