DeafNet
Для глухих, слабослышащих и всех  /  Фотоотчеты
Распечатать

Королев-Болшево, 05.11.2016

Дошедший до нас Храм Косьмы и Дамиана, напрямую связан с именем князя Петра Ивановича Одоевского, благодаря попечительству которого в 1786 году, началось возведение кирпичного Космо-Дамианского Храма. Архитектура его выдержана в стиле классицизма, основанного на законах античного искусства Рима и Греции, однако в объеме колокольни явственно просматриваются черты стиля русского барокко. Первоначально кирпичный Космо-Дамианский храм был летним (холодным).

В ограде храма сохранился старый некрополь с захоронениями священников храма и прихожан, а также на территории храма имеются захоронения представителей славного рода Одоевских. Храм никогда не закрывался.

В конце августа 1929 г. в церковь явились несколько человек, возглавляемых двумя местными печальной славы “общественными деятелями” – П. Дудко и И. Бардышевым (на фото: в первом ряду третий справа). Они отобрали у священника отца Николая Георгиевского и старосты ключи и заперли церковь, объявив, что здание со всем имуществом конфискуется, и с помощью отряда добровольцев громили церковь вручную. Прихожане не смогли защитить свою церковь, так как знали, что им не миновать ареста и расстрела, особенно боялись за своего священника, отца Николая, которого очень любили.

Болшевская церковь.

В этой церкви находятся работы знаменитого художника В.Д. Поленова.

В 1800 году в селе Болшево на средства князя Петра Ивановича Одоевского была выстроена каменная церковь Преображения Господня без колокольни с круглым куполом на крыше, Преображенская церковь возводится рядом с Космо-Дамианским храмом. Появление второго храма разъясняется в церковной ведомости 1821 г., где сказано, что каменная церковь Косьмы и Дамиана была летней (холодной), а храм Преображения Господня – зимним (теплым).

Слушаем об участи Храма Преображения Господня. В августе 1929 г. храм Преображения Господня был закрыт и разграблен болшевскими «богоборцами». По распоряжению властей этот храм был обезглавлен и приспособлен под жилой дом, нем располагалось сначала общежитие, потом библиотека, а затем — Болшевский поселковый совет и Администрация поселка Большево. В настоящее время храм возвращён верующим. В здании Преображенского храма с 2001 г. проводятся занятия воскресной школы, работает православная библиотека.

Князь Петр Иванович Одоевский в 1776 г. в Болшево основал приют для старых немощных крестьян (богадельню) «Убежище бедным».

Богадельня (усадебный дом князя Одоевского) просуществовала около ста лет. После революции богадельня была закрыта и в здании размещались различные учреждения

В настоящее время дом сдан в аренду под гранитную мастерскую и контору ЖЭУ.

Здание бывшей церковно-приходской школы имени П.И. Одоевского построено в 1862-1863 гг. Школу посещали крестьянские дети из близлежащих деревень: Болшева, Костино, Власова, Куракина и Лапина.

В 1964 году здание было передано под поселковую библиотеку, открытую по инициативе вдовы писателя С. Н. Дурылина. В фонд библиотеки И.А. Комиссарова-Дурылина передала около 4000 книг из личной библиотеки писателя.

В 1966 г. библиотеке было присвоено имя доктора филологических наук, профессора С.Н. Дурылина.

Мемориальный дом-музей Сергея Николаевича Дурылина - старая деревянная дача в Болшево, чудом уцелевший осколок ушедшей эпохи, дом, где писатель, искусствовед Сергей Николаевич Дурылин провел последние, самые счастливые 18 лет жизни. Дом в Болшеве был построен в 1936 году из остатков разрушенного Страстного монастыря, что стоял на месте нынешней Пушкинской площади в Москве. К его проекту приложил руку архитектор Щусев, вдохновленный непосредственно хозяином дома, срубленном по образу русской избы и украшенном резными наличниками. Дом-музей писателя С. Н. Дурылина его друг писатель Н. Д. Телешов назвал «Болшевским Абрамцевом». Дом-музей небольшой, всего несколько комнат на первом этаже, с мезонином и хозяйственной пристройкой.

Библиотека и письменный стол, за которым работал С.Н.Дурылин.

На стенах архивные фотографии.

На столе портрет жены Дурылина Ирины.

Порог этого замечательного дома столько раз переступали именитые гости. Здесь часто гостили М. В. Нестеров, близкий друг Дурылина, Н. И. Тютчев, актёры и актрисы Малого театра.

В доме сохраняется атмосфера подмосковного дачного дома 20 - 40-х годов.

В экспозиции есть подлинные работы Нестерова, Поленова, Фалька.  

В прихожей справа от крыльца дома - келья, где с 1936 года жила беглая православная монашка, которую после закрытия монастыря и десяти лет скитаний Дурылины приютили у себя.

Сохранилась уникальная архивная коллекция молитвенников, икон XVII — начала XX вв.

Хотелось бы выразить особую благодарность замечательному экскурсоводу Елене Васильевне за интересную и познавательную историю из жизни обитателей этого дома.

А вот ещё один удивительный случай, рассказанный ею, произошедший во время Великой Отечественной войны:

«День не предвещал ничего необычного, Сергей Николаевич в окружении близких друзей отдыхал на веранде. Вдруг во дворе раздался грохот и в метрах трех от дома в землю вертикально врезался «кукурузник». Два летчика каким-то чудом остались живы. Они выбрались из кабины и увидели мужчину, с изумлением смотрящего на них.

- А я Вас знаю, Вы Сергей Николаевич Дурылин, я слушал Ваши лекции, они были превосходны, - вдруг говорит один из летчиков Сергею Николаевичу.

Сергей Николаевичу, обладающий замечательным чувством юмора, отвечает: «Так вы, батенька, приехали меня поблагодарить?»

В это время друзья, спрятавшиеся от страха в доме, спрашивают:

- Сергей Николаевич, что же вы не убежали?

- Лучше умереть за столом, чем под столом».

Всё это было бы замечательной байкой, если бы не фотография, которую хранители музея с удовольствием показывают посетителям. Видно, Сергей Николаевич с друзьями уже тогда подумали, что история это будет казаться невероятной и запечатлели кукурузник на пленку.

"Там — сосны, это единственное, что я знаю ..."

М. Цветаева

В одном из самых живописных уголков Подмосковья – в Болшево, расположился дом, где с 19 июня по 10 ноября 1939 г. жила известная русская поэтесса Серебряного века - Марина Цветаева.

У входа дома-музея установлена мемориальная доска…

В эмиграции Марина Цветаева провела в общей сложности 17 лет. Позднее, в обращении к Л.П. Берии 23 декабря 1939 г. (после ареста близких), она писала: "Причины моего возвращения на родину — страстное устремление туда всей моей семьи: мужа Сергея Эфрона, дочери — Ариадны Эфрон и моего сына Георгия, родившегося заграницей, но с ранних лет страстно мечтавшего о Советском Союзе. Желание дать ему родину и будущность. Желание работать у себя. И полное одиночество в эмиграции, с которой меня уже давным-давно не связывало ничто". 18 июня 1939 г. Марина Цветаева вместе с сыном въехала в страну и вслед за тем, 19 июня, прибыла в Болшево, в дом по адресу: пос. "Новый быт", д. 4/33 - фактически это была дача НКВД. Сергей Яковлевич Эфрон, муж Марины Цветаевой, был сотрудником НКВД, поэтому получил комнату в загородном доме, и там семья Марины Ивановны впервые после возвращения из эмиграции поселилась вместе. Все четверо, полный состав семьи: Марина Ивановна, Сергей Яковлевич и дети – Ариадна и Георгий, которого в семье звали Мур. Это было место, где Цветаева ощутила свое пристанище на родине, первое полное и последнее пристанище в Советском Союзе для всей семьи.

В доме много подлинных вещей, принадлежащих семье Цветаевой и их современникам: книги, рукописи, мебель, картины…

В двух цветаевских комнатах цел паркет, по которому ходила поэтесса и на дверях, сохранившихся с того времени, не заменены ручки, помнящие тепло её сухой ладони.

Муж М.Цветаевой Сергей Эфрон

Дочь М.Цветаевой Ариадна Эфрон

Также в доме хранится коллекция портретов поэта и фотографии членов семьи.

Трудно было бы говорить о том, что неустроенность не позволяла Марине Цветаевой писать. Неустроенность есть творческое состояние, которое она преодолевает и в котором она создает гениальные вещи. Через два месяца после того, как она поселилась в Болшево, в середине августа 1939-го арестовывают ее дочь, еще через полтора месяца арестовывают ее мужа. Просто не до стихов! Она заботится о своем маленьком сыне Муре. Она ездит все время в Москву, ищет помощи у самых разных влиятельных людей. Тем не менее, она переводит на французский язык стихи Лермонтова (составившими знаменитую «Болшевскую тетрадь»), понимая, что печататься в СССР ей, может быть, не удастся. На французский переводить Лермонтова – вот какова была сила воли, какова была культура, каково было языковое совершенство этого человека.

Уникальные экспонаты музея — образцы самиздата произведений Цветаевой, Пастернака, Мандельштама 1930-х годов.

На кухне стоит увидеть отреставрированную печь и камин, а на веранде посидеть за круглым столом, где некогда собиралась к чаю вся семья.

Мы были покорены энтузиазмом нашего экскурсовода - Юрия Владимировича, который на протяжении 2-х часов проникновенно рассказывал о драматизме личной жизни и творчестве Марины Цветаевой. Великолепно читал стихи. А также хочется поблагодарить переводчика – Глоба Татьяну Александровну за её великолепное умение максимально точно и достоверно передать информацию, донести эмоции и переживания рассказчика экскурсантам!

Счастливые, радостные и оставшиеся довольными поездкой – экскурсанты.

Рассказал Павлов Петр

Фотографировали Павлов П., Умёнушкина Л и Стрельчук В.

23.11.2016

Мастерская стеклянного волшебства, 20.11.2106

Мы посетили мастерскую "Стиль Студия" елочных игрушек в Химках, где рождается чудо новогодней игрушки.Весь год, не покладая рук, здесь трудятся талантливые ...

Владимир – Боголюбово, 04.11.2016

Всемирную славу Владимиру, одного из городов «Золотого кольца России», составляют белокаменные сооружения XII века. Возвышение Владимира началось при сыне ...