DeafNet
Для глухих, слабослышащих и всех  /  Общество глухих
Распечатать

Будущий сурдопереводчик Алиса Сытина рассказала об особенностях жестовых языка и пения, а также общения с глухими

Алиса Сытина – студентка 2 курса Тверского медицинского университета, будущий педиатр. А ещё она учит жестовый язык, чтобы общаться с глухими людьми, и потому что ей это «просто интересно». Алиса рассказала ТИА, в чём особенности общения и самого языка, а также спела жестами куплет из очень известной песни.

Началось всё в 10 классе. Я училась в 55-й школе в «Южном» - это такая маленькая розовая коробочка. Мой преподаватель литературы Наталья Александровна Мамитова, которая сейчас работает в библиотеке Герцена, предложила нам ради интереса поучаствовать в круглом столе, который проводило тверское отделение Всероссийского общества глухих. Тогда мы с девчонками выучили несколько фраз на жестовом языке – приветствия и поздравления. Приехали, выстроились в линеечку, показали. Мы произвели фурор, потому что никто не ожидал, что слышащие ребята проявят какой-то интерес к жестовому языку, что кому-то за пределами их сообщества это вообще интересно. Они спрашивали, есть ли в наших семьях глухие родственники, не верили, что у нас не было конкретной причины. Ответ – "просто так и интересно" – искренне удивлял, потом воодушевлял, потому что в нас все уже видели будущих сурдопереводчиков. В общем, всем понравилось. А потом Наталья Александровна предложила нам поучаствовать в постановке сказок на жестовом языке для детей из коррекционной школы.

Когда я поступила в вуз, то думала, что история с жестовым языком для меня уже закончилась. Однако в библиотеке Герцена открылся кружок по изучению жестового языка, и Наталья Александровна позвала меня туда. Ну, я и подумала, а почему бы и нет? Рутину в Меде надо чем-то разбавлять. Занимались мы целый год, для меня это был, скорее, отдых. Так я и выучила основные жесты – около 500. К тому же в библиотеке работают инвалиды по слуху, поэтому у нас ещё была практика с носителями языка.

А на втором курсе я начала работать со студенческим отрядом «Милосердие» (участники помогают в больницах, детдомах). Они как раз собирались навестить ребят из школы для глухих и слабослышащих детей. Но выяснилось, что никто из волонтёров не владеет жестовым языком, общаться планировали с помощью записочек. Тут я и сказала, что мне это ни к чему, поскольку я смогу поговорить с ребятами на их языке. На меня обрушился шквал вопросов: Как? Почему? Откуда? Мы стали также готовить постановку сказки «Красная шапочка», я помогла актёрам разучить роли. С тех пор они загорелись идеей выучить жестовый язык, подбегали ко мне, спрашивая: а как сказать «я не понимаю», «как тебя зовут», «повтори» и т.д. В общем, родился отдельный проект, и сейчас я обучаю ребят жестовому языку, преодолевая кучу своих комплексов, потому что не люблю публичные выступления, мне это тяжело даётся. Теперь каждый из них может поддержать беседу, поговорить минут 5-10, чтобы удивить, вдохновить, порадовать. В конце апреля мы снова поедем в школу и в рамках нового проекта «Я тебя слышу» проведём интерактивную игру – квест.

Конечно, для глухих ребятишек это большой подарок, потому что у большинства из них нет возможности общаться со слышащими детьми либо они их боятся и сторонятся. Глухие учатся отдельно, интеграции в социум нет.

Жестовый язык – это не так и сложно, как может показаться на первый взгляд. Всего насчитывается около 4500 жестов, включая жаргон, терминологию и т.п. Если ты не знаешь какое-то слово, то есть дактиль-азбука и всегда можно показать по буквам. Конечно, глухие говорят намного быстрее, чем я. Но это дело практики. К тому же со временем ты начинаешь мыслить в рамках тех жестов, которые ты знаешь. Практически любую мысль можно объяснить или описать.

В языке глухих есть большое количество многозначных жестов. И это несколько усложняет ситуацию. Новички думают, что смотреть на руки - этого достаточно. Но на самом деле надо совмещать и жесты, и артикуляцию. Потому что одинаковые жесты имеют разное значение, и без чтения по губам догадаться сложно. Например, жест, когда правым указательным пальцем ударяешь по левому указательному, может обозначать: «который», «потому что», «этот». Без артикуляции понять очень сложно, теряешь время на догадки, а потом и смысл фразы.

Важна и мимика – общаться с каменным лицом нельзя и невозможно. Наверное, вы видели, как разговаривают глухие люди – их мимика более эмоциональна и выражена, более резкая, но не утрирована. Никто не строит из себя великих мимов и не кривляется.

Очень многие дети в коррекционной школе могут читать по губам. Есть и такие, кто читает по губам и при этом не знает жестов, скорее всего из семей, где слышащие родители. Есть дети и с остатками речи, поскольку слух потеряли уже после рождения. Но даже если они и умеют говорить, то стараются этого не делать, потому что понимают, что их речь будет с ошибками, деформирована, а это может вызвать смех или непонимание. Они элементарно стесняются.

Есть и ограничения по темам для разговора. Рано или поздно, поверхностное общение заканчивается, хочется поговорить уже о чём-то серьёзном. О музыке? О кино? Театре? Далеко не со всеми. Не все ребята смотрят те же фильмы с субтитрами. Есть, конечно, кто смотрит. У них на страничках в ВКонтаке раздел видеозаписей заполнен фильмами с субтитрами. Поэтому тему для разговора выбираешь взвешенно, чтобы не было дискомфорта.

У меня, например, была большая проблема по началу с шутками. Я люблю пошутить, поиронизировать. А они очень доверчивые, всё воспринимают всерьёз.

В жестовом языке предложения строятся по своим законам – вся важная информация сообщается в конце фразы. Например, в разговорной речи смысловую нагрузку в предложении «Я еду в Москву» мы передаём интонацией и ударением на важном слове. В жестовом языке это будет уже три фразы: «Я еду в МОСКВУ», «В Москву я ЕДУ», «В Москву еду Я». К этой особенности нужно привыкать. Также предложения должны быть простыми, иначе вас просто не поймут, потеряв нить повествования. Книжные обороты в стиле Льва Николаевича Толстого не подойдут. В конце ставится и отрицание. Если мы говорим «не ходил», то жестами я сообщаю иначе – «ходить/нет».

Некоторые жесты мы используем, даже не подозревая, что это слова жестового языка: «привет», «пока», «позвони», «иди», «писать», «люблю» и др. Они всем понятны, потому что образны.

Я хочу выучить жестовый язык на профессиональном уровне, чтобы стать сурдопереводчиком. В Твери у нас всего лишь 3-4 сурдопереводчика на 400 глухих жителей. Этого очень мало. А походы в больницы, в домоуправление или другие официальные учреждения никто не отменял. Нужен переводчик. В том числе, и в кабинете врача. И получается, что об интимных вещах и проблемах узнаёт не только врач, но и посторонний человек. Моё знание жестового языка в такой ситуации может сильно помочь: больной сможет без посредника рассказать напрямую врачу о том, что его беспокоит. Так что это «плюсик» в моей анкете или резюме. Да, и кстати, русский жестовый язык считается иностранным, так что в графе «знание иностранных языков» я могу сделать такую пометку.

В Твери каждый год проходит фестиваль жестовой песни для глухих и слабослышащих ребят. В чём суть выступления? Включается фонограмма песни, и под неё выступающий показывает слова жестами, в темпе и ритме произведения, которое он исполняет. Главное – передать настроение, чувства и эмоции. Когда мы слышим песню, то, прежде всего, понимание приходит через музыку и голос певца, мы даже слов можем не разбирать. В жестовом пении всё иначе – мы словно смотрим видеоклип. На самом деле это выглядит очень красиво и завораживающе, потому что жестовый язык красив сам по себе. Вот сейчас ваши читатели, увидев, как общаются глухие люди, скажут: что же здесь красивого? Но надо понимать, что их быстрые жесты смазаны, как и наша разговорная речь тоже искажается. Другое дело – жестовая песня: там всё отточено, правильно, размеренно. Это волшебный процесс. Придите и посмотрите хотя бы раз или найдите в интернете видео.

Специально для наших читателей Алиса ответила на несколько вопросов о себе на жестовом языке и спела куплет из песенки. Попробуйте догадаться – какой!

Записала Наталья Сердобинцева, видео снял Николай Лотоев

tvernews.ru

02.05.2017

Китайцы разработали часы, способные озвучивать язык жестов глухих

Китайские учёные разработали концепт «умных» часов, которые помогут глухим снова говорить. Устройство состоит из браслета и колец, которые надеваются на глухие и слабослышащие дети ...

В Минске хулиганы напали на глухого мужчину с ножом

Следователи устанавливают обстоятельства нападения 35-летней женщины и 19-летнего парня на глухонемого мужчину.Как стало известно, вечером 25 апреля программа для слабослышащих ...