DeafNet
Для глухих, слабослышащих и всех  /  ДН-Репортаж
Распечатать

Неделя глухих: день за днем. Сегодня состоялся Симпозиум по истории глухих, которым и закончилась Неделя глухих... Фоторепортаж Тори.

Актовый зал центральной библиотеки им. М. Шолохова, что на «Преображенской площади» встречал гостей и участников Симпозиума по истории глухих ослепительной чистотой и свежим запахом краски – недавно закончили ремонт.
После короткого приветственного слова Председателя МГО ВОГ В.З. Базоева, поздравившего всех участников и гостей с открытием, работа Симпозиума началась. Сама атмосфера Симпозиума уже настраивала на рабочий лад.


Д.Е. Балашов (слева): «У меня есть документ из РГИА
(Российский Государственный Исторический Архив - прим. Тори),
в котором говорится, что в начале XX века в Киевской губернии
не было школ для глухонемых.
В.В. Скурчинский (улыбаясь): «У меня совсем другие данные.
Я обязательно об этом расскажу...»


Сразу можно сказать, что докладчики серьезно подготовились к Симпозиуму. Несколько фотостатей этого репортажа ни в коем случае не отдают предпочтения тому или иному выступающему: исследования докладчиков и найденные в архивах материалы достойны отдельного рассказа.

Историк из Астрахани В.М. Гусев, который занимается исследованиями в свое свободное время, рассказал о новых фактах из жизни глухих в годы Великой Отечественной войны.
А.Б. Славина поделилась найденным в архиве материалами с заседания ячейки первичной организации ВОГ. Ничего кроме цитирования Протокола заседания. Но на миг показалось, что ты в том времени, в той эпохе. Ощущения несколько необычные.
А. Славина: «Представляете, председатель первички предложил собирать деньги на танк для Красной Армии. А у самого пятеро сыновей, и все ушли на фронт...»


В. Гусев: «И так было везде.
И дело не в строжайшей дисциплине того военного времени,
а в самом настрое глухих тружеников.
И не только глухих: все работали, ради Победы...»


Пресса не прошла мимо этого события. Замечено, что почти на каждом мероприятии Недели глухих, обязательно есть кто-нибудь из пишущей, или снимающей гвардии. На этот раз снимали материал для Преображенского кабельного телевидения.


Главный редактор ВЕС В. Скрипов
со своей неразлучной «лейкой».


Профессор Г.Л. Зайцева, автор метода и создатель школы билингвистического обучения глухих детей подробно остановилась на терминологии и определении «русского жестового языка». Она считает, что реальная ситуация такова, что правильнее было бы называть «российский жестовый язык»


Г.Л. Зайцева:
«Мимика?» Она всегда есть и присутствует в любом словесном языке.
Вы можете представить себе говорящего с каменным выражением лица?
А в жестовом языке мимическое выражение лица имеет большое значение...»


Выступил В.В. Скурчинский, директор-хранитель музея истории глухих (г. Киев, Украина) Этот музей имеет уникальную коллекцию архивных материалов, фотографий и экспонатов, рассказывающих об истории глухих, о событиях в жизни глухих.

Он рассказал о той самой знаменитой Малинской школе для глухонемых детей, что недалеко от г. Киева, материалы о которой не нашлись в РГИА. Но продемонстрированные фотографии и фотодокументы того времени убедили зал и подтвердили уникальность Киевского музея истории глухих.

Создал и организовал обучение глухонемых детей в этой церковно-приходской школе православный священник Моисей Яворский, у которого двое из четырех детей родились глухими. Возможно, а скорее, именно эта причина сподвигла не только Моисея Яворского, но и его семью на самое настоящее служение глухим детям. Молва об этой Малинской школе для глухонемых распространилась далеко за пределами Киевской губернии.
В этой школе смело применили новаторское в то время обучение письменному слову через таблички. Через те самые таблички, которые сейчас стали неотъемлемой частью обучения глухих детей.


В. Скурчинский: «Сын Моисея Яворского, тоже священник,
продолживший дело своего отца, стал «врагом народа» и сгинул в ГУЛАГе.
Дом школы глухонемых детей был разграблен и превращен советскими
властями в коммуналку, а затем и вовсе был снесен.
Мне удалось недавно встретиться с одним из потомков этой династии.
Меня встретила слышащая пра-пра-правнучка, и общалась со мной
на хорошем жестовом языке.
Уже пятое поколение этой семьи служит глухим...»


Зал с замиранием слушал повествование этого великолепного рассказчика, Мастера. Его мягкая и легкопонятная жестовая речь держала зал в напряжении.
В. Скурчинский уже закончил свой рассказ, а зал молчал. Потом взорвался шквалом рук и аплодисментами.


Д. Ребров, на которого была возложена вся техническая
поддержка симпозиума, одновременно был переводчиком с русского ЖЯ на
американский жестовый. Переводил Дима только одному человеку -
гостье Симпозиума, американке Фрэнсис Маргарет Парсон


Выступившая Фрэнсис Парсон напомнила, что основой ЖЯ все-таки был французский, который распространился по всему миру. Сейчас жесты французского языка остались во многих национальных жестовых языках, но не имеют уже того главенствующего значения.

Фрэнсис Парсон, глухая с рождения, журналистка, профессор Галлодетского Университета, проработавшая там много лет. Она сторонник тотальной коммуникации. Фрэнсис Парсон считает, что не стоит делать основной упор на ЖЯ, он всего лишь дополнительный способ развития глухого, наряду с речевым, дактильным и другими всеми возможными средствами.

К сожалению, заметила Фрэнсис Парсон, в настоящее время наблюдается крен в «чистый ЖЯ». Фрэнсис с методом тотальной коммуникации была в очень многих странах мира, во многих школах. К сожалению, иногда чувствовалось противодействие ей.

Фрэнсис считает, что однобокое увлечение развитием глухого через «чистый ЖЯ» без тотальной поддержки всеми доступными средствами, может сослужить плохую службу: глухие чаще станут не понимать язык страны, в которой родились и, как следствие, ещё больше замкнутся в сообщество себе подобных.


Н. Чаушьян: «Правильно ли я поняла, что в Галлодетском
Университете почти не применяется обучение и развитие через устное
(письменное) слово? Как же студенты понимают, например, учебники?»



Фрэнсис Маргарет Парсон: «Это большая проблема.
Я многие годы преподавала в Галлодетском Университете.
Многие, кто использовал в обучении и развитии тотальную коммуникацию,
становились потом профессорами. Грамотными и эрудированными людьми.
Новое поколение студентов не считает обязательным
важную составляющую – слово. Я не хочу говорить про результат...»


Симпозиум прошел быстро и незаметно. Многие выступления вызывали живой отклик в зале. Это и доклад А.А. Комаровой «Опережающий время». Интересны были исследования Д.Е. Балашова переписки Министерства Народного Просвещения по вопросу образования глухих в 1898-1901 годах!

Доклад В.М. Гусева об истории рыбинской школы для глухих детей, в которой он сам, кстати, учился, а также новый доклад В.В. Скурчинского об истории еврейской школы глухих в Киеве – не оставили зал равнодушным.

Интересный доклад Т.А. Мамонтовой о значении музеев ВОГ, как не только исторических хранилищ и молчаливых свидетелей современности, заставляет задуматься.

Я.Б. Пичугин выступил с основами создания «Словаря культуры глухих». Его доклад был интересным и запоминающим.

Закрыл Симпозиум его ведущий - главный редактор «Мира глухих» - В.А. Паленный.
Неделя глухих в Москве завершилась.


Участники Симпозиума. Фото на память

09.10.2004

26 октября прошла Ярмарка вакансий для инвалидов. Народу было много, очередь протянулась от дверей Центрального Дома культуры железнодорожников - аж! - до Казанского вокзала!

Многие люди, проходящие мимо, интересовались, что вдруг тут такая толпа собралась? Что-то интересное дают? :-)Вместо планируемого открытия в 11.00, Ярмарка ...

Неделя глухих: день за днем. Сегодня состоялся День Российского жестового языка, посвященный Московской Неделе глухих-2004. Ловишь себя на мысли, что все это уже было, все это знакомо...

То же жестовое пение, но исполненное чуть-чуть иначе, те же номера концертной программы, в которых замечаешь что-то новое и неожиданное. Если бы это было не ...