DeafNet
Для глухих, слабослышащих и всех  /  Общество глухих
Распечатать

Эксперты «Новостей Югры» – как подготовить ребенка к школе. На примере слышащего мальчика из семьи глухих

Максим Крылов из Ханты-Мансийска в сентябре пойдет в первый класс. Его родители глухие, поэтому воспитание и подготовку к школе взяла на себя старшая сестра отца – Алена Рыбак. К слову, по образованию она воспитатель, так что мальчику общение с тетей идет на пользу.


Шаг в новую жизнь

Максим музыкальный, хочет научиться играть на саксофоне, любит рисовать, кататься на лыжах. А вот в машинки играть ему не нравится: считает, что это скучно. Зато мальчик умело мастерит – все время что-то вырезает, клеит. Так что родные вместо машинок ему покупают скотч и изоленту.

Он очень эмоциональный. Как настоящий блогер, Максим часто снимает себя на видео и любит позировать. А еще он умеет копить деньги. Но при этом совсем не жадный – недавно купил себе и брату наушники.

– Так как родители не могут с ним поговорить, а общаются только жестами, я забираю Максима на все выходные, праздники, в отпуск, чтобы ему просто было с кем разговаривать, – объясняет Алена. – Мой единственный сын вырос и уже женился. Теперь Максим мне как родной. Дома с родителями ему тяжело морально, он сам говорит, что ему не с кем пообщаться. Поэтому мне хочется привнести в его жизнь больше положительных эмоций.

Отец и мать научили мальчика писать и рисовать, а читать – не могут, так что развитие этого навыка взяла на себя Алена. Четыре года назад она ушла с работы, потому что Максим стал заикаться. Занималась его лечением, и болезнь миновала. Сейчас он не выговаривает только звук «р».

– Нам посоветовали отдать племянника на пение, говорили, что это помогает при заикании. Он год ходил в культурно-досуговый центр «Октябрь», и занятия помогли. А теперь мы решили отдать его в Центр искусств для одаренных детей Севера. Максим сходил на прослушивание. Пока что списки только предварительные, но специалисты оценили его слух на 10 из 10. Мы ходили на прием к уполномоченному по правам ребенка в Югре, просили разрешить Максиму жить в общежитии, несмотря на то что он местный. Там он будет под присмотром, социализироваться рядом со сверстниками.

А в первый класс он пойдет в восьмую школу – по месту жительства.

– Максим хочет в школу. Новая она будет или нет – для нас не имеет значения, лишь бы учителя были хорошие. Важно, чтобы педагог находил подход не только к ребенку, но и к родителям, – уверена Алена. – Учитель должен быть грамотным, развивать в детях дисциплинированность и таланты.

К школе Максим готов, а пока продолжает ходить в детский сад. Кстати, недавно его родителям поступила президентская выплата на школьника. Мальчик поехал с Аленой за покупками. Пока что потратили шесть тысяч – купили брюки, жилетку, две пары обуви и тетради. Ранее приобрели рубашки, прописи, а ранец Максиму подарили. Теперь семье предстоит покупка сменных брюк, спортивного костюма и канцелярии.

Именно папа и мама научили Максима писать и рисовать

Ценные советы

Впрочем, практикующий психолог Елена Брич из Ханты-Мансийска говорит, что для ребенка важны не столько школьные атрибуты, сколько поддержка близких ему людей.

– Родители должны быть всегда за детей, – убеждает психолог. – Если ребенок социализированный, ходил в детский сад – он уже умеет выстраивать отношения со своими товарищами, ровесниками. А если нет – крайне важны родительская поддержка, постоянный контакт, разговоры. Нужно способствовать налаживанию его дружеских отношений с одноклассниками, развитию положительных контактов.

Приводим несколько важных советов, которые помогут родителям и детям спокойно пережить адаптацию к школе.

Во-первых, нужно приучить ребенка к режиму. Первоклассники учатся в первую смену, и важно хотя бы за две недели настроить ребенка на ранние подъемы. Ведь если он не будет высыпаться, это проявится в капризах, нежелании идти в школу, что может стать причиной ненависти к учебе.

Во-вторых, следует подготовить сына или дочь к тому, что нужно будет делать домашние задания. В отличие от детсада, школа рассчитана на интенсивное обучение. Но и слишком строго спрашивать тоже не нужно, иначе первоклассник может испугаться школы и учителей.

В-третьих, родителям нужно думать, что они говорят ребенку. «Будешь плохо учиться – накажу» – это неправильная фраза. Так школа быстро вызовет у ученика раздражение и отвращение. А впереди 9 или 11 лет обучения.

В-четвертых, нужно подготовить рабочее место, показать ребенку, где висит его школьная форма. В детском саду знать этого было не нужно, если он находился там целый день. А после школы дети приходят днем, нужно объяснить, как правильно самостоятельно организовать пространство, куда убрать вещи.

В-пятых, приучать ко всему вышеперечисленному не стоит слишком резко. Иначе ребенок воспримет это так: все было хорошо, а школа началась – и все стало плохо. Такого ощущения у первоклассника возникать не должно.

Кроме того, Елена дала рекомендации и родителям – как им стоит воспринимать новый этап в жизни семьи. Она советует не глобализировать начало учебы для ребенка, а отнестись к этому как к длительному процессу:

– Не нужно преувеличивать тех перемен, которые происходят в жизни. Они, конечно, значительные, но это течение жизни. Не драматизируйте. Меньше напряжения – иначе оно будет передаваться детям, и они будут ощущать его как ужас. Родители очень требовательны и почему-то считают, что дети должны быстро все делать, соображать, учиться. Мамам и папам кажется, что дети не могут понять элементарного, а для них это действительно сложно. Не нужно требовать сверхъестественного, стоит запастись родительским терпением, вниманием, заботой. Следует понимать, что для первоклассника это стрессовая ситуация, и своим поведением ее лучше не усугублять.

Подготовка к школе должна сочетать в себе интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Многие родители считают, что для успешности ребенка в школе достаточно организовать только интеллектуальную готовность – научить его читать, считать и решать, и это обеспечит полную подготовку к школе. Но очень важный аспект – внутренняя, личностная готовность: уровень приспособления малыша к новым условиям, уровень самостоятельности и самообслуживания, усвоение им социальных норм и правил.



Лайфхаки для родителей


Татьяна Белых, педагог начальных классов

– Ребенок должен быть готов к школе в первую очередь психологически. Не так важен даже комплекс знаний, умений и навыков. Он должен понимать, что школа – это уже не детский сад. Здесь свои требования и ограничения: урок длится 40 минут, вставать нельзя, воспитателей и нянечек нет, учителя нужно слушаться. Конечно, сразу сложно перестроиться, но у нас есть адаптационный период. Ребенок должен научиться самообслуживанию: справляться с пуговками, замками, шнурками. В первоначальном багаже знаний должен быть счет до 20 и обратно, нужно различать геометрические фигуры, важно, чтобы у ребенка была поставлена рука. Я всегда советую летом по 15–20 минут лепить, собирать мозаику, писать в прописи, обводить рисунки и слова. Если этого навыка нет – дети не видят клетки, линии, строки, рука дрожит. Тогда детям будет легче в школе.


Лолита Гальт
ugra-news.ru

15.08.2021

В Киргизии появился первый автобренд «Ками Моторс». В компании работают 46 сотрудников, 39 из них глухие и слабослышащие

Киргизский автопром нацелился на Россию. Первый киргизский автомобиль завезут в Россию через Белоруссию. Цена грузовичка по имени ...

Калужские новости на телеканале «Ника ТВ» начали выходить с сурдопереводом

В Калужской области около тысячи человек, которые общаются при помощи языка жестом. Именно для них на телеканале «Ника ТВ» начали выходить по пятницам ...