DeafNet
Для глухих, слабослышащих и всех  /  Общество глухих
Распечатать

Два мира

В января этого года был опубликован пост Якова Головчинера "Эволюция леонгардовца", где автор размышлял о своем опыте обучения по системе Леонгард и делился личным отношением к этому методу. Материал не оставил равнодушной саму основательницу этой системы Эмилию Леонгард. Размещаем ее письмо, написанное в ответ на статью Якова Головчинера.


Здравствуй, Яша! (Я могу обращаться к тебе на «ты», потому что знаю тебя с пяти лет). Мы очень давно не виделись, и вот встретились - виртуально. Однако встреча получилась невесёлой.

Яша, твоё письмо меня поразило своей агрессивностью. В чём причина?

У тебя прекрасные родители, замечательная бабушка (слышащая), благодаря которой твой глухой папа хорошо говорит голосом, получил высшее образование. Твои родители уделяли тебе много внимания, и бабушка продолжала «нести свою трудовую вахту», помогая тебе овладевать речью в устной и письменной формах. Ты хорошо учился в массовой школе - твои письменные работы учителя зачитывали на уроках перед классом. Ты много читал; ты самостоятельно читал книги уже в детском саду. Ты получил высшее образование в педагогическом университете.

В результате ты стал грамотным человеком - владеешь литературной устной и письменной речью, можешь общаться со слышащими людьми без помощи сурдопереводчика. И ты можешь быть переводчиком для глухих, которые плохо говорят и плохо понимают речь слышащих людей.

Так в чём же дело?

Оказывается, до университета ты жил в одном мире, а поступив в университет и обучаясь в группе глухих и слабослышащих студентов, ты попал в другой мир - «в их мир», как пишешь ты. И ты понял, что этот мир твой.

Вот мы и подошли к существу проблемы: «мир твой» и «мир не твой» (слышащих).

И здесь я вновь повторю слово «поразило»: в твоём письме меня поразила неправда. Неправда о том, как вас учили в детском саду и в школе. Знаешь, я сначала даже не поняла, о чём ты пишешь; какое отношение имеет это к нашим группам и спецклассу, в котором ты проучился три года. Никому никогда в наших группах не «доставалось за то, что «говорили руками». Вы не были «так вышколены, что с отвращением смотрели на «этих», которые не умеют говорить, только махать руками». Откуда ты это взял? Из какого учебника ты это списал?

У нас совершенно иной стиль жизни детей: вся их жизнь проходит в интересной и разнообразной деятельности, во время занятий они много двигаются, детей учат самостоятельности, развивают воображение, много внимания уделяется совместной деятельности детей. Наши дети отличаются большой эмоциональностью - это отмечают все, кто бывает в наших группах-классах в разных городах страны. Поэтому твоё утверждение о том, что «В эмоционально-личностном плане мы задерживались в развитии», лишено всякого смысла. Ты пишешь, что у нас культивируется устная речь. Конечно, устная речь занимает в жизни детей большое место, потому что после школы дети выходят в мир, где должны чувствовать себя свободно и не зависеть от переводчиков языка жестов. Но формирование устной речи всегда осуществляется в процессе какой-либо деятельности - в разных видах классификации, при решении логических и математических задачек, во время рисования, лепки, конструирования, аппликации, во время игр (дидактических и сюжетно-ролевых) и т.д. Ты про это забыл? «Забыл», как вы занимались драматизацией по текстам и по картинкам? А у меня перед глазами часто всплывает картинка, когда ты решил изображать солнышко, для чего встал на стул, поднял руки и медленно поворачивался вокруг своей «оси»; а внизу ходила курица с цыплятами - их тоже изображали ребятишки из твоей группы. Разве ты не помнишь, что вы читали книжки, сказки, что вы писали - рассказы по картинкам, маленькие сочинения о проведении выходных дней и об интересных событиях из вашей жизни?

Ты «забыл» о музыкальных занятиях, играх, танцах, выступлениях? О радости, которую вы выражали разными способами?

Если ты забыл это, то как ты можешь помнить то, чего вообще не было?

Яша, неправда и то, что в школе родители других детей не прислушивались к советам твоей мамы. Учителя в школе проводили с вами много разных походов, экскурсий, поездок. Может быть, родителям других детей целесообразно было больше делать это отдельно от класса, но люди разные, и не все хотели или могли уделять больше внимания этим внеклассным мероприятиям. Твои родители, действительно, старались сделать как можно больше для твоего всестороннего развития. Почему ты «посматривал косо» на друзей твоих родителей, общавшихся с помощью языка жестов, мне непонятно: предубеждения против жестовой речи никто вам не «вбивал». А как ты думаешь, почему твои родители при тебе «никогда не пользовались жестовой речью»? Они тоже тебе враги, как и мы? Нет, Яша, у нас с ними была общая цель, которую они сами поставили себе: ты должен был научиться хорошо понимать речь окружающих слышащих людей и внятно говорить сам. И сейчас твоя мама приходит к нам за консультациями по поводу занятий с твоим вторым малышом. Может быть, ты это ей запретишь?

Теперь ты ощущаешь себя «своим» в мире неслышащих людей. И часть неслышащих противопоставляет этот «мир» «миру» слышащих. Удивительно то, что глухие и слабослышащие люди - единственные среди инвалидов стремятся обособиться, уйти в свой мир. Этого нет ни у слепых, ни у людей с нарушениями движений. «Я глухой!!!» - кричал один молодой человек (кстати, слабослышащий), требуя к себе особого отношения, скидок на его неправильное поведение. И таких случаев очень много. Видел ли ты, Яша, как безрукие женщины (я видела не одну) стирают, шьют, вышивают (!) ногами? А однорукая и одноногая женщина закончила вуз, вышла замуж, работает, стирает, готовит на семью. И они не кричат о своей инвалидности - они стремятся к самостоятельности, не желая быть обузой для своих родственников и друзей. И при этом они очень доброжелательны, приветливы. А ты пишешь, что тебе «глубоко наплевать» на отношение слышащих. Ты плюёшь, и на тебя будут плевать. Про бумеранг слышал?

Неслышащие «воюют» внутри своей группы: глухие - против слабослышащих, слабослышащие - против глухих; неслышащие неговорящие (плохо говорящие) - против говорящих; глухие/слабослышащие без аппаратов/имплантов - против собратьев с аппаратами и имплантами. А часть всей этой группы - против слышащих. Некоторые представители элиты глухих возмущённо говорят, что не хотят быть похожими на слышащих. И не надо, ведь слышащие все разные. Почему слышащие люди - эталон для специалистов и родителей при обучении детей? Потому, что у слышащих функционируют все системы, обеспечивающие нормальный ход развития человека: его слухоречевой системы; функционирование в мозге центров речи, грамотности; областей, отвечающих за познавательные процессы, и т.д. А ритмичная, гармоничная деятельность всех указанных систем во многом зависит от активности зон мозга, в которые поступают звуковые, речевые сигналы. Только в этом смысле слышащий человек является для специалистов эталоном при обучении глухонемых детей (а к нам приходят именно глухонемые дети). И обижаться на это бессмысленно, т.к. никто никого не унижает.

Ты не веришь, что кто-то из наших бывших воспитанников полноценно интегрирован в общество слышащих. И не верь. Просто вера - одно, а факты - другое. Я не собираюсь тебя в чём-то убеждать, только упомяну несколько примеров, а ты уж сам рассуди, полноценная ли это интеграция.

Глухой молодой мужчина, уехав с родителями в США ещё в школьном возрасте, не зная языка, поступил в школу, выучил язык, поступил в Университет в Беркли, успешно его закончил и теперь работает в одной из престижных технологических компаний, имея у себя несколько слышащих подчинённых в разных странах. Этот Дима М. никогда не пользовался и не пользуется помощью сурдопереводчика. Он общается со всеми только устной речью. К сожалению, у него такая потеря слуха, при которой ему до сих пор не могут подобрать аппараты.

Молодая женщина, Лера Х. (не москвичка) глухая с минимальными остатками слуха, но с двух лет пользующаяся слуховыми аппаратами, на «отлично» окончила массовую школу, выдержала по конкурсу без скидок вступительные экзамены (10 чел. на место) в одну их академий, с отличием её окончила, получила несколько предложений в разные организации (она программист, составляет сложные целевые программы), очень успешно работает, по работе связана с иностранными партнёрами, которые предпочитают иметь дело с ней, т.к. она лучше других владеет английским языком. Сурдоперевода не было никогда, языка жестов не знает. Муж слышащий.

За рубежом сейчас живёт немало наших бывших воспитанников, и все они выучили язык страны пребывания (итальянский, английский, немецкий), работают в этих странах, не зная языка жестов. Таких много и в России.

Я знаю, что ты человек крещёный, но думаю, что Евангелие ты не читал. А ведь Христос исцелял больных с самыми тяжёлыми болезнями и говорил: «глухие слышат, немые говорят, слепые видят ...». А зачем Он это делал? Чтобы все люди были вместе. И мы стараемся идти по Его стопам. Поэтому, Яша, не надо способствовать противостоянию одних членов общества другим. Мы живём все вместе.

Я желаю счастья тебе и твоим детям, дорогу в жизни которым ты выберешь, конечно, сам.

Эмилия Леонгард

09.03.2012

Украинский режиссер и голландский продюсер снимут фильм с участием глухонемых актеров

Мирослав Слабошпицкий («Отряд») начал работу над фильмом о жизни слабослышащих «Племя». К съемкам картины режиссер планирует привлечь глухонемых ...

Встреча с деревенским столяром определила судьбу

Есть замечательные учителя в наших школах – с добрыми лучистыми глазами, мягкой улыбкой. На их уроках никто не шалит, не потому что боятся, а потому что ...