Клуб путешественников

Необычные и яркие путешествия первых посетителей ДН

Путешествие по Уралу - 2004: Пермь

Часть № 4. Пермь - 2004

Краткое описание

Откуда возникло слово "Пермь"? Выяснением его происхождения занимались еще в XVIII в. Среди многих объяснений заслуживает внимания гипотеза Д. В. Бубриха. Слово "Пермь" пришло от финноязычных вепсов, населявших землю между Онежским и Ладожским озерами. Именно здесь проходили первые пути новгородцев на европейский Север. Встретившись с вепсами, новгородцы, естественно, интересовались еще более дальней северной землей. На языке вепсов далекая земля, или земля за рубежом, и называлась "перама". Вепское "перама" было переделано сначала в "перемь", а затем в "Пермь".

Пермь, как и многие уральские города, начиналась с завода. Первое же упоминание о пермских поселениях относится к 17 веку - в переписных книгах воеводы Прокопия Елизарова в 1647 году значится "починок на р. Каме и на речке Егошихе, а в нем крестьян дворы…" В отказных книгах на Строгановские вотчины в 1692 году это селение уже называется деревней Егошихой.
Датой рождения города считается день закладки медеплавильного завода недалеко от устья Егошихи, впадающей в Каму - 4 (15) мая 1723 года. Предварительную разработку и выбор места осуществил географ, историк и горный деятель Василий Никитич Татищев, направленный на Урал по распоряжению Петра Первого. Под руководством Татищева и Вильгельма Ивановича (Георга Вильгельма) Геннина, также не менее известного сподвижника Петра, осуществлялась постройка завода.
В 1734 году поселок Егошихинского завода становится административным центром Пермского горного округа.
18(29) октября 1781 года состоялось торжественное открытие наместничества и города Перми.
В 1797 году в город на постоянное жительство приехали купцы из Пермской, Вятской, Рязанской, Владимирской, Тамбовской, Оренбургской и других губерний.
К середине 19-го века значение Перми как города, расположенного на торговых путях из европейской России в Сибирь, еще больше возрастает в связи с развитием пароходства на Каме. В навигацию 1851 года по Каме курсировало 11 пароходов, а еще через семь лет стали регуляярными пассажирские рейсы от Перми до Нижнего Новгорода. В 1866 году была открыта пассажирская линия от Перми до Чердыни. В навигацию 1871 года по Каме ходило уже 43 парохода: 12 - пассажирских, 6 - буксиро-пассажирских, 25 - буксирных. Рост пароходства способствовал возникновению в Перми судостроительных заводов. Уже в 1858 году в устье речки Данилихи английский подданный Гуллет строит механический и литейный завод, на котором делаются речные буксиры. Речные паровые суда строили и на литейно-механическом заводе пароходчиков братьев Каменских. Немалый вклад в судостроение внес Мотовилихинский завод.
В декабре 1871 года на речке Данилихе открылся первый в России фосфорный завод. Через год там же возникла бумажная фабрика. На берегу Камы появляются деревообрабатывающий, кожевенный, салотопенный, мыловаренный, пивоваренный и водочный заводы.
В августе 1878 года в Перми состоялось торжественное открытие первого участка дороги, проложенной до Чусового. В октябре того же года открылось движение пассажирских поездов от Перми до Екатеринбурга.
Пермь в конце 19 - начале 20 в. стала "транспортными воротами" не только Урала, но и Сибири.
С конца 18-го по конец 19-го в.в. Пермь было местом отбывания ссыльных (А.И. Герцен, В.Г. Короленко и многих других). В ноябре 1870 года открылся в Перми оперный театр.В 1783 году, через два года после основания города, появилось низшее народное училище - "Российская градская Пермская школа", занятия в котором вел один учитель. К началу 20-го века в Перми уже нассчитывается более двух десятков средних образовательных и профессиональных учреждений. В 1916 году - основан первый на Урале Пермский государственный университет.

Пермь была центром Пермской губернии до 1923 года, Пермского округа - до 1938 года в составе Уральской (до 1934 года) и Свердловской областей. Пермская область была образована 3 октября 1938 года путём выделения из состава Свердловской области. По состоянию на начало 2003 года в области насчитывалось 33 административных района, 25 городов (в том числе 13 областного подчинения).
Пермская область занимает площадь 160236,5 кв. км на восточной окраине Русской равнины и западном склоне Среднего и Северного Урала, на стыке двух частей света - Европы и Азии. Она охватывает примерно 1/5 территории Уральского экономического района и представляет собой как бы восточный "форпост" Европы, 99,8% пространства которого принадлежит этой части света и только 0,2% - Азии. Территория области почти полностью расположена в бассейне реки Камы - крупнейшего притока реки Волги. Кама через систему каналов обеспечивает выход водным путем к пяти морям (Каспийскому, Азовскому, Черному, Балтийскому и Белому). Максимальная протяженность области с севера на юг - 645 км, с запада на восток - 417,5 км. Самая северная точка Прикамья - гора Пура-Мунит (1094 м) на водораздельном Уральском хребте в верховьях рек Хозья.

Урал богат полезными ископаемыми. Полмиллиарда лет назад в нынешнее Южное Прикамье (хотя тогда еще и Камы-то не было) - в район будущего Чернушинского района угодил небольшой астероид, добавивший нынешней Пермской области целый кусок территории, поскольку разом подвинул Уральские горы на восток вплотную до теперешнего Екатеринбурга. В результате этого грандиозного удара образовалась открытая лишь недавно Средне-Уральская кольцевая структура, так называемая астроблема, валы которой на запад уходят далеко за Ижевск, а на востоке ограничиваются Вишневыми горами Миасса и окрестностями Челябинска и Магнитогорска. Астероид врезался тогда в нашу планету именно по направлению к рассвету, в результате чего произошло распределение полезных ископаемых: от этого наши соседи за хребтом обогатились месторождениями цветных и драгоценных металлов, плюс всевозможным набором драгоценных камней, а на Западный Урал выплеснулась исключительно нефть, не считая угля Кизеловского бассейна, а также - по разломам земной коры - полились реки. Кама, Чусовая и Сылва.

Население (на 1 января 2004г ) Пермь - 994,6 тыс. человек. Доля городского населения – 75,3%.
Расстояние до г.Москвы по автомобильной или железной дороге: 1386 км
Отклонение от московского времени: + 2 часа (Часовой пояс относительно Гринвича GMT +5:00)

Географическая широта: 58.00'
Географическая долгота: 56.19'

День четвёртый

18 августа 2004 года

День четвёртый. Про первый и второй день пребывания в западной столице Урала не буду писать, поскольку это личная жизнь и там ничего нет интересного для форумчан. В первый день отмечали мой день рождения, а второй день я дома отдыхал. В третий день был в гостях у своих одноклассников, отмечали нашу встречу от А до Я.
В четвёртый день я решил прогуляться по родному городу Пермь. Сначала начал со своего района Лёвшино. Для этого спустился вниз по холму в речной порт Лёвшино. Этот порт тоже как бы полузаброшенный, и в нём уже как 10 лет нет речных теплоходов на подводных крыльях. А тогда в детстве любил всегда прибегать в это место и смотреть на теплоходы "Ракета", "Метеор", "Восход" и простые теплоходы "Нева", "Урал" и прогулочные "Москва". Всё это осталось в моём детстве. надеюсь, что когда-то в будущем снова возродят это и построят суперсовременные катера на подводных крыльях. На фото № 1 видно место пересечения двух рек, точнее впадения реки Чусовая (справа) в реку Кама (слева).
 

№ 1 № 2

На противоположном берегу реки Кама находится район Заозёрье, в котором родилась жена моего брата. В этот район я с другом любил тоже заезжать, катаясь на автобусе Лиаз-2526 и жуя брикеты киселя. Вот таким был я в детстве. В этом 2004 году зимой 1 января я приводил сюда московских друзей. Тогда было темновато и река была покрыта льдом и снегом. Никакой красоты зимой, только она летом проявляется во всей красе. Из порта Лёвшино пешком дошёл до яхт-клуба. Супер-навороченных яхт очень мало или практически нет. Только в советское время было много маленьких и простых яхт, и часто проводились регаты в нашей акватории. И после 90-ых годов этих яхт не стало, вместо них богатые стали ставить более покруче. Фото № 2.

Проехал на автобусе одну остановку и вышел на КамГЭСе. КамГЭС - это Камская гидроэлектростанция. На фото № 3 виден городской пляж, на котором с детства я загорал и купался в Каме.
 

№ 3 № 4
В районе Молодёжная есть одна действующая лодочная станция, которую видно на фото № 4. В советское время в этом месте было две лодочные станции (справа и слева), одну правую закрыли, а левую (на фото) оставили. И давно ремонт или реконструкцию так и не проводили. Как могут, так и выживают. Как любил я кататься на катерах с лодочными моторами "Вихрь", "Ямаха". Ничего мож на следующий год устроим прогулку на катере, осталось только оформить документы и вывезти из гаража сюда пластиковый катер. Гм...

Если повернуться на 180 градусов, то перед Вами предстанет такая красивая картина. Фото № 5. Это залив, в котором я с другом Женей любил пускать модели-катера и даже рыбачить. 
 

№ 5 № 6
Затем поднялся на холм в этом районе в сторону ул. Веденеева и зашёл в один шестнадцатиэтажный жилой дом. Там я поздоровался с вахтёршей и уговорил её пустить меня в этот дом: "Я ни к кому в гости не пришёл. Мне нужно подняться на 16-ый этаж и выйти на балкон, чтобы сфотографировать эту красоту с птичьей высоты". И очень хорошо, что попалась добрая вахтёрша, которая поверила, что я не террорист и не хулиган. Как только вышел на балкон, чуть дар речи не потерял. за свою жизнь не видел район Молодёжная с такой высоты. Прям такая красота, словами мне не передать. Так и молча сфотографировал. Фото № 6.

Как только я полностью поднялся на холм, то передо мной представился завод "научно-производственное объединение "Искра"". Другими словами - это бывший, а может быть и ныне действующий, секретный оборонный завод, выпускавщий супермежконтинентальные ракеты РС-12 конструктора Королёва Сергея Павловича (максимальная дальность 9600 км, мощность 0,96 мегатонн, снята с вооружения в 1976 году) и другие ракеты. на фото № 7 вы видите ту самую ракету РС-12. А тогда этой ракеты не было, слишком секретный завод был. Раньше мама пытала меня туда устроить на работу бухгалтером, и по какой-то причине я не захотел там работать и отказался.
 

№ 7 № 8

После этого сел на автобус и поехал на Кислотные дачи. Почему так район называется. Дело в том, что в нижней части холма на берегу реки Кама расположен химический завод им. Серго Орджоникидзе. Тот самый химический завод, часть продукции которой идёт на изготовление продукции "ЛУКОЙЛ"а. На Кислотных дачах тоже прошло моё детство, я учился и жил в Пермской школе для слабослышащих и позднооглогших детей на улице Бушмакина. Фото № 8.

В Мотовилихинском районе г. Перми недалеко от площади Восстания рядом с заводом "АО "Мотовилихинские заводы"" (бывший завод им. В.И.Ленина) есть музей военной техники, которого в советское время естественно не было из-за засекреченности военного производства. Этот музей очень уникальный, так как многие экспонаты имеют историческую ценность. На фото № 9 показан общий план музея. Когда-то я учился в Бауманском университете, то мой друг, который живёт в Сарапуле, притащил мне какую-то книгу и дал прочитать мне один абзац. В этом абзаце писалось, что царь-пушка на самом деле не в Кремле в Москве, а в Перми в одном-то музее, чему я был сильно удивлен. И этим летом показывал фотографии пушки (см. фото № 9) отцу моего другого друга в Перми, тот мне сразу сказал: "Сергей, а ты знаешь, что ты сфотографировал царь-пушку, и которая тем более стреляла? А в Москве в Кремле - пушка вовсе не царь-пушка, да и она ещё не стреляла, запомни!". На фотографии эта пушка выглядит чуть-чуть маленькой, а в реальности достаточно огромная.
Технические характеристики данной 20-дюймовой корабельной чугунной пушки, которая ставилась на фрегаты "Крейсер" и "Минин":
- калибр: 508 мм
- Длина ствола: 4,9 метров
- масса пушки: 4 тонны 140 кг
- масса ядра: 459 кг
- дальность стрельбы: 1280 метров
 

№ 9 № 10

Во время Великой Отечественной войны бывший завод им В.И.Ленина выпускал военную технику, в основном пушки и гаубицы, которые представлены на фото № 10. Не будь этой техники и самоотверженного труда уральцев в 42-45-ые годы, мы бы не выиграли эту войну.

Ещё стоит отметить, что во дворе музея собраны не только старые экспонаты боевой техники, но и современные. Например, знаменитый зенитно-ракетный комплекс С-300, на продаже которого зарабатывают сейчас некоторые военные чиновники. (См. фото № 11). Из таблички привожу данные этого комплекса, которыми я просто восхищаюсь:
- дальность поражения цели - до 100 км
- максимальная высота поражения цели - до 25-30 км
- скорость поражения целей - до 3000 метров в секунду
- число одновременно уничтожающих целей - до 24
- число одновременно наводимых ракет - до 48
- темп стрельбы - 1,5 сек
- время развёртывания ЗРК - 5 минут
- год принятия на вооружение - 1980
- по боевым возможностям не имеет зарубежных аналогов
Это просто супер-оружие. Жаль, что на нём сколачивают бабки. 
 

№ 11 № 12
После посещения музея военной техники я решил пешком подняться наверх на холм в сторону цирка. Пока поднимался наверх, решил сфотографировать часть территории завода "АО Мотовилихинские заводы". На фото № 12 Вы можете увидеть отдел кадров этого же завода. Этот отдел кадров расположен в необычном кирпичном здании. Дело в том, что в этом красном доме с 1893 года жил и умер 17 октября 1897 года великий русский изобретатель-творец электросварки металлов Николай Гаврилович Славянов.

Правда, что в Перми очень много заводов, которые стоят на берегу реки Кама, начиная с химического завода им. Серго Орджоникидзе (АО "Камтекс") и кончая заводом им. В.И.Ленина (Мотовилихинские заводы). И это не способствует украшению города, поскольку там очень большая промышленная зона в два района (Орджоникидзевский и Мотовилихинский), в которой особо не прогуляешь и не получишь впечатления. Вот по фото № 13 можно увидеть реальную картину, насколько большой завод "Мотовилихинские заводы". По этой реке Кама прогулочные теплоходы не плавают, так как это промышленный район.

№ 13 № 14

На фото № 14 представлено здание администрации завода "АО МОтовилихинские заводы".

В Мотовилихинском районе есть городской дворец спорта "Молот", который является домашней ареной хоккейного клуба "Молот". Этот дворец иногда называют УДС "Молот", то есть уральским домом спорта. В этом УДС проводятся баскетбольные матчи между знаменитой командой "Урал-Грейт"и какими-то командами. Фото № 15. Этот дворец достаточно большой, в любое время в нём занимаются спортом многие пермяки, например, сын моей одноклассницы несколько раз в неделю ездит из Свердловского района в этот дворец в баскетбольную молодёжную секцию команды "Урал-Грейт". 
 

№ 15 № 16
Затем я добрался до Пермского цирка. Не могу подсчитать, сколько раз за свою жизнь был в этом цирке. Недаром, когда я приехал учиться в университет в Москву, то там Басманный овощной рынок чуть-ли не принял за цирк из-за схожей формы здания. Так и потом своим друзьям в столице этот рынок называл "цирком". В своё время Пермский цирк был самым известным в СССР, поскольку в нём работали известные цирковые дрессировщики - братья Запашные и Ирина Бурмигрова. Актёры пермского цирка гастролировали по всему миру и имели огромный успех, и не нуждались в рекламе. В этом году я посмотрел на здание и немного расстроился. Оно просто требует капитального ремонта и огромных финансовых вложений. Раньше на козырьке крыши были три слова "ЦИРК", которые вечером и ночью красиво горели неоновым цветом. Всё это в моей памяти осталось. Фото № 16.

В районе площади Дружбы есть телевизионная башня, которая, правда, не похожа на московскую Останкинскую. Та башня исчерпала свой ресурс, и недавно построили вторую подальше от первой в другом месте, недалеко от цирка. Вот как выглядит новая телевизионная башня, показано на фото № 17. 
 

№ 17 № 18

От цирка до Егошихи я решил пешком пройти. Если спуститься вниз по холму по Уральской улице, то справа будет планетарий (фото № 19), а справа высотное бетонное здание. У подножия этого высотного дома есть пушка, которая стоит на постаменте. Фото № 18.

Тот самый планетарий, который стоит напротив высотки с пушкой на Уральской улице. Этот планетарий действует от силы, выживая как-нибудь, проводя различные мероприятия в виде всяких мульфильмов, кинофильмов про космос для детей. До поездки на Урал, когда с братом гулял в Московском зоопарке этим летом, то там видел, что московский планетарий подняли на 5 метров и ремонтируют. За свою жизнь я так и не был в этом пермском планетарии. Фото № 19. 
 

№ 19 № 20

Каждый уважающий себя пермяк должен знать, что устье речки Егошихи - это место, где несколько лет назад зародился город Пермь. На фото № 20 можно заметить, что в этом памятном месте нет ничего такого особенного, как сотни частных огородов и садов в овраге, и нет таблички, которая бы упоминала, что именно в этом месте родилась Пермь.

Я повернул свой фотоаппарат направо, чтобы понять, где я стоял в то время, когда фотографировал Егошиху. Видно автотранспортное движение по Уральской улице, а также видны и трамвайные линии. Фото № 21. 
 

№ 21 № 22

Слева от Уральской улицы, если смотреть в сторону центра, есть Егошихинское кладбище. И недалеко от этого кладбища есть памятник, посвящённый погибшим во время Великой отечественной войны воинам. На фото № 22 виден памятник скорбящей матери.

Как только сфотографировал памятник погибшим воинам в Егошихе, сел на автобус и поехал дальше в центр. Вышел на какой-то остановке, чтобы сфотографировать бывшее здание Пермского ВОГа. В этом здании проводились концерты, различные мероприятия и дискотеки для глухих. В начале 90-ых годов в этом красивом доме случился пожар, причина возникновения которой мне лично не известна. Известно, что за это здание боролись католики и сумели вернуть себе после пожара бывшую католическую церковь, которую хорошо отреставировали. Фото № 23. (ул. Пушкина, дом 28)

№ 23 № 24

Пермский ВОГ, конечно, пострадал в плане площади помещений, раз после пожара здание католической церкви вернули католикам. А сама организация ВОГа размещается на первом этаже в пятиэтажном кирпичном доме справа за той церковью по улице Островского. Фото № 24. Если зайти внутрь Пермского ВОГа, то можно заметить там убогость. Почти больше половины помещений сдано в аренду коммерческим фирмам. Народу там правда очень мало. В баре внутри Пермского ВОГа осенью, зимой и весной, как в Москве, проводятся дискотеки. Если посмотреть мои предыдущие фоторепортажи про Екатеринбург и Челябинск, то я привожу свой личный авторский рейтинг ВОГов Урала. На первое место я бы поставил Челябинский ВОГ, на втором месте - Свердловский и на последнем - как ни печально, свой родной Пермский.

Далее пошёл по улице Пушкина, и по пути сфотографировал один корпус Пермского педагогического университета. Сам его главный корпус расположен на пересечении двух улиц: Пушкина и Сибирской (бывшей Карла Маркса). Фото № 25. 
 

№ 25 № 26

За 1,5 года в Перми были построены несколько красивых домов, которые я, естественно не видел, и не знаю, что за эти здания. Например, они представлены на фото № 26 и 27.

№ 27 № 28
На фото № 28 видно здание Газпрома. Мне просто хотелось передать вам красоту тех строений, которые есть в Перми, независимо от того, имеют ли историческую ценность эти дома или нет.

Почти к двум часам дня я вышел на чуть-не ли главную после улицы Ленина улицу - Комсомольский проспект. И вот на Октябрьской площади расположены два крупных здания: справа от Комсомольского проспекта - Промстройпроект, а слева - ПГТУ (Пермский Государственный Технический Университет) - аналог МГТУ им. Н.Э.Баумана. В этом ПГТУ учился и закончил 2 года назад мой брат. Фото № 29. 
 

№ 29 № 30

Если чуть-чуть повернуться направо от ПГТУ, то можно увидеть гостиницу "Пермтурист" (реклама SONY). На первом этаже этой гостиницы в советское время была столовая, в которую я с отцом в его обеденный рабочий перерыв забегали. А сейчас там действует ресторан. На фото № 30 виден орден им. В.И.Ленина, который был вручен городу Пермь за выдающиеся успехи и огромный вклад в победу во время ВОВ.

На фото № 31 видно здание Пермпромстройпроекта, в котором раньше работал мой отец. И я любил напрашиваться к нему на работу. Там я впервые увидел, что такое перфолента, перфокарта и некоторые вычислительные машины. Мне часто давали ненужные перфоленты, которыми я играл, обматывая ими себя. И было очень удобно наблюдать за парадом (1 мая, 9 мая, 7 ноября) на Октябрьской площади из окон папиного кабинета. 
 

№ 31 № 32

Напротив гостиницы "Пермтурист" по улице Ленина стоит ЦУМ (центральный универсальный магазин) "Пермь". Фото № 32.

На фото № 33 представлено здание Пермской областной администрации, построенное в советское время в 70-ых годах. Вот оно какое красивое. В верхней части виден герб "РСФСР". 

№ 33 № 34
На одной улице Ленина расположены важные здания, как ЦУМ, Уральский фондовый рынок, здание Пермской областной администрации, здание "Лукойл-Пермь", главпочтамт, городская детская библиотека им. Максима Горького, Драмтеатр, Трансагенство и так далее. И вот на фото № 34 показано здание главпочтамта. На заднем фоне виден офис филиала сотовой компании "Уралсвязьинформ" (УСИ).

И на тот раз у меня аккумулятор фотоаппарата разрядился, да и торопился по делам, поэтому досрочно закончил своё фотобиеннале. 

День пятый

19 августа 2004 года.

На следующий день прогулки по городу Пермь, то есть на пятый день пребывания в этом городе, решил продолжить фотобиеннале с района Пермь-1 и закончить его в районе Драмтеатра, где в первый день прервал путешествие.
Первым делом поехал на электричке от станции "Лёвшино" до станции "Пермь-1". Нужно отметить, что в этом городе нет метро, как это в Москве и Екатеринбурге. Тогда в советское время планировали строить метро одновременно и в Перми, и в Свердловске. И почему-то его решили не строить в нашем городе, находя какие-то причины: "то денег нету, то трудно строить в горной подвижной земле (если вспомнить, что мимо Перми, Свердловска и Челябинска проходят Уральские горы)" и все деньги направить дополнительно в Екатеринбург. Одним словом электричка в столице Западного Урала заменяет метро, которая ходит вдоль левого берега реки Кама.
На фото № 35 виден железнодорожный вокзал "Пермь-1", который никак не могут отреставрировать уже 3 года. Тогда 3 года назад все деревянные окна заменили на ПВХ-окна и на этом дело закончилось. А вообще этот вокзал имеет историческое значение. Несколько лет назад в 19 веке в этом месте была открыта первая железная дорога на Урале и с этого вокзала в первый путь пошёл паровоз с составом. 
 

№ 35 № 36

Пермь - город пяти морей, так было написано в путеводителю по городу. С чем это связано? Дело в том, что западная столица Урала расположена на реке Кама. И вот эта река впадает в нашу русскую реку Волгу, и отсюда можно выйти в Каспийское море. Ещё если плыть по реке Волга, и затем по какому-то каналу можно попасть в реку Москва. Самые популярные речные маршруты у туристов, это "Пермь - Ростов-на-Дону" и "Пермь-Астрахань". Сейчас этим маршруты действуют. В советское время у нашего города было несколько крупных 2-ух палубных и трёхпалубных теплоходов, как: "Хирург Разумовский", "Вишера", "Павел Бажов" и т.д.. Часть из них морально устарела и списана. А новых теплоходов нет, так как производство уже давно развалено во время перестройки и перехода на рыночную экономику. В то время многие пермяки мечтали попасть на более престижный трёхпалубный теплоход "Хирург Разумовский". На фото № 36 видны два простых теплохода "Вишера" и "Павел Бажов" (прибывший только что из Астрахани), и легковушки. В этот день видимо путешествующие позвонили домой родным или друзьям, знакомым, чтобы встречали их на машинах. Просто многие из Астрахани привезли настоящие арбузы, ведра помидоров. Это я видел собственными глазами. В тот сентябрьский день, когда я писал этот репортаж, на теплоходе возвращался мой отец из отпуска из Астрахани и проходил на теплоходе город Чайковский Пермской области.

Мне не понравилось, что этим летом район Перми-1 был практически на ремонте, то железнодорожный вокзал, то речной вокзал. И не ожидал даже того, что главный вход в речной вокзал со стороны реки был закрыт по обе боковые стороны здания деревянным забором. Я так был слегка расстроен, а хотелось мне сфотографировать главную набережную города, на которой многие пермяки любят собираться летом, как москвичи на набережной реки Москва в районе станции метро "Воробёвы горы" и "Октябрьская" ("Парк культуры"). Я все-таки нашёл какой-то выход, залез в дыру забора и сфотографировал тот самый главный вход со стороны Камы. Виден бар-ресторан в виде чёрной акулы, построенный на базе теплохода на подводных крыльях модели "Ракета". Тогда в советское время я восхищался этим теплоходом, да и на его базе действовал музей, который почему-то превратили в бар-ресторан. Неуважение к истории? За этим баром виден зелёный плавучий пирс-пристань для прогулочных катеров и теплоходов. Фото № 37.
Off-topic: Вы, наверно, знаете, что сейчас министром по природным ресурсам РФ является Трутнев Юрий, бывший мэр города Пермь. Он и его бывшие одноклассники были хорошими друзьями и сколотили хорошую команду, создали во время перестройки фирму, которая создала сеть супермаркетов и затем реорганизовалась в другую фирму. И вот в то время первым магазином этой фирмы был магазин "Ye's" на первом этаже в речном вокзале, который действует и сейчас поныне, и правда, помещение отдано частным лицам. Если расшифровать аббревиатуру "Ye's", то можно выделить 2 слова-2 слогана этой удачливой команды. Первым словом было "Yes" - в переводе на русский язык - "Да" (да, тут всё есть), а второе слово "Yellow submarine" "Жёлтая субмарина", раз рядом река Кама. И чуть этот катер на подводных крыльях не покрасили в жёлтый цвет и не назвали жёлтой субмариной. 

№ 37 № 38

На фото № 38 видно здание, в котором расположены две организации "Лукойл-Пермь" и "Пермглавснаб". Нужно отметить, что я это здание сфотографировал просто так, как очень красивое. У входа в это здание по краям стоят два чугунных льва.

Если идти от здания "Пермглавснаба" в сторону Пермского зоопарка, то можно увидеть очень красивое здание Сбербанка РФ. Фото № 39.

№ 39 № 40
 
За сбербанком РФ расположен не менее красивый четырёхэтажный дом. Сейчас в нём распологаются несколько организаций, включая "Лукойл-Пермь", "Пермлессвязь" и т.д. В советское время мой отец там работал, и я любил напрашиваться к нему на работу весной, когда в апреле шёл ледоход по реке Кама, за которым можно было наблюдать из окон. В этом здании неоднократно бывал по делам, когда в 2000-ом году в телефонной компании "Пермлессвязь" собирал материалы для бакалаврской защиты диплома в МГТУ им. Баумана, и когда в последующие годы приходил к брату просто так. Фото № 40.

Если идти пешком от здания "Пермлессвязь" в сторону Пермского краеведческого музея, то по пути можно увидеть такую красивую картину - Камский автомобильный мост на реке. Фото № 41.

№ 41 № 42
 
На фото № 42 представлена Пермская государственная художественная галерея. Если ночью или поздним вечером стоять на другом берегу реки или плыть по реке, то это здание будет красиво освещено. Несколько лет назад "догадались" поставить прожектора, которые освещают шпиль со всех четырёх сторон. Нужно отметить, что несколько лет назад в 19 веке там был мужской монастырь и архиерейское кладбище, на котором сейчас расположен Пермский зоопарк. С приходом советской власти колокола и кресты сбросили с башни, кладбище выровняли и построили зоосад. Пермский зоопарк не соответствует нормам и требованиям эксплуатации, и тем более его площадь очень маленькая. И в настоящее время власти столицы Западного Урала рассматривают вопрос о переносе этого зоосада в сторону Балатово или в район Камской долины (на правый берег реки Кама). В бывшем монастыре сейчас расположены два музея- это Пермская государственная художественная галерея (фото № 42) и Пермский областной краеведческий музей.

На фото № 43 видно начало Комсомольского проспекта, если стоять со стороны Пермского краеведческого музея.

№ 43 № 44

Я решил зайти в этот краеведческий музей, чтобы сфотографировать мамонта. Тогда в детстве я восхищался этим существом и ничего не понимал, что за этот "слон". Этот ценный экспонат геологи привезли из Якутии. Половина музея практически была на ремонте, но это не помешало мне осуществить главную цель. Как только собрался фотографировать мамонта, сразу был пойман вахтершей, которая требовала показать разрешение на съёмку. Я спросил у неё: "А где я это возьму?. И мне пришлось покупать разрешение за 35 рублей без всяких льгот, как в то время билет сам в музей стоил 14 рублей со скидкой. И даже мне пришлось расписываться в специальной книге выдачи разрешений на съёмку экспонатов музея. Настроение от этого чуть не испортилось, как будто я собирался использовать фотографии в коммерческих целях. Фото № 44. В одном месте я сфотографировал кореной зуб мамонта длиной 30 см. Представляете такой зуб мамонта?

После посещения музея выбежал на улицу, свернулся налево за угол и пошёл прямиком к зоопарку. В это время шла благотворительная акция "Усынови животное". Правда в тот день в зоопарке я не был, поскольку за своё время много раз бывал там.
На фото № 45 виден Пермский театр оперы и балета им. П.Чайковского, из которого вышел знаменитый танец "Лебединое озеро".

№ 45 № 46
На пересечении улиц Сибирской (Карла Маркса) и Ленина стоит красно-коричневатое здание мэрии города Перми. Фото № 46.

Заскочил на трамвай и проехал 3 остановки, чтобы выйти в том месте, где в первый день прогулки по городу прервал своё фотобиеннале. На фото № 47 показан Пермский драматический театр.

№ 47 № 48
 
В тот день до обеда погода была хорошей солнечной, а к вечеру стягивались зловещие тучи. Как это видно по фото № 48. На фоне пермской областной администрации (слева) видны сизые тучи, а на фоне фонтана драмтеатра (справа) голубое небо с облаками. Такая красота была. Мне как оставалось быстро бежать на автобус. И успел, как только поехал, сразу пошёл сильный ливень. Проехал реку Кама по автомобильному мосту, то есть перебрался на другой берег, в район Курьи. И там в Курье пешком дошёл до частного дома моего друга в гости и заодно в баню. Родители моего друга Максима, удивились, что я не попал под ливень и был сухим. В гостях я стал рассказывать про свои новости, после чего с другом пошёл в баню.

И на той ноте заканчиваю фотобиеннале про свой родной город Пермь - последнюю точку своего путешествия по Уралу 2004 г. Советую Вам побывать в столице Западного Урала только летом, начиная с 1 июля, когда все зелено и жарко, и очень красиво, и только до 10 августа, поскольку в августе наступают холода и дожди.

Орфография и стиль автора сохранены.

Hill
Photo by SONY DSC-V1
04.03.2005
© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь