DeafNet
Для глухих, слабослышащих и всех  /  Общество глухих
Распечатать

Говорящие руки. Как детей со всей Тамбовской области учат жить с помощью языка жестов

Фото: Алексей Бучнев

На школьную доску прикреплена надпись: «доска». Рядом фразы – «Меня зовут Елена Алексеевна» и «Можно выйти?». Подобные таблички в «Школе-интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» деревни Красненькая Тамбовского района встречаются буквально везде: в классах, библиотеке, спортивном зале и мастерских. Такие подсказки помогают воспитанникам с нарушениями слуха и служат опорой для построения речевых высказываний. Об особенной школе, особенных учителях и особенных детях – в нашем материале. Сегодня отмечается Международный день глухих.

Маленькие Цезари

В театральный кружок «Закулисье» попадаем во время репетиции, когда ребята разучивали роли, сопровождая произношение жестами. Учитель начальных классов, учитель-дефектолог Ирина Юдаева поясняет, что её воспитанники, как маленькие Цезари, на занятиях пытаются делать несколько дел одновременно, например, совместить жестовое и речевое проговаривание:

– Дети одновременно должны контролировать и звуки, и знание текста, и жесты, а это крайне трудно. Учимся долго, но упорно. Перед спектаклем всегда напоминаю ребятам, что выступать они должны так, чтобы их все поняли. Используем жестовую речь, так как играем в основном среди своего контингента.

Школьному кружку «Закулисье» 11 лет, театральный коллектив «Забава» существует на год больше. Сегодня в нём восемь участников – дети из 3 и 8 классов – мальчики и одна девочка. Перед пандемией ребята успели выступить со спектаклем «Незнайка - музыкант» и стать победителями областных фестивалей «Мы вместе» и «Хоровод дружбы».

Ирина Юдаева говорит, что обзавестись хорошей коллекцией реквизита дорого. Поэтому в школе заказывают только самые универсальные декорации и ширмы, которые подойдут к любому спектаклю. Костюмы для спектаклей и некоторые декорации изготавливаются в школьных мастерских. Также в подготовке театрального реквизита участвуют родители членов коллектива «Забава».

Гармония и развитие

Учатся в школе-интернате девочки и мальчики не только с нарушениями слуха, а также с нарушениями речи и зрения. Помимо усвоения образовательной программы, руководство учреждения обращает внимание на развитие творческих способностей своих воспитанников. Для этого создано более 15 кружков и секций художественного, хореографического, театрального и спортивного направлений. В каждом направлении есть достижения областного, всероссийского и международного масштаба.

– Творческие занятия способствуют общему гармоничному развитию детей и прежде всего их социализации в общество. Наши дети не находятся в одной замкнутой среде и пытаются общаться со слышащими детьми, что развивает их коммуникативные способности. Для самоопределения детей у нас хорошо построена профориентационная работа, которая организована с 5-го класса. Для каждого класса составлена программа, по которой работает классный руководитель и воспитатель, – уточняет заместитель директора по учебно-воспитательной работе Олеся Пудовкина.

«Я вышила гуся!»

– Ряяябинааа, – протяжно объясняет ученица, а педагог добавляет, что так называется её новая поделка.

– А я вышила гуся! – торжествующе говорит другая воспитанница.

В кабинете декоративно-прикладного искусства пахнет свежей краской, а рабочая мебель «прячется» под всевозможными накидками. Тут недавно провели ремонт, и ещё не успели полностью укомплектовать класс.

По национальному проекту «Образование» учреждение получило швейные машинки и современный манекен, подстраивающийся под любой размер одежды. Теперь девочки младшего возраста будут работать на новых бытовых машинках, а на промышленных – старшеклассницы.

– Мы шьём, занимаемся квиллингом (бумагокручение – прим. ред.), аппликацией. С девочками постарше вышиваем бисером, есть даже стенд с иконами, – рассказывает педагог допобразования Лидия Кузнецова. – Любое творчество не только развивает талант к чему-то, но и расширяет образовательный горизонт. Дети учатся презентовать свои работы, быть более свободными и уверенными.

В школе-интернате учатся 68 воспитанников с нарушениями слуха и работает 51 педагог, классы малочисленные – рассчитаны максимально на 6-7 детей. Обучение в школе ведётся в пролонгированные сроки. Усвоение девятилетнего образования растянуто на одиннадцать лет.

Уникальная школа

В процессе обучения неслышащих детей используется дактильная речь – вспомогательное средство в формировании словесной речи. На базе учреждения даже существует дошкольное отделение, где малышей в первую очередь учат понимать и различать речевые и неречевые звуки.

– Представьте людей, которые идут в наушниках по улице и не замечают сторонних звуков. Также и человек с нарушением слуха – ему тяжело понять, что за звук раздаётся. Наша задача – научить различать эти звуки. Некоторые говорят «глухонемые», но в современном обществе этот термин не используется, так как все дети с нарушениями слуха обучаются произношению и могут говорить в соответствии со своими возможностями. Образовательный процесс в школе построен так, чтобы ребёнок научился общаться с любым собеседником, в том числе и со слышащим, – комментирует Олеся Пудовкина.

Учителю и руководителю изостудии «Радуга» Елене Барсуковой легче, наверное, чем другим, работать с особенными детками, ведь она и сама особенный педагог. Жестами объясняет, что вместе с воспитанниками она всегда проходит длинный творческий путь. Научить ребёнка рисовать – сложно, но объяснить, что в красках должна быть гармония – ещё сложнее:

– Смотрю, какой уровень развития у ребёнка, и, полагаясь на это, строю занятия. Профессия многому научила, например, понимаю настроения ребёнка по рисунку. Если в работе есть тёмные краски, значит, что-то не в порядке. Спрашиваю, почему он такими цветами рисовал, пытаюсь всегда помочь вернуть чувство защищённости и спокойствия.

Про себя Елена Барсукова говорит как про состоявшегося художника, педагога и женщину. Она участвует в выставках и пленэрах в России и за границей. В прошлом году посетила Хорватию, где демонстрировала коллекцию кукол в народных костюмах Рязанской, Тамбовской, Московской и Тульской областей.

Глядя на учеников школы, на их желание учиться, развиваться и совершенствоваться, задумываешься, а, быть может, и нет никаких ограничений, а все условности только на бумаге?..

Елена Гридчина
https://top68.ru

02.10.2020

«Локо» и ЦСКА сняли ролики для дня глухих: там звезды говорят языком жестов

27 сентября в мире отмечается день глухих. В этом году в этот день проходит дерби между ЦСКА и «Локомотивом». Обе команды подготовились к этому событию.У ЦСКА бесплатные сайты знакомств москва и московская ...

Мир глохнет. Как сберечь слух и каков его идеальный уровень

ВОЗ прогнозирует, что всего через 30 лет почти миллиард жителей Земли будет иметь серьезную потерю слуха. При этом половину случаев тугоухости можно badoo сайт знакомств мобильном ...