Вторая проблема стихосложения

Этот текст – для тех, кто хочет не просто писать стихи, а писать стихи хорошие. Сравним стихописание с плаванием. Одни боятся воды, и даже не пытаясь плыть, ищут опору под ногами. Другие доверяются своим рукам и стихии, и более или менее умело рассекают воду. Третьи тратят силы и время, чтобы научиться технике плавания.

Техника стихосложения это опыт преодоления сопротивления словесного материала. Она опирается на не зависящие от человеческой воли законы построения строк и фраз. Законы гармонии и красоты. Она вырабатывается через опыт самостоятельной работы. Через преодоление трудностей. Попытки самовыражения и темовыражения в поэтическом творчестве позволяют увидеть задачу, и понять проблему, мешающую решить эту задачу.

Многие думают, что стихописании, главное суметь найти хорошую рифму. Это не так. Подбор рифм, это, конечно проблема. Но не самая трудная поэтическая проблема. О ней достаточно сказано, например в «Приключениях Незнайки» Николая Носова. Я сравниваю побдор рифм с забиванием гвоздей. Даже табуретку можно сделать некрасиво, если криво забивать гвозди. И даже многоэтажный дом можно сделать без единого гвоздя. Первая проблема, в том чтобы поэтическая конструкция не рассыпалась. Но вторая проблема…

Ахматова как-то сказала Бродскому: «Мы с Вами знаем все рифмы русского языка». Я не знаю, ни начала, ни продолжения, этого разговора. Но подозреваю, что в этих словах не было ни самохвальбы, ни похвалы. Скорее – скрыты упрек. Знать все рифмы языка, это и необязательно и обременительно для поэта. Гораздо важнее знать рифы.

Представьте себе, что рифма у Вас уже есть. Легко ли подобрать в строку, заслуживающие внимания читателя, недостающие слова? В первую строку да. А если строк 4,5, больше? Проблема! Препятствие! Иногда проще чем найти нужные слова, поменять рифму, или вообще отбросить замысел… Вот здесь, то, и разбиваются усилия начинающих поэтов и плодятся графоманы.

Свой челн умелою рукою ведя сквозь сумрак голубой:)

Рифы, это те препятствия, о которые разбивается корабль поэтического творчества. Управлять кораблем, это труд. Писать стихи, тоже труд.

Когда ветер вдохновения наполняет паруса творчества, кажется что писать очень легко. Пока не заметишь рифы. Когда видишь белый парусник, в голубом тумане моря, видишь легкость его движения, но не видишь труда умелой руки, которая ведет корабль. Почуствовать и понять трудность, можно только начиная работать самостоятельно.

Конечно, хороший способ научиться работе, это изучать работы больших мастеров. Но как понять, почему, они пишут именно так, а не иначе? Как найти в щедеврах поэтического творчества переработанную словесную руду, отброшенный словесный сор? Можно, но сложно. Поэтому я привожу как пример для упражнения, образец своего творчества.

А в воскреснье или среду,
……………… Не ждали?
От ближнего, или соседа,
Приходят новые печали.

В этом тексте 80% вдохновения и 20% труда. И препятствие незаконченности, преодоление которого отняло 90% времени работы над строфой.

Полностью, текст моего стихотворения «О печали» появится на сайте, примерно через неделю. (Кстати оно не получило высокой оценки знатоков). А сейчас это – задача для Вас. Попробуйте самостоятельно найти 2-3 недостающих слова, или переделать строфу.

Желательно отбросить неудачные варианты.

Поясняю условия задачи. Необходимо 6 слогов, чтобы выдержать или подобрать ритм в 9-сложной строке.

Образцы, задающие ритм стихотворения

ПрощАй свобОдная стИхия.
ПрихОдят нОвые пЕчали.

Варианты отброшенные автором

Прошу прощения. Не ждали? Из-за ритма.
Привет любезнейший! Не ждали? Из-за согласования глагола.

Я избрал более милый вариант.

Итак, вторая проблема стихосложения, это, побдор, недостающих частей, не связанных рифмой, но связанных ритмом и контекстом. Научившись самостоятельно решать эту проблему, вы далеко продвинетесь в технике стихосложения.

Хочется еще вот что добавить. Стихи, по своей природе цикличны,также как езда на велосипеде, как морская волна, состоят из повторов ритмической структуры. Цикличность проявляется в строфах (четверостишиях, куплетах и тд.), полустрофах, чуть в меньшей мере – встроках. Но однообразие, не всегда достоинство.

Светлой грусти … мелодия поверх небес.
Небеса те…


Это строки моего друга. Внимательный строгий критик сразу отметил – Поверх.
Доброжелательный критик заметил: То ли мелодия пониже небес, то ли небеса не те…
На что развеселившийся автор ответил: «Специально ведь написал «небеса те. Все что ниже этих небес –сыро…». Однако исправил:

Светлой грустью обнимет мелодия сумрак небес.
Небеса разрыдаясь дождем…


Не правда ли стало красивее? Но и менее понятно, более зашифрованно.

И в заключение, то, над чем я работаю сейчас.

Хочешь есть, кушай. Хочешь курить - кури.
Только, если ошибся, других не кори.
Это лишь начало. Дальше не спеши.
Самым малым шагом люди хороши.
Золотые иглы за моим окном,
Тоже не погибли, в море ледяном.

Если хочешь, можешь. Даже умереть.
Никаких препятствий для свободных нет.
Так чего бояться? Только не успеть,
Горизонт раздвинуть, к небу долететь.
Всех свободней птицы. В их сердцах любовь.
К перепевам солнца. И к полетам в новь.

Все проходит мимо берегов реки.
От ее истоков люди далеки.
.................. только подлеца.
Если хочешь, можешь. Не терять лица
В глубине небесной. В глубине души
Пепел слез горячих перевороши.
И уйдет в осадок, превратится в прах
Все, что вызывало беспричинный страх.

Чем заполнить пустое место? А?

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь