DeafNet
Для глухих, слабослышащих и всех  /  Общество глухих
Распечатать

Эволюция леонгардовца

Позвольте представиться: я - из "леонгардовцев". Споры вокруг этой системы ведутся уже десятилетия, как и в любой другой, у нее есть сторонники и противники. Главная фишка в том, что у меня оба родителя - с нарушением слуха, отец глухой, мать - слабослышащая, оба достаточно известные люди в среде неслышащих, среди которых, как известно, леонгардовцы не в фаворе. Особенно это относится к матери, которую многие знают как сурдопереводчика и организатора различных мероприятий для неслышащих.

Родился я в городе Ульяновске, где и жил до трех лет. Главную роль в становлении моего жизненного пути сыграла моя слышащая бабушка - кандидат педагогических наук, доцент. Своего глухого сына, моего отца, она обучала, сама того не подозревая, по системе Леонгард. Много позже, когда уже лично встретилась с Э.И. и ознакомилась с ее методиками, она с удивлением констатировала, что они мыслят на одной "волне". Однако, мой отец все-таки учился в школе глухих г. Ульяновска, хотя с ним много занимались дома, и он достаточно прилично владеет устной речью.

Вернемся ко мне. Обнаружив у меня серьезный недостаток слуха, со мной сразу стали заниматься, используя доступную литературу и опыт работы бабушки с моим отцом. В результате уже в три года в местном детском саду для глухих детей сказали, что мне у них делать нечего, так как я уже давно все умел и знал, даже то, что входило в программу начальных классов местной школы глухих. Значит, нам один путь - ехать в Москву.

Опущу подробности, как переезжали и обустраивались. В скобках - не взяли в «микаэльяновку», из-за слуха. Главное - я попал в детсадовскую группу детей-леонгардовцев. Затем последовали три года в обычной школе, где мы были интегрированы, как спецкласс. После этого последовал перевод в обычную массовую школу, которую и закончил.

Теперь о моих личных взглядах на эту систему. В детском саду и в школе нам часто доставалось за то, что "говорили руками", хотя это были вполне обычные эмоциональные жесты, которые и слышащие дети используют. Особенно косо смотрели в этом плане на меня, считая, что я учусь этому у моих родных, хотя в моем присутствии родители никогда не пользовались жестовой речью.

Да и сами мы были так вышколены, что с отвращением смотрели на "этих", которые "не умеют говорить, только махать руками". В эмоционально-личностном плане мы задерживались в развитии, так как акцент был именно на развитие и культивирование устной речи. Я могу это утверждать, потому что потом долго не мог уловить нюансов межличностных отношений в дружбе, и друзей из числа слышащих, разумеется, так и не завел. Кстати, со слов моей матери, родители моих однокашников категорически не соглашались расширять рамки заданных внеклассных занятий, несмотря на ее советы, считая, что это может навредить детям. В отличие от них, у меня был достаточно широкий диапазон различных занятий, все это благодаря моим родителям.

Сейчас мне даже стыдно вспоминать, что на друзей моих родителей я посматривал косо, из-за вбитого предубеждения против жестовой речи. Начал осваивать жестовую речь только когда поступил в МПГУ, ведь так и не получилось стать «своим» в среде слышащих. Как верно заметил Паленный в статье "В поисках своего Я", в нашей стране (в результате десятилетий государственной политики, направленной на то, что "инвалидов у нас нет") отношение слышащих к неслышащим в абсолютном большинстве в лучшем случае терпимое, а в ряде случаев и откровенно неприязненное. Именно с этим я и сталкивался в школе, ведь подростки особенно жестоки к тем, кто "не такие".

Среди неслышащих мне потребовались годы на то, чтобы стать среди них своим, ведь мало просто владеть жестовой речью, надо еще и погрузиться в их мир. Мне это, считаю, удалось, и я воспринимаю это как достижение. А со слышащими теперь у меня другое поведение. Если до этого я из кожи вон лез, чтобы стать среди них "своим", то теперь мне глубоко плевать на их отношение к моему «ограничению», и я просто воспринимаю все как должное, адекватно реагируя на их поведение. Cтараюсь только говорить получше, ведь моя устная речь сопровождается сильным акцентом, и далеко не всем слышащим она понятна.

Глядя на других моих однокашников и вообще леонгардовцев, не могу при всем желании утверждать, что хоть кто-то из них полноценно интегрирован в общество слышащих. Как бы они сами ни утверждали обратное. И я не хотел бы, чтобы мой ребенок (он тоже с нарушением слуха) учился по этой системе.

Яков Головчинер

на фото - автор статьи
voginfo.ru

13.01.2012

Салон-парикмахерская NADIN приглашает на работу

Салон-парикмахерская NADIN приглашает на работу парикмахеров-универсалов, а также мастера маникюра/педикюра.Условия: график работы 2/2 с 10:00 до 21:00 посменный ...

О размерах компенсации за самостоятельное приобретенные инвалидами технические средства реабилитации

В адрес Шатурское МО ВОГ поступило от председателя Московского областного регионального отделения ВОГ, текст которого публикуется ниже.С 01.01.2012г. ...