Deafnet.ru - Сайт для глухих, слабослышащих и всех
      
    Закрыть



Путешествие дефектолога: Второй день в школе в Будапеште

Во второй день я приехала в школу уже к 8 утра. Мне составили подробную программу! Это была среда, каждую среду в школу приходят студенты из педагогического университета. Они получают специальное образование по схожей с Россией системе. 4 года бакалавриата, 2 — магистратуры. Обучение разделено на профили, студенты могут выбрать направление подготовки. Начиная со второго курса, каждую среды студенты приходят в школу, смотрят уроки, проводят уроки венгерского языка. Помимо этого, каждый год у них трехмесячная практика в школе.

Учебный класс
Учебный класс

Поэтому в среду в школе творится сумасшедший дом. Немного. Первые два урока, которые я смотрела, были индивидуальные занятия с девочкой с синдромом Эдвардса. Ее учат простым бытовым вещам и элементарному чтению. На первом уроке Вера (ученица) делала бутерброд с маслом и медом. Она выполняла все действия сама, вместе с преподавателем они учили названия используемых предметов и продуктов, записывали их названия и рисовали сами предметы. На втором уроке была работа с историей про кота. На занятии повторялся прошлый урок и по рисункам и коротким предложениям изучалось продолжение истории.
В кабинете много разных пособий, большинство из которых сделаны руками преподавателей.

Третий урок был уроком математики. Здесь класс делится на три группы. Первая группа детей (2 человека) занимается отдельно с преподавателем, так как темп работы у них более низкий. Вторая группа детей (2 человека) занимаются по отдельной программе, так как до этого года они учились в другой школе и их знания не совпадают со знаниями детей в этой школе. Третья группа ребят (5 человек) учится вместе по текущей программе. Учителя школы написали учебники по математике специально для программы этой школы. Ведь к моменту второго класса эти дети уже четвертый год в школе, им 10-11 лет. На уроке математики используют много наглядности, да и сами задания в учебнике интересные и ориентированы на практическое применение полученных знаний.

Написание слова "математика" почти такое же, как и в русском языке) Над ним - счет на пальцах
Написание слова «математика» почти такое же, как и в русском языке)
Над ним — счет на пальцах

Четвертый урок — индивидуальное занятие с логопедом. Эти занятия длятся 20 минут, проходят каждый день вплоть до выпуска из школы. В кабинете поразило зеркало, которое располагалось во всю стену! Очень удобно. Дети занимаются с охотой.

Пятый урок был наиболее интересен. Это был урок венгерского жестового языка с неслышащим преподавателем. Учитель закончил педагогический университет и уже больше пяти лет работает в школе. Он носит слуховые аппараты, помогает воспитателям и ведет уроки жестового языка. Урок проходил в игровой форме, очень динамично и интересно! Вся коммуникация, все взаимодействие проходило только на жестовом языке.

Сначала все поздоровались, вспомнили прошлый урок. Затем была игра с названиями животных. Каждый ребенок назвал свое любимое животное, затем преподаватель показывал на одного из детей другие должны были быстро назвать его любимое животное. Затем первый ребенок называл свое любимое животное, показывал на любого из детей и называл его любимое животное. И далее по кругу. После была игра по аналогичной схеме, но с названиями цветов.

Таблички для игры "Найди пару"
Таблички для игры «Найди пару»

Мне удалось принять участие в следующей игре «Найди пару», немного пообщаться с детьми и показать пару жестов из русского жестового языка =) Для начала ребята называли предметы, которые нарисованы на табличках. Затем все таблички перевернули и каждый мог за один ход посмотреть две таблички. Если они совпадали, ученик забирал таблички себе, делал еще один ход. Если не совпадали — наступала очередь следующего ученика. Игра хорошо развивает память, помогает запомнить названия игрушек (чаще всего на таких дощечках нарисованы куклы, мяч, машинки и т.д.).

После занятий я осталась поговорить с одним из преподавателей. Долго обсуждали проблемы и сложности нашей работы. К сожалению, большинство неслышащих детей — это дети из неблагополучных семей. Их семейные проблемы, с которыми каждый день сталкиваются маленькие ученики, зачастую намного серьезнее, чем те проблемы, с которыми сталкиваются взрослые. И вот ты приходишь в класс. Учитель. Ты должен учить их. Считать, писать, читать. И очень тяжело чувствовать свою беспомощность, то, что в твои обязанности не входит решать их проблемы… Конечно, в крайних случаях учителя вмешиваются. Пишут заявления в полицию, в социальную защиту. Но чаще всего проблемы семьи остаются внутри семьи. А ты должен работать несмотря ни на что. Чтобы эти дети росли другими и строили новый замечательный мир.

Поделки детей. Мне показалось, очень стильно)
Поделки детей. Мне показалось, очень стильно.

Школа приняла очень тепло, показала и рассказала все, что можно было успеть за такой короткий промежуток времени. Очень благодарна всем учителям за активную помощь! Надеюсь, на этом наше сотрудничество не закончится 

О русском языке в Венгрии

А еще, все преподаватели изучали в школе русский язык. Необходимости в его использовании сейчас нет, поэтому язык забывается. Но каждый педагог помнит единственную фразу на русском «Никто не отсутствует!». Они рассказывали, что было совершенно не важно, присутствует на занятиях весь класс или нет даже половины. Дежурный всегда докладывал одинаково, потому что как сказать по-другому никто не знал…:) 


Юлия Гермашова

10.11.2017
 

 
   © Copyrights. DeafNet.Ru, 1999-2017. Все права защищены.