Клуб путешественников

Необычные и яркие путешествия первых посетителей ДН

Охота к перемене мест. Кусок Харькова, Украина

Когда началась эта "охота к перемене мест"? Может быть, тогда, когда в пионерском - комсомольском прошлом прозвучало

Милая моя, солнышко лесное
Где, в каких краях встретишься со мною?

Или когда прочитала тургеневские "Записки охотника"? Или Гоголя: "Ах, тройка, птица тройка"? Уже и не вспомнишь, почему я оказалась в той секции туризма своего политеха. Но та любовь оказалась взаимной и на всю оставшуюся жизнь.

А тут "подвернулась" и причина - надо было встретиться с коллегой. И не где-нибудь, а в соседней стране, которая от меня в 90 километрах. Но разделяет их граница. Ну и что же? Еду в Харьков!

Источник названия города - скорее всего речка Харьков. Хотите увидеть речку Харьков в декабре? Вот она:

В 2006 году город Харьков официально отметил свое 350-летие.

Для города это возраст небольшой. Однако, существуют исторические свидетельства того, что территория в месте слияния рек Лопань и Харьков была заселена еще в эпоху неолита: археологами были найдены остатки городищ и курганов, как в этом районе, так и в близлежащих окрестностях его (Донецкое и Салтовское городища). Есть сведения о существовании городища на высоком холме у слияния рек Харьков и Лопань в XI - XIII вв. Уже тогда существовала система городищ по течению рек Ворсклы, Псла, Донца, Уд и Мжи, которая отделяла владения древнерусских князей от кочевых пространств половцев. Именно в этом районе, предположительно, происходили события, описанные в "Слове о полку Игореве" и Доном называли Северский Донец, тогда значительно более полноводный. Эта территория издревле являлась пограничной между оседлыми и кочевыми племенами и поэтому спорной. Древние городища многократно разрушались. До нашествия татаро-монголов в этом районе находилось центральное стойбище печенегов - Шарукань. После опустошительных татаро-монгольских набегов целый обширный регион, границы которого включали территорию современного Донбасса, был назван "Диким полем": здесь не было оседлых поселений. В период польского владычества с Правобережной Украины сюда начали переселяться беглые люди - казаки и постепенно создавались "слободы", т.е. свободные поселения людей, бежавших с земель, захваченных Литвой и Польшей. Переселенцы из Западной Украины называли себя черкасами. В целях закрепления переселенцев на стратегически выгодных территориях правительство давала им льготы: они получали большие наделы земли, освобождались от налогов. Одной из главных привилегий было разрешение казацкого самоуправления на полковой основе. Южнее Белгородской черты за полстолетия было основано более 300 поселений. Непосредственно на территории нынешнего Харькова казачье поселение из нескольких сотен человек возникло в 1652 - 1654 гг.

В 1654 г., после договора Переяславской Рады, когда Украина вошла в состав Российского государства, Харьков постепенно был превращен в укрепленное поселение и наряду с другими подобными ему стал частью "третьей засечной черты" - линии военных городов- крепостей, охранявших южные пределы Российского государства. Еще до Харькова были созданы Чугуев, Валки, Ахтырка, Сумы, Изюм - города этой "черты". Но из всех этих городов только Харькову было суждено вырасти в один из крупнейших городов Украины, выдающийся центр промышленности, культуры, науки и образования.

В 1726 г. в Харьков из Белгорода была переведена Славяно-греко-латинская школа, преобразованная в 1727 г. в Харьковский Коллегиум - первое высшее учебное заведение на левобережной Украине.

До 1765 г., когда была образована Слободско-Украинская губерния, в Харькове сохранялось казацкое самоуправление. К концу XVII в постепенно растут землевладения царских воевод и казацкой верхушки. Из наиболее состоятельных землевладельцев постепенно формируется местное слободско-украинское дворянство. После ликвидации полкового самоуправления имевшие офицерские чины полковые старшины сравнялись в правах с русским дворянством. В 1780 г. было образовано харьковское наместничество. После победы в Полтавском сражении город теряет свое оборонительное значение. Находясь на пересечении важнейших торговых путей, Харьков становится местом ярмарок, на которые съезжаются купцы не только со всей России, но и из-за границы. Многие из них остаются здесь жить, организуя собственное торговое или ремесленное дело.

К началу XIX в. население города составляло 12 тыс. человек. К этому времени были разобраны за ненадобностью оборонительные стены. На месте рвов и валов образовалось полукольцо торговых площадей: Ярмарочная (ныне Конституции), Народная (Розы Люксембург, ныне - Независимости), Лопанский базар (Пролетарская). Новый толчок активному росту города дало открытие в 1805 г. Харьковского университета. Он был размещен в бывшем Губернаторском доме.

К сожалению, до нынешнего университета мы не добрались. А по городу пройдемся.

Главный храм города (его еще называют "полосатым")

Одна из центральных площадей, замощенная камнем

Английский танк. Таких 2 в мире: один на родине и один в Харькове. Мне рассказывали, что приезжали англичане, просили продать за огромные деньги. МЭР ХАРЬКОВА ОТКАЗАЛСЯ!!! Г-н Лужков, учитесь чтить историю!

Английский танк "Марк-V"

Недалеко от танка стоит Монумент в честь провозглашения Советской власти на Украине. Местные часто назначают встречи у "холодильника" (неофициальное название "Четверо несут холодильник")...

...И Успенский собор

В 1860-х гг. Новый толчок бурному росту Харькова дает отмена крепостного права и строительство железной дороги, вокзала и железнодорожного городка на Архиерейской леваде (тогда - за чертой города).

Вот картинки с Вокзальной площади

И вот это здание где-то недалеко оттуда

Но, отвлекусь немного от исторического прошлого Харькова. Потому что друзья, к которым ехала - студенты ХАИ. И гордятся этим. Уверена, люди моего возраста помнят и знают ХАИ как один из лучших вузов бывшего Советского Союза. К счастью, и сейчас он продолжает быть таким. Но... опять немного истории.

Харьковский авиационный институт был основан в 1930 г. и первоначально имел в своем составе два факультета - самолетостроения и моторостроения. В момент основания В ХАИ было всего 12 преподавателей и 69 студентов. Развитие института шло чрезвычайно быстрыми темпами. Уже в 1932 году взлетел первый в Европе пассажирский самолет с убирающимся шасси ХАИ-1, разработанный преподавателями и студентами-дипломниками ХАИ. Самолеты и планеры, созданные в стенах института, устанавливали мировые рекорды. В 1935 году преподавателем института А.М. Люлькой был спроектирован первый отечественный турбореактивный двигатель. С ноября 1937 года в ХАИ работала реактивная группа, проектировались первые ракеты. К началу 40-х годов в институте было уже более 1000 студентов, работало опытно-конструкторское бюро, активно велись научные исследования.

Развитие института было прервано нападением фашистской Германии на СССР. Более 500 преподавателей и студентов ХАИ сражались на фронте, в боевых действиях участвовали разработанные в институте бомбардировщики. В связи с оккупацией Харькова институт был эвакуирован в Казань и продолжал готовить специалистов для авиационной промышленности. В те годы студенты старших курсов направлялись на инженерные должности оборонных предприятий. Многие из них были награждены орденами и медалями за успехи в организации производства боевой техники. В 1944 году, сразу после освобождения города, институт был возвращен в Харьков.

Восстановление разрушенных корпусов ХАИ заняло почти 8 лет. Одновременно совершенствовался учебный процесс, создавались новые кафедры, расширялась программа научных исследований.

К 1980 году были открыты новые факультеты - систем управления летательными аппаратами и ракетно-космической техники. Одновременно продолжалось развитие материальной базы. Было завершено строительство комплекса аэродинамических труб, построены новые учебные корпуса и общежития, спорткомплекс, база отдыха в Крыму. За выдающиеся успехи в области подготовки высококвалифицированных специалистов и в научных исследованиях в 1978 году институту было присвоено имя Н.Е. Жуковского, а в 1980 году ХАИ был награжден орденом Ленина. В 80-х годах открыты факультеты повышения квалификации для работников авиационно-космической промышленности и факультет довузовской подготовки.

С образованием в 1991 году независимой Украины, ХАИ стал единственным институтом страны, осуществляющим комплексную подготовку специалистов для авиационно-космической отрасли.

В августе 1998 года на базе Харьковского авиационного института был создан Государственный аэрокосмический университет имени Н.Е. Жуковского "ХАИ".

За годы своего существования университет подготовил более 53 тысяч инженеров. Среди специалистов с высшим образованием, работающих в авиационно-космической отрасли Украины, 80% - выпускники ХАИ. Изобретения ученых университета запатентованы более чем в 20 странах мира. ХАИ является постоянным участником международных выставок.

Сейчас университет занимает отдельную территорию города в лесопарковой зоне площадью около 25 га, на которой расположено 8 учебных корпусов, 2 научно-исследовательских института, научные лаборатории, библиотека с фондом 920000 томов, студенческий городок, спорткомплекс, профилакторий, столовые.

Пройдемся по его территории:

Корпус факультета Ракетно-Космической Техники ХАИ

Знаменитый МИГ. Правда, этот уже рассекречен - это 33. Но все равно впечатляет

Разработки КБ Антонова в представлении не нуждаются...

А вот мои друзья, студенты ХАИ, перед военным вертолетом. Сашин комментарий: "Интересная машина: куда ни попадет снаряд - везде смертельно опасно"

Это тоже там же. Аж удивительно: военная техника - и рядом аллея с голубыми елями и памятником Ленину. И шишки на верхушках елей! Красиво!

Заслуга института

У дверей, где мы были

Университет является соисполнителем Международной космической программы "Альфа", а также научных проектов с фирмами США, Японии, Германии, Мексики, Нидерландов, Китая.

11 сентября 2000 года университету присвоен статус - Национальный. Новое имя ХАИ - Национальный аэрокосмический университет им. Н.Е. Жуковского "Харьковский авиационный институт"

Недалеко от ХАИ, в этом же лесопарке - мемориал памяти павших. Конечно, не могли туда не заглянуть. Приглашаю и вас.

Уезжала вечером. Час езды из Харькова по трассе Москва - Симферополь, и вот уже пограничный пункт Нехотеевка.

Подъезжаем к самой-самой границе

А это нас как раз по новостях на всю Россию показали... :))

До свиданья Украина, здравствуй Россия.

... Вместо послесловия.

Только уехав из дома, начинаешь понимать как он тебе дорог...

25.01.2007
© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь