DeafNet
Для глухих, слабослышащих и всех  /  Общество глухих
Распечатать

Путешествие дефектолога: Финляндия. О школах

В первую поездку о школах для детей с нарушением слуха мне удалось узнать немного из-за необходимости вернуться в Россию. В Хельсинки буквально 10 лет назад закрыли последнюю школу глухих и решили, что детям с нарушением слуха лучше обучаться с нормально слышащими сверстниками. То есть речь идет об интеграции детей с нарушением слуха в среду нормально слышащих сверстников. В настоящее время слова «интеграция» и «инклюзия» мы слышим все чаще. Хотелось бы объяснить принципиальную разницу. Оба термина предполагают разную включенность ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ребенка с ОВЗ — официально принятый термин) в систему образования. Интеграция предполагает, что ребенок с нарушениями помещается в среду обычных сверстников, учится и развивается в соответствии с требованиями к норме. То есть, мы просто берем и помещаем особого ребенка из специального учреждения в обычное и он там учится. При интеграции РЕБЕНОК С ОВЗ АДАПТИРУЕТСЯ К ТРЕБОВАНИЯМ СРЕДЫ.

Интеграция бывает разной.

— полная интеграция: ребенок с ОВЗ учится с обычными сверстниками постоянно и проводит внеклассное время с ними постоянно;

— неполная интеграция: ребенок с ОВЗ учится с обычными сверстниками и проводит большую часть внеклассного времени с ними;

— частичная интеграция: ребенок с ОВЗ проводит со обычными сверстниками только часть учебного и внеклассного времени;

— эпизодическая интеграция: ребенок с ОВЗ объединяются с обычными сверстниками только на мероприятиях и праздниках. Смыслом такой интеграции является организация хотя бы минимального взаимодействия детей.

Инклюзия же предполагает принятие индивидуальности каждого ребенка и организация обучения таким образом, чтобы все образовательные потребности ребенка были удовлетворены. Создается индивидуальная программа обучения. Соответственно, инклюзия предполагает, что СРЕДА АДАПТИРУЕТСЯ К ПОТРЕБНОСТЯМ РЕБЕНКА С ОВЗ. Таким образом, можно считать инклюзивное образование более гуманным. И более продвинутым.

Итак, в Хельсинки последняя школа глухих им. Альберта была расформирована и перенесена в общеобразовательную. Таким образом мы можем говорить о частичной интеграции. Ведь несмотря на то, что все дети учатся в одной школе, дети с ОВЗ (в данном случае — дети с нарушением слуха) учатся в отдельных классах и с нормально слышащими сверстниками взаимодействуют на прогулках, мероприятиях и праздниках. Также объединенными являются некоторые уроки. Мне удалось попасть в школу и поговорить с директором. Она оказалась очень приветливой, хотя и была крайне удивлена моим визитом. Связаться заранее с этой школой мне не удалось, т.к. русские поисковики не дали мне никакой информации даже по англоязычному запросу. Помогли найти мне эту школу мои знакомые в Хельсинки через финские поисковики и то — с большим трудом. Школа выглядит как в традиционном американском фильме — приветливые дети, светлые коридоры, повсюду поделки детей, макеты, рисунки, хороший ремонт… Атмосфера — праздника.

Как я уже и сказала, дети с нарушением слуха учатся в отдельных классах. У них один слышащий учитель и два — глухих. Все трое прекрасно говорят на финском и английском, грамотно пишут. Из-за необходимости довольно быстро вернуться в Россию, я не смогла посетить уроки, но сейчас веду переписку с учителями школы и непременно сообщу о новой информации, которую мне удастся получить! В эту школу я еще вернусь в рамках будущей поездки — осенью.

Название школы: Albertin koulu
Адрес: Finland, Helsinki, Viinenkuja, 6

http://deaf-planet.ru

15.10.2017

Путешествие дефектолога: Немного о школах глухих Дании

Датская школа нам тоже не ответила на письмо, поэтому пришлось прийти без приглашения. Директор встретила нас озадачено, сказала, что письмо видела, но мышление слабослышащих детей ...

Путешествие дефектолога: Бельгия

Бельгия тоже оказалась не рада нас видеть в школах. Центральная Европа не гостеприимна…Однако! Одна из школ ответила и сообщила, что раз в понедельник у них знак слабослышащий ...