DeafNet
Для глухих, слабослышащих и всех  /  Фотоотчеты
Распечатать

Музей-квартира Всеволода Мейерхольда, 14.12.2016

В холодный декабрьский день наша группа отправилась в Брюсов переулок, дом №12. Этот адрес в 1920-30-е годы был известен всей театрально-культурной Москве.

Здесь жил всемирно известный режиссер Всеволод Мейерхольд со своей женой-красавицей Зинаидой Райх и двумя усыновленными её детьми от первого брака с Сергеем Есениным-Татьяной и Константином. В эту квартиру «Дома артистов» Мастер с семьей въехал в 1928 году. Их дом был открытым для всех гостей.

Почитатели и ценители творчества гениального режиссера, реформатора театральной сцены Всеволода Мейерхольда вместе с ЖЯ-переводчицей Ольгой Ивановой (стоит слева).

В голубой комнате жил Константин Есенин.

Нас там увлекло душевное повествование гида Анастасии Некрасовой о начале театрального пути Всеволода Мейерхольда. Он родился в семье обрусевших немцев, в 21 год осознал свое сценическое предзначение, принял православие, изменил имя в честь любимого писателя-кумира молодежи в то время Всеволода Гаршина и букву в фамилии, отказавшись навсегда от своей доли в отцовском деле, уехал в Москву. Он был принят сразу на второй курс в Филармоническое училище своим учителем В.И.Немировичем-Данченко, после окончания учёбы несколько лет работал в первой группе только что созданного Московского Художественного театра. Роль Треплева в легендарной «Чайке» подарила ему дружбу с А.П.Чеховым, который позже напишет для него барона Тузенбаха в «Трех сестрах».

На стене - фото первой труппы в Херсоне Всеволода Мейерхольда с именными подписями. Там играла его первая жена Ольга Мунт. В семье было трое дочерей.

После его переезда в Москву и Санкт-Петербург Ольга Мунт прекращает карьеру актрисы.

В 1902 году из-за разногласий с о Станиславским Всеволод Мейерхольд ушёл из МХАТа и собрал свою первую труппу в Херсоне. Там в антрепризном театре за 2 с половиной года было сыграно около 250 спектаклей! В Херсоне Мейерхольд успешно пробует свои силы с новой драмой и символистической драматургией. По приглашению К.С.Станиславского он возвращается в Москву и ставит эксперименты в Студии на Поварской по символистическим пьесам Гауптмана и Метерлинка. Но режиссер терпит провал, поэтому Студию закрыли.

На раритетном письменном столе В.Ф.Комиссаржевской под стеклом херсонская газета распечатана на китайском шелке. После премьеры одного спектакля каждому актеру из труппы благодарные херсонцы вручили на память эту газету.

В «Югъ» часто печатали рецензии на спектакли херсонского «Товарищества новой драмы».

Вера Комиссаржевская пригласила его в свой театр в Петербурге. Один год работы у нее (1906-1907) принес режиссеру Мейерхольду славу и признание у петербургской публики. Для спектаклей «Сестра Беатриса», «Гедда Габлер», «Жизнь человека» и других он разработал принципы «статуарного театра», особую пластику сценического движения и речи, новые способы декорационного и светового оформления.

Внизу на фотографии - Вера Комиссаржевская возлежит страдалицей рядом со сочувствующими женщинами. Фото Мейерхольда в буффонаде в роли принца Арагонского было сделано, когда он последний раз вышел на сцену актером.

Розовую комнату занимала Татьяна Есенина.

Там воссоздана поразительная атмосфера роскошных декораций «Маскарада». Паркет сохранился.

Лермонтовский «Маскарад» поставлен на сцене Александринского театра в 1917 г. Мейерхольд готовил его долго и тщательно, почти 5 лет. Используя приемы и формы театра прошлых эпох, он создавал подчеркнуто современный спектакль, эмоциональным мотивом которого стало предчувствие катастрофы.

Мир, который был воссоздан на сцене с помощью художника А.Я. Головина, был удивительно, почти нереально красив. Но это был мир несбывшийся мечты, обреченный умирание, трагическая роскошь которого стала реквием по уходящей эпохе. Премьера спектакля была показана накануне Февральской революции.

Спектаклю «Маскараду» было суждено долголетие. Потом его играли в 1923 , 1932 и 1938 годах. Он шёл, когда Мастера не было в живых, без упоминания его имени и фамилии. Последний раз его играли 1 июля 1941 года.

А блокадной осенью бомба, попавшая в здание театрального склада в Ленинграде, уничтожила почти все декорации Александра Головина. Костюмы потом воссоздали по фотографиям.

Именитые и начинающие музыканты удостаиваются чести играть на мейерхольдовском рояле «Бехштейн».

Жёлтую комнату занимала Зинаида Райх. В жёлтой комнате часто проходили творческие вечера- Маяковский читал здесь впервые поэму «Во весь голос». Гостями бывали Дмитрий Шостакович, Андрей Белый, Николай Эрдман, Кузьма Петров-Водкин, Александр Родченко, Кукрыниксы, Илья Эренбург, английский режиссер Гордон Крэг…Сюда приходили актеры театра имени Мейерхольда Ильинский, Гарин, Самойлов, Плучек. Навещал бывший ученик и ассистент Сергей Эйзенштейн. Благодаря последнему, сохранилась часть архива режиссера.

Искусство режиссера не укладывалось в рамки соцреализма советскими критиками, получив обидный ярлык «мейерхольдовщина». Его критиковали за безыдейность, «антиобщественную атмосферу, подхалимство, зажим самокритики, самовлюбленность». Сталинской эпохе нужна была рабская слепая покорность, а не строптивый великий режиссер.

В июле 1939 г. у себя в квартире была убита актриса театра и супруга Мейерхольда Зинаида Николаевна Райх. Это случилось через три недели после ареста режиссера. Убийство Зинаиды Райх вызвало в обществе немалый резонанс. Было полное непонимание и отсутствие информации об истинных причин трагедии и ее виновниках, которые до сих пор не раскрыты.

Арест Мейерхольда и обвинение его в шпионаже не могли не сказаться на отношении к Райх, с которой многие многие приятели мужа и коллеги по театру сразу разорвали всякие отношения. Её смерть еще сильнее оттолкнула бывших знакомых от всякого участия в судьбе родных и близких семьи Мейерхольд-Райх, которых сразу же в течение 24 часов попросили выехать из квартиры. Вскоре там поселились чужие люди-новые жильцы, сотрудники аппарата Берии.

Уголок Зинаиды Райх.

Роль Мейерхольда как реформатора мирового театра огромна и не менее важна, чем «метод Станиславского».

Спектакли Мейерхольда легендарны. Это и «Баня», и «Клоп», и «Горе уму», и «Ревизор», и «Лес», и многие другие. Всеволод Мейерхольд безоговорочно принял большевистскую революцию в октябре 1917 г., даже вступил в партию, будучи реформатором и созидателем в искусстве, он, как и Блок, Малевич и другие воспринял социальную, политическую революцию как революцию свободного духа. К годовщине Октября Мейерхольд поставил «Мистерию-буфф» Маяковского в декорациях Малевича.

Макет единой сценической установки в «Великодушном рогоносце» Ф.Кроммелинка. Спектакль построен целиком на принципах конструктивизма, где актерами впервые была реализована «биомеханика», а вместо декораций появилась единая сценическая установка, созданная Л.Поповой.

Одна из сцен спектакля в гротеске, когда все смешалось в одну кучу. Режиссер любил такие гротескные сцены.

Макет декорации (современная реконструкция) в спектакле «Ревизор».

Наверху в правом углу на стене висит портрет родной внучки Всеволода Мейерхольда – Маши. Благодаря её многолетней борьбе и неустанным хождениям по всем инстанциям 12 июля 1991 г. квартиру Мейерхольда вернули ей, и она создала в ней музей памяти деда. Она была первым директором музея.

Последнюю комнату в квартире, которую мы осмотрели – был кабинет Мейерхольда.

Марии Алексеевне Валентей-Мейерхольд, родной внучке было 14 лет, когда арестовали её деда. Похоронив Зинаиду Райх, сначала носила передачи деду в тюрьму, потом с Таней Есениной спасала архив Мейерхольда от НКВД. Её родную маму во время войны арестовали за хранение фотографии её отца и отправили в сибирские лагеря на 8 лет. Маша добралась туда и добилась досрочного освобождения. С помощью молодого следователя Военной Прокуратуры Б.В. Ряжского в 1955 году добилась политической реабилитации родного деда. Реабилитировать деда, рассказать о великом режиссере всему миру, вернуть ему не только его имя, но и место в истории театра было жизненной миссией этой женщины.

Благодаря её неустанным поискам и мужеству людей, сохранивших немногие мейерхольдовские вещи, удалось воссоздать подлинный облик кабинета Мастера.

Фаянсовые фигурки заказали на Ломоносовской фабрике к 100-летию со дня рождения Мастера. Столетие Мейерхольда отмечали официально в Зале Чайковского, и это было кощунством, поэтому не было там его учеников.

Огромная севрская антикварная ваза - подлинный реквизит из спектакля «Дама с камелиями».

7 января 1938 г. на сцене ГосТИМа при полном аншлаге в последний раз сыграли «Даму с камелиями».

Уголок самого Мастера.

Тахта покрыта пестрым сюзанне во всю стену, цветущим дынным восточным базаром. Мария Валентей нашла такое сюзанне в Москве - это было чудом! А то существовала безумная идея – ехать в Ташкент искать вышивальшиц.

Рабочая обстановка кабинета воссоздана по фотографиям 1934 г.

Подлинные экспонаты - книги из фондов Бахрушинского музея.

Нереализованный новаторский проект будущего театра. Театр своей жизни он и так не успел увидеть воплощенным в жизнь.

Сейчас на месте его театра на Триумфальной площади по измененному проекту теперь Концертный зал имени Чайковского.

7 января 1938 г. его театр ГосТИМ был закрыт. Прощальным спектаклем стал «Ревизор», показанный в помещении на Тверской 8 января. Тучи над режиссером сгущались. Он поставил сколько спектаклей, а конец своей собственной жизни так и не смог предугадать.

Арестовали Мейерхольда 20 июня 1939 г. в Ленинграде сразу после выступления на Всесоюзной конференции режиссеров. 2 февраля 1940 г. его расстреляли. Могилы режиссера не существует, его прах ссыпали в общее захоронение на Донском кладбище Москвы.

В этом платье похоронили Зинаиду Райх. В музее выставлена копия.

Но самое главное богатство, доставшееся нам от Мейерхольда –не быт, а фонд его театра, насчитывающий 20 тысяч единиц хранения. Бесценное наследие!

Теперь там часто устраиваются выставки и вечера для желающих, приобщиться к искусству создателя режиссерского театра 20 века Всеволода Эмильевича Мейерхольда.

Отдельная благодарность Ольге Ивановой, сумевшей на ЖЯ донести до нас эмоционально насыщенный рассказ Анастасии Некрасовой. А в новом году 28 января мы пойдем на экскурсию «Мейерхольд и художники».

Текст: Колб Т.

Фото: Климова Е. и Ильина О.

28.12.2016

Визит в отель «Метрополь», 20.12.2016

Гостиница «Метрополь» — гостиница в центре Москвы класса «5 звёзд», расположенная по адресу: Театральный проезд, д. 2. Строилась в 1899—1905 годах; инициатором ...

Петровский дворец, 26.11.2016

Петровский путевой дворец имеет счастливую судьбу по сравнению с другими путевыми дворцами такими, как в Великом Новгороде, Верхнем Волочке, Торжке, ...